Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии

  • Основной вопрос философии.

  • Исторические типы мировоззрения

  • Особенности философского мировоззрения

  • Философия в системе культуры. задание 1. 1. Существует несколько определений философии Философия слово греческого происхождения в переводе означает любовь к мудрости


    Скачать 22.92 Kb.
    Название1. Существует несколько определений философии Философия слово греческого происхождения в переводе означает любовь к мудрости
    АнкорФилософия в системе культуры
    Дата19.01.2022
    Размер22.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазадание 1.docx
    ТипДокументы
    #336455

    1. Существует несколько определений философии:

    Философия - слово греческого происхождения в переводе означает «любовь к мудрости».;

    Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. (Российская энциклопедия философии, 2001);

    Философия – размышление о многообразии человеческого опыта или рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые больше всего волнуют человечество. (Британская энциклопедия, 2000)

    Предмет философии – это наиболее общие взаимоотношения, закономерности, существующие в системе «мир и человек» на всех уровнях бытия. Человек и его отношение к миру как предмет философии раскрываются посредством фиксации отношений объективной действительности и субъективного мира. Философия ставит и ищет ответы на «вечные вопросы», которые являются вопросами не обыденно-практической жизни, но наиболее общей и глубокой сферы человеческого существования – сферы поиска ответов на вопросы о смысле человеческой жизни и ее ценности; о возможности познания окружающего мира человеком и того, какое место в этом мире принадлежит человеку; об основании всего существующего, является ли оно материальным или духовным началом, и т. д. Посредством постановки «вечных вопросов» человек пытается понять наиболее общие основания бытия этого мира, найти себя в этом мире, сам для себя решить вопросы добра и зла, определить, что есть свобода и какова ее мера.

    Философия в отличии от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир. К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры.

    Основной вопрос философии. В качестве основного вопроса философии в истории философской мысли решалась дилемма соотношения духа и материи. Этот вопрос включает в себя два аспекта – онтологический и гносеологический.

    Онтологический аспект отражен в вопросе: «Что первично – дух или материя?» Ответ на этот вопрос привел к формированию таких течений, как материалистическое и идеалистическое. Представителями материалистического направления являются Левкипп, Демокрит, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, Э. Б. де Кондильяк и др. Представителями идеалистического направления являются Будда, Платон, Аристотель, Г. В. Лейбниц и др.

    Гносеологический аспект отражен в вопросе: «Познаваем ли мир?» Это вопрос о способности сознания отражать бытие и делать это адекватно. Философы, которые полностью или частично отрицали познаваемость мира, назывались агностиками. Представители данного направления: софисты, Д. Юм, отдельные позитивистские и неопозитивистские течения, Дж. Сантаяна и др.

    Воззрения на то, что представляет собой основной вопрос философии, многообразны. Для древней индийской философии основополагающая проблема – поиск практического пути выхода из циклов перерождения в земном мире, позволяющего освободить человека от страданий. В традиции буддизма развиваются идеи Гаутамы Будды, связанные с поиском путей, позволяющих избавиться от страданий. Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.) ищет ответ на вопрос, как избавиться от сансары, кармы, как достичь мокши и бессмертия в духовных мирах. Для античных философских школ (Фалес, Пифагор, Анаксимен и др.) основной вопрос философии – это вопрос о том, что лежит в основе всех вещей, что есть истинное бытие. Для средневековой религиозной философии (Августин, Ориген, Василий Великий) основными являлись вопросы познания Бога и спасения души. Для суфийской традиции Средних веков – Нового времени (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд и др.) главным был вопрос воссоединения с Богом. Оккультная философия Средних веков – Нового времени (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель и др.) главной проблемой философии считала трансмутацию сущности человека и достижение духовного бессмертия. Для представителей эмпиризма (Ф. Бэкон и др.) и рационализма (Р. Декарт и др.) Нового времени суть основного вопроса философии сводилась к поиску истинного метода научного и философского познания.

    В рамках немецкой классической философии И. Кантом были сформулированы важнейшие вопросы философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Г. Гегель считал, что основным вопросом философии является познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития. В традиции диалектического материализма (марксизм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и др.) основным вопросом философии считать проблему соотношения бытия и сознания, материи и духа, что приводит к постанове двух вопросов: «Что первично: материя или сознание, материя или дух?», «Способен ли дух познать материю?».

    В ХХ в. постановка основного вопроса философии не является однозначной в силу разнообразия философских традиций. В традиции неопозитивизма, например, основным вопросом философии считается вопрос о том, что есть истинное научное познание (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). В аналитической философии основной вопрос философии – это проблема языка (Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.). Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль ставит проблему нахождения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают реальное функционирование сознания и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. М. Хайдеггер формулирует вопрос, почему есть нечто, а не ничто. В традиции экзистенциализма основной проблемой философии является проблема человека, уникальности его бытия, которое трактуется иррационально (А. Камю, Ж. П. Сартр, К. Яспер и др.)

    Функции философии:

    • познавательная;

    • методологическая;

    • гуманистическая;

    • практическая;

    • эвристическая;

    • культуротранслирующая;

    • ценностная;

    • логическая;

    • мировоззренческая;

    • онтологическая.

    Источники:

    • Шуталева А. В. Савцова Н. И. Философия. Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2017. – 114с. – С. 16. 19-22.

    • Философия, её предмет и место в культуре. Презентация. – URL: https://sdo.uspu.ru/pluginfile.php/146763/mod_lesson/page_contents/1217/Тема1.%20Философия%20в%20культуре.pdf (10.10.2021)

    • Онлайн-курс. Философия: Лекция 1.1. Философия в системе культуры: Теоретический материал. – URL: https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=1784 (10.10.2021)

    • Место и роль философии в культуре. - URL: https://jurkom74.ru/ucheba/mesto-i-rol-filosofii-v-kulture (10.10.2021)

    2. Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль. Другими словами мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    Исторические типы мировоззрения:

    • Мифологическое мировоззрение. Это мировоззрение является самой ранней целостной, всеобщей формой освоения мира человеком на основе синтеза рационального и иррационального, чувственного и рационального. Для мифологического мировоззрения характерен образно-символический подход к постижению и объяснению мира. Для мифологического сознания формирование и регулирование общественных отношений основано на традиции, ритуале, устоявшихся нормах поведения и сложившейся системе ценностей. Человек организует порядок через систему правил, которые регулируют поведение через обряды, ритуалы, церемонии. Люди призывают на помощь дух предков, что обеспечивает им уверенность в стабильности своего бытия. В мире, населенном богами, человек уверен, что боги защищают его, и эту уверенность они подкрепляют системой ритуалов.

    • Религиозное мировоззрение. Данный тип мировоззрения является особой формой сознания, особым общественным и социальным институтом, системой общественных отношений и видом деятельности, которые основаны на вере в непостижимые надприродные, сверхъестественные силы. Для ранних форм религиозного мировоззрения характерно слияние с мифологическим мировоззрением, что обусловлено эмоционально-чувственным восприятием бытия в обоих случаях. Для более поздних форм религиозного мировоззрения характерна опора на определенную рационально-понятийную, философскую основу.

    • Научное мировоззрение. Научное мировоззрение основывается на познании и теоретическом осмыслении законов развития природы и общества. Главный вопрос науки – каковы законы объективного мира. Предмет науки заключается в изучении объектов действительности для получения объективных знаний о мире. Главная задача ученого – создание объективной картины мира, что обусловливает необходимость в получении точного знания и формулировании теорий, истинность которых может быть подтверждена экспериментально. Основополагающее назначение науки состоит в поиске закономерностей, поскольку они позволяют не только описывать, но и объяснять явления объективного мира: «Наука есть система отношений, среди которых законы – универсальные отношения».

    • Философия – размышление, раскрывает картину бытия, используя логико-понятийный аппарат в виде теории, опираясь на доказательства, применяя философские термины (категории). Является ядром теоретического мировоззрения. Философское мировоззрение. Наиболее развитой формой мировоззрения является философское мировоззрение, которое строится на основе рационального объяснения мира человеком. Зарождение философии произошло в таких странах Древнего мира, как Греция, Индия, Китай, Египет, в I тыс. до н. э. Как самостоятельная наука философия формируется в VII–V вв. до н. э., что связано с происходящим в названных странах Древнего мира процессом дифференциации наук. Обобщение знаний общества о мире в единую систему становится задачей философии, что и определяет ее роль в развитии других наук как системы общих знаний о природе, обществе и человеке. В этот же период складывается общая структура философского знания и формируются разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др.

    Особенности философского мировоззрения:

    • Рациональность, опора на логику. Философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ бытия человека, обосновывая свои представления и утверждения. Она закладывает основы рационального объяснения природы и общества.

    • Всеобщность, универсальность.

    • Философия как мировоззрение предлагает идеальные модели построения и развития общества и человека, раскрывает смысл и возможности научного, эстетического и нравственного освоения мира человеком.

    • Абстрактность, отвлечение от конкретного.

    • Философское мировоззрение формирует основные ценностные установки индивидуального сознания, дает возможность человеку не только знать, но и утвердиться в своей жизненной позиции, следовать своим целям и идеалам.

    • Критическая направленность.

    • Философия – это мировоззрение понятийно-категориального, логико-рационального, рефлексивного уровня, что отличает ее от мифологического и религиозного мировоззрения и таких нерелигиозных форм познания, как идеологическое, художественное и практическое познание, для которых основополагающим является уровень образных, символических представлений.

    • «Вечность» философских проблем.

    Источники:

    • Шуталева А. В. Савцова Н. И. Философия. Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2017. – 114с. – С. 7. 10-15.

    • Онлайн-курс. Философия: Лекция 1.1. Философия в системе культуры: Теоретический материал. – URL: https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=1784 (10.10.2021)

    • Исторические типы мировоззрения, их характеристика. – URL: https://lektsii.org/18-58210.html (10.10.2021)


    Философский словарь:

    Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности;

    Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная субстанция, которая включает в себя всё;

    Гносеология – учение о познании;

    Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми;

    Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания и одновременно – это метод теоретического и практического освоения действительности;

    Идеалы – совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности;

    Идеология – система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы соц. групп;

    Категории – это схемы мышления, априорное содержание понятия, не зависящее от опыта;

    Метод – совокупность правил, помогающих познающему субъекту отыскать истину;

    Методология – (в широком смысле) – совокупность принципов, определяющих способы анализа и оценки явлений действительности, характер и направленность познавательной и практической деятельности;

    Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и отношений человека к миру;

    Мифология – художественно-образная переработка в сознании людей окружающей их действительности;

    Онтология – учение о бытие;

    Метафизика – метод мышления, который является противоположностью диалектики (односторонний подход к реальности);

    Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания;

    Объективный – в философии это то, что существует вне человека, независимо от его сознания, воли, желания;

    Субъективный – то, что находится в нашем представлении, или то, что составляет только дело личного вкуса, личного мнения и расположения;

    Теоцентризм – способ философствования, исходным основанием которого является Бог как творец мира и человека;

    Этика – учение о поведении человека.


    написать администратору сайта