Главная страница
Навигация по странице:

  • По способу освоения мира

  • По степени интеллектуальной и эмоциональной насыщенности

  • 2. Исторические типы мировоззрения

  • 3.Мифология, религия, философия как формы мировоззрения

  • 4.Философская, научная и религиозная картины мира

  • Религиозная Картина Мира

  • Философская картина мира

  • Термины Мировоззрение

  • Естественно-научная картина мира

  • Мироощущение

  • Форма мировоззрения

  • Теоретическое мировоззрение

  • Житейское (повседневно-практическое) мировоззрение

  • философия тема 1. 1. Сущность мировоззрения, его структура, уровни и виды


    Скачать 40.33 Kb.
    Название1. Сущность мировоззрения, его структура, уровни и виды
    Дата07.10.2019
    Размер40.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия тема 1.docx
    ТипДокументы
    #88962

    1.Сущность мировоззрения, его структура, уровни и виды.

    • Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания.

    • Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

    До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии.

    Итак, предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали природный и общественный мир, а также человек в их сложном взаимодействии - основные темы и всякого мировоззрения.

    • В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение.

    Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

    При этом знания и ценности во многом "полярны": противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни.

    Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

    Мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих "полярностей" - напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

    В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека. Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума. Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

    • По способу освоения мира уровни подразделяются на житейское (повседневно-практическое) и теоретическое. Житейское – основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

    По степени интеллектуальной и эмоциональной насыщенности принято различать в составе мировоззрения мироощущение, мировосприятие (миросозерцание), миропонимание. Используя метод аналогии, мировоззрение как процесс можно рассматривать на макро- и микроуровнях. Микроуровень прогрессивного развития мировоззрения – это становление индивидуального мировоззрения, макроуровень – человечество в целом.

    Мироощущение, мировосприятие, миропонимание – уровни мировоззрения. Миропонимание представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Мироощущение – освоение мира «на ощупь», целостное осознание и переживание реальности, возникшее в результате непосредственного ее воздействия на органы чувств. Мировосприятие – чувственный образ мира, комплексное обобщение результатов мироощущений, которое отражает отдельные связи между этими результатами, складываясь в целостный образ внешнего мира.

    • Виды мировоззрения по сути связаны с гносеологической позицией изучения мировоззренческого поля. То есть с тем, что они выбрали объектом для своего исследования: компонент, связь, субъект мировоззрения. Например, гендерные, профессиональные, возрастные и т. п. виды мировоззрения.

    Виды мировоззрения:

    -обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;

    -религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

    -научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;

    -философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

    2. Исторические типы мировоззрения

    В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и человека.

    Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

    На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия.

    Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

    Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

    Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

    У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы

    Наука. Наука – «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире» [3, с. 661]. Цель науки – выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

    Наука как тип мировоззрения стремится к максимально достоверному, истинному отображению существующей реальности, требуя доказательств того или иного знания. Это отличает её от религиозного знания, принимаемого на веру без его доказывания.

    Главное требование научного знания – его объективность, т.е. исключение из знания об объекте исследования субъективного знания, то есть тех характеристик, которыми сам объект не обладает и их ему приписывает сам исследователь.

    Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленность – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

    3.Мифология, религия, философия как формы мировоззрения

    Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений.

    Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

    Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

    Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений.

    Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

    4.Философская, научная и религиозная картины мира

    Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.

    Религиозная Картина Мира– совокупность наиболее общих религ. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религ. мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религ. системах. Гл. признак Р. к. м. — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства, ислама, ряда др. религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. – креационизм и эсхатология. Р. к. м. содержится в «св. книгах» (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира сформировалась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. философии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошедших в геоцентрич. систему Птолемея. Традиц. Р. к. м. была разрушена созданной естествознанием науч. картиной мира.

    Философская картина мира

    Под философской картиной мира принято понимать «процесс словесно-речевого постижения бытия в вербализации мыслительного процесса» .Это значит: смысл понятия философской картины мира связан с определённым отношением языка, мышления и бытия. Бытие постигается мышлением; результаты такого осмысления выражаются в языке.Бытие осмысляется различными способами. Художник или писатель переносят на холст (выражают в литературной форме) сугубо личное восприятие окружающего мира. Используются различного рода образные выражения. Такие выражения, богатые многозначной метафорикой, позволяют приблизить восприятие мира, свойственное художнику (писателю), к мировоззрению других людей.

    Учёный отвлекается от личных пристрастий и старается в своих трудах выявить наиболее общие стороны действительности. В этом ему помогает использование понятий, строго определённых по содержанию и лишённых метафорической многозначности.

    В чём же заключается общий смысл философской картины мира?

    Немецкий философ Генрих Риккерт замечает следующее: «В философии видят науку, делающую своим предметом мир в целом. Какая-нибудь дисциплина должна себе поставить эту задачу, и только философия может это сделать. То, что в настоящее время мировое целое представляется поделённым между отдельными науками, ничего в этом не изменяет. Каждая из них трактует, согласно своему понятию, только одну часть мира, целое же есть нечто иное, нежели простой агрегат частей. Философия, таким образом, во всяком случае, сохраняет самостоятельную задачу: она должна развить понятия мирового целого, чтобы оно представлялось в них как единство»].

    Таким образом, в отличие от конкретных научных дисциплин (физики, химии, биологии и др.), философия старается постичь не какую-то одну сторону мира, но охватить собственной мыслью мир в целом. Отличительным признаком философии от искусства является стремление осмыслять мир с максимально общей точки зрения, выражающейся в предельно общих понятиях. Такие понятия носят название категорий.

    Следует, однако, помнить, что философская картина мира не появилась в один момент. Она претерпевала существенные изменения, связанные с возникновением проблем в толковании перечисленных понятий. А это значит, что невозможно рассматривать философскую картину мира в отрыве от процесса её становления. Проясняя каждую из категорий, мы рассмотрим основные этапы её развития; выделим философов, внёсших важный вклад в осмысление той или иной категории; сделаем общие выводы относительно значения конкретных категорий в отношении философской картины мира в целом.

    Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественно-научная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).

    В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.).

    Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).

    Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории.

    Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.

    Термины

    Мировоззрение-система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    Мифология-форма обществ. сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществ. развития. В обществ. сознании первобытного общества М. доминирует. М. ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеч. существования, на гармонизацию личности, общества и природы.

    Религия -мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. действия (культ), к-рые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

    Наука -сфера человеч. деятельности, функцией к-рой является выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действительности. В ходе историч. развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «Н.» включает в себя как деятельность но получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности науч. картину мира.

    Общая картина мира- сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

    Естественно-научная картина мира-систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания

    Универсальная картина мира- система интуитивных представлений о реальности, которая свойственна всему человечеству, обладает всеобщностью

    Мироощущение - отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.)

    Миросозерцание- глубокое, внимательное, вдумчивое наблюдение за окружающим миром; созерцание предметов, процессов, явлений окружающего мира в их цельности;

    (чувственно-наглядную абстракцию, обогащенную фантазией, воображением, иррациональными моментами.)

    Миропонимание - система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере изменений и месте человека в мире.

    Мировосприятие – чувственный образ мира, комплексное обобщение результатов мироощущений, которое отражает отдельные связи между этими результатами, складываясь в целостный образ внешнего мира.

    Форма мировоззрения - это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.

    Исторический тип мировоззрения - совокупность представлений, которые были сформированы на определенном этапе исторического развития общества

    Теоретическое мировоззрение - это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.

    Житейское (повседневно-практическое) мировоззрение - система знаний которые приобретаются человеком в процессе жизнедеятельности.

    Каган М.С. Философия как мировоззрение / Вопросы философии. 1997, No 9.

    Сущность мировоззрения, его структура, уровни и виды.

    Цитата: «Для философии это имело не только упомянутые теоретико-методологические последствия, но и мировоззренческие. Ибо если мир понимается наукой как «организованная сложность», а не царство хаоса, энтропии, произвола, случайности и неопределенности, то философия — именно она, и только она по самому ее культурному предназначению — должна постичь, объяснить и осмыслить системный характер бытия, вернув себе свое врожденное качество мировоззрения человечества. (стр. 531)

    Исторические типы мировоззрения.

    Цитата: «Мыслитель, который хочет не просто «самовыражаться», в соответствии с присущими ему как личности интересами, врожденным складом ума и индивидуальным теоретическим вкусом, но сознает необходимость отвечать на потребности времени, должен стремиться эти потребности осознать и в соответствии с ними формировать методологию своего мышления. Так что успешное решение этой задачи возможно только при взгляде на современность как на момент исторического процесса, обусловленный логикой его самодвижения, то есть как связанную и с прошлым, из коего она выросла, и с вызревающим в ее недрах будущим.» (стр.524)

    Лосев а.Ф Диалектика мифа // Лосев а.Ф Из ранних произведений. – м.: Мысль, 2001. 559 с.

    Миф же есть телесное и в фактах данное произведение самого чудесного, чудесного как реального факта, а не как той или иной интеллигентной модификации. (Стр. 205)

    Наука, мораль и искусство – интеллигентные конструкции; Мифология - фактически осуществляющая ту или иную интеллигентную конструкцию. (Стр. 205)

    Общий принцип религии - это есть жизнь, и, стало быть, субстанционально-телесная утверждённость притом жизнь личности, притом такая жизнь личности, которая имеет целью закрепления этой субстанционально-телесной утверждённости в бытие вечном и абсолютном. (Стр. 120)

    Миф так таковой, чистая мифологичность как таковая – отнюдь не должны быть, во что бы то ни стало принципиально религиозными.

    Так религия всегда живёт вопросами (мифами) о грехопадении, искуплении, спасении и др.

    Общий итог: миф не есть научное, и в частности примитивно-научное, построение, но живое субъектно-объектное взаимоотношение, содержащее в себе свою собственную, вне-научную, частно мифологическую же истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру. (Стр. 120-121)

    4. Философская, научная и религиозная картины мира.

    Цитата: «Вторую фазу представляет средневековая философия. Оторвавшись от одной мифологии — языческой, она попала в плен другой мифологии — христианской, став, по признанию самих мыслителей этого времени, «служанкой богословия»; однако благодаря этому она сохраняла характер целостного, всеохватывающего мир мировоззрения, теоретически эксплицировавшего ту картину бытия, которая была образно описана в Библии (можно в этой связи напомнить, что содержавшийся в ней рассказ о семи днях творения, а затем об истории человечества, начавшейся с грехопадения, братоубийства, объясняющего происхождение добра и зла, и всех последующих перипетиях этой истории, представлял собой целостно-всеохватывающую мир концепцию, трактовавшую определенным образом отношения Бога и природы, человека и человека, мужчины и женщины, родителей и детей, жизни и смерти, мира земного и небесного...)» (стр.524-525.)


    написать администратору сайта