Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Теоретическое обоснования проблемы о развития голоса у детей дошкольного возраста 1.1 Анатомо-физиологические основы голосообразования

  • 1.2 Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами

  • 1.3 Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

  • 1. Теоретическое обоснования проблемы развития голоса у детей дошкольного возраста


    Скачать 0.5 Mb.
    Название1. Теоретическое обоснования проблемы развития голоса у детей дошкольного возраста
    Дата26.05.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла69761.rtf
    ТипРеферат
    #551731
    страница1 из 3
      1   2   3

    Содержание
    Введение

    1. Теоретическое обоснования проблемы развития голоса у детей дошкольного возраста

    1.1 Анатомо-физиологические основы голосообразования

    1.2 Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами

    1.3 Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

    2. Организация и содержание экспериментально - исследовательской работы

    2.1 Выявление качественных характеристик голоса у дошкольников в ходе логопедического обследования

    2.2 Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей детей четырехлетнего возраста

    Заключение

    Список литературы


    Введение



    Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с дошкольниками. Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониатры, сурдопедагоги.

    Можно выделить работы Алмазовой Е.С., Вильсона Д., Дмитриева Л.Б., Ермаковой И.И., Жинкина Н.И., Лавровой Е.В., Максимова И.А., Таптаповой С.Л., Телеляевой Л.М., Хватцева М.Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса [4].

    Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.

    Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса; нарушения резонанса; изменения громкости; изменения высоты тона.

    Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаше их относят к нарушениям артикуляции и ритма. Комбинация изменения высоты тона является причиной неэффективных модуляций.

    Нарушение голоса довольно распространенная речевая патология у детей. Известно, что нарушение голоса может выступать как самостоятельное нарушение, так и входить в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и дизартрии. Нарушения голоса малоизученны, как отечественными, так и зарубежными специалистами.

    В специальной литературе сведений о распространенности голосовых нарушений нет, имеющиеся данные довольно разноречивы.

    По свидетельству болгарского фониатра И.C. Максимова, нарушения голоса наблюдаются у 30 - 41% учащихся начальных классов [7;4].

    Д.К. Вильсон, анализируя результаты обследования состояния голоса у детей в разных странах, указывает частоту патологии от 1 до 21%. Такой разброс результатов, видимо, можно объяснить различными критериями оценки и условиями, при которых проводились обследования [4].

    В отечественной литературе сведения о количестве детей с патологией голоса ещё более скудные.

    Ю.С. Василенко и С.Е. Уланов проводили обследование детей в большом возрастном диапазоне от 5 до 17 лет и у 11,7% обнаружили нарушения голосовой функции различного характера [8].

    Осмотр Г.Д. Михайловой трех тысяч дошкольников выявил значительное число детей с заболеваниями глотки и гортани, значительная часть которых сопровождалась расстройством голоса [3].

    Изучение В.И. Филимоновой акустических характеристик голоса дошкольников с различными речевыми нарушениями, посещающих специальный детский сад, обнаружило у 32,1% стойкие патологические изменения [12].

    К сожалению, проблема выявления и устранения нарушения голоса недостаточно изучена в специальной литературе, этим и объясняется актуальность выбранной темы.

    Целью нашего исследования изучить особенности голоса у дошкольников и определить пути развития основных качеств голоса у детей среднего дошкольного возраста.

    Объектом являются особенности голоса у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи.

    Предмет исследования:– логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи.

    Гипотеза - У детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи выявляется качественное своеобразие голосовых возможностей, проявляющееся в слабости голоса, неумении изменять его по высоте и силе, а также придавать различную тембровую окраску, что обуславливает необходимость специальной работы по их развитию.

    В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования и дать оценку ее состоянию на современном этапе.

    2. Выявить особенности голосовых расстройств у детей 4-х летнего возраста, имеющих несформированность фонетической стороны речи.

    3. Определить их вид, представить сравнительный анализ нарушений голоса при разных клинических формах речевой патологии.

    4. Провести логопедическую работу с дошкольниками по развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.

    Методы исследования:

    - теоретический анализ педагогической, логопедической и медицинской литературы по теме исследования;

    - психолого-педагогический эксперимент;

    - количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.

    Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в процессе исследования были выявлены особенности голосовых возможностей детей среднего дошкольного возраста, подобраны и систематизированы основных качеств голоса, которые может быть использованы в педагогической деятельности логопедов, и воспитателей дошкольных учреждений.

    Дипломная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

    Во введении обоснованна актуальность изучаемой проблемы. Определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, методы исследования и практическая значимость работы.

    В первой главе – «Анализ литературы по проблеме о развития голоса у детей дошкольного возраста» дан анализ 52 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы. Определено направление экспериментально – практического исследования.

    Во – второй главе «Экспериментальное изучение выявление качественных характеристик голоса у дошкольников в ходе логопедического обследования» содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения и дается анализ полученных результатов.

    В «Заключении» представлены выводы по дипломному исследованию.

    1. Теоретическое обоснования проблемы о развития голоса у детей дошкольного возраста


    1.1 Анатомо-физиологические основы голосообразования
    Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Голосовой аппарат включает четыре основные части: гортань - генератор звука; надставную, резонаторную, часть - глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат - трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма); артикуляционный аппарат - ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо. Голосовой аппарат - сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга [7].

    Звук голоса - колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, свое окончательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и объема ротоглоточной полости.

    При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.

    Помимо строения и функции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.

    Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса.

    В своих исследованиях Максимов И. отмечает, что оценить голос человека, необходимо знать основные характеристики нормального голоса и их отличие от типичных признаков нарушений. Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи (привычная, или основная, высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость [4].

    Механизм голосообразования чрезвычайно сложен, поэтому до настоящего времени полностью не изучен. В связи с развитием физиологических и акустических методов исследования в середине XIX в. стало возможным научное обоснование механизма голосообразования.

    Существует несколько теорий голосообразования, одна из которых - миоэластическая теория фонации, основоположником которой считают Феррана, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом [4]. При этом голосовые складки колеблются пассивно, «и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок. Согласно миоэластической теории, основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, что давление столба воздуха в трахее тем сильное, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного звука (гласного) в связи с различными условиями голосообразования. Голосовые складки во время фонации не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления, а, наоборот, своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны центральной нервной - системы. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

    J Vаn Den Вегg считает, что вибрационные движения голосовых складок являются результатом сочетанного воздействия аэродинамических мышечных и эластических сил, развивающихся в гортани подобно аэродинамическим движениям в текущих средах, описанным О. Вегnulli.

    К. Нusson, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал нейро-хронаксическую теорию. Основываясь на экспериментальных данных, авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок - активный процесс с частотой колебаний, равной частоте нервных импульсов, поступающих по возвратному нерву. Воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, как объясняет миоэластическая теория, а материалом, из которого генерируется энергия - звук [4]; [5]; [8].

    Следовательно, частота звука, возникающего в гортани, зависит от возбудимости возвратных нервов, а также их способности проводить нервные двигательные импульсы.

    В единицу времени период возбудимости возвратных нервов составляет 20 хронаксий. Следовательно, максимальная частота импульсов, которую может проводить любой аксон нижнегортанного нерва, составляет 1000/20 хронаксий. Гортань человека может генерировать звук с частотой до 500 Гц. Это - однофазный режим проведения двигательных нервных импульсов с мышечным ответом. Для образования тонов более высокой частоты требуется двух- и более фазный режим, достигаемый вследствие «функционального расщепления» нервно-мышечных импульсов. R. Husson считает, что зарождение нервных фонаторных импульсов происходит на трех уровнях центральной нервной системы: кортикальном, диэнцефальном и бульварном, каждый из которых имеет «собственную частоту ритма». Однако эта теория не получила подтверждения.

    J. Perello выдвинул мукоундулярную теорию фонации, согласно которой вибрация голосовой складки не что иное, как своеобразное волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей голосовые складки. Волнообразное движение возникает в субхордальной области, распространяется кверху и спереди назад, проходит по краю голосовых складок кверху и гаснет у входа в гортанный желудочек. По мнению, эта теория дает чисто механическое объяснение механизму фонации и не отражает сложной взаимосвязи и взаимозависимости деятельности мышц гортани и центральной нервной системы [4].

    Рядом советских ученых доказана зависимость частоты колебаний голосовых складок от искусственного изменения давления в ротовой полости Дмитриев Л.Б., Морозов В.П., [18];[14]. Увеличение давления в ротовой полости приводит к уменьшению частоты основного тона вплоть до полного прекращения колебаний, а уменьшение давления - к повышению частоты основного тона. Реакция голосовых складок зависит от скорости увеличения или уменьшения внутриротового давления;

    Таким образом, голосообразование у человека - очень сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности.
    1.2 Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами
    Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений неизвестны или неясны, поэтому таких детей необходимо тщательно и всесторонне обследовать, так как без точного диагноза невозможно разработать исчерпывающий план лечения. Установление диагноза и реабилитация требуют длительного времени и терпения. Программа лечения нарушений голоса состоит из четырех этапов [4].

    В диагностике и лечении должны участвовать специалисты в таких различных областях, как патология голоса и речи, аудиология, клиническая психология, социология, стоматология, отоларингология, педиатрия, аллергология, рентгенология, пластическая хирургия, неврология и психиатрия. Нарушение голоса у ребенка может быть впервые выявлено одним из этих специалистов. Например, тяжелую форму гиперназальности у ребенка может выявить при осмотре школьный логопед, а ребенка с охриплым голосом родители могут показать семейному врачу или ларингологу. Нарушения голоса у детей обычно выявляют в школе, а исходное обследование зачастую проводят в отделениях патологии речи различных больниц, привлекая всех необходимых специалистов.

    В процессе обследования оценивают все аспекты нарушения голоса: ларингеальный тон, громкость, высоту тона, резонанс. Тщательно собирают анамнез. Результаты обследования заносят в историю болезни наряду с данными специфических тестов и лабораторных исследований, необходимых для выявления причин нарушений; на основании полученных результатов устанавливают диагноз. Часто это бывает трудно сделать, так как одни и те же симптомы могут быть обусловлены различными причинами, например, гиперназалыюсть может быть следствием неправильного заучивания, подражания или недостаточности небно-глоточного клапана. После установления диагноза составляют план лечения и прогнозируют степень ожидаемого улучшения. Лечение может включать голосовую терапию, различные медицинские процедуры, в том числе стоматологические и хирургические, а также психотерапию.

    Изучение человеческого голоса современной наукой многопланово. С акустической точки зрения, голос анализируется как сочетание разнообразных по частоте, амплитуде, спектру звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом человека и субъективно воспринимаемых в виде высоты, силы, тембра.

    Как анатомо-физиологический процесс, голос представляет собой сложно организованный нервно-мышечный акт и отражает особенности высшей нервной деятельности. Голосовая функция, непосредственно связанная с устной речью, имеет исключительно важное социальное значение, обеспечивая возможность передачи информации и общения между людьми.

    Представлены теоретические данные, характеризующие закономерности развития детского голоса с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей.

    Голосовые реакции уже в первые месяцы жизни становятся средством эмоционального общения ребенка с матерью, в процессе которого протекает его раннее психическое и речевое развитие по А.Н. Гвоздев, Е.Н. Винарская, М.Е. Хватцев [28];[4];[9]. Продолжая обогащаться и совершенствоваться, голос детей постепенно приобретает свои характерные качества, по мнению А.И. Максаков, И. Максимов, Н.Д. Орлова, М.С. Грачева [14];[20];[4];[6].

    Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей. В числе таких факторов многие исследователи рассматривают сформированность физиологического и фонационного дыхания в норме Н.И. Жинкин, Э.К. Сийрде и при речевой патологии Л.И. Белякова, И.И. Ермакова, М.В. Ишюлитова, К.А. Семенова и другие, сохранность слухового восприятия (Д.К. Вильсон, Е.В. Лаврова, Е.Н. Пустынникова, Е. Седлачкова), состояние носовой полости, носо- и ротоглотки (Т.Е. Шамшева, Н.Ф. Лебедева, И. Максимов и другие) [14];[5];[13].

    Голосовая функция детей, имеющих тяжелые речевые расстройства, формируется искаженно. Нарушения голосообразования постепенно приобретают стойкий, выраженный характер. Содержащийся в первой главе анализ литературных источников по теме исследования показал, что, рассматривая структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, нарушения голосовой функции отмечают практически все отечественные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина, К.А Семенова, М.В. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская) и зарубежные ученые (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска и другие).

    Взгляды на природу голосовых нарушений при заикании весьма противоречивы. Часто авторы указывают на наличие судорог в голосовом аппарате, не рассматривая качество акустических характеристик голоса (В.А. Куршев, Н.П. Тяпугин).

    Другие исследователи отмечают изменение параметров голоса и интонационной стороны речи при заикании (М. Зееман, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Е.В. Оганесян, Л.З. Арутюнян, В.И. Филимонова). Практически не изучено состояние голосовой функции и интонационной стороны речи при алалии.

    Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов - добавочных тонов, присоединяемых к основному тону определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека. Изменения громкости, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Изменения высоты тона, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи, а также нарушения резонанса. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.

    Нарушения тембра голоса. Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.

    Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами:

    1. Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма.

    2. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме.

    3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые.

    4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат.

    При неправильном использовании он может изменяться.

    Также ряд учёных, занимающихся проблемой нарушения голоса, в том числе и Д.К. Вильсон, выделяют разновидности нарушений тембра. Рассмотрим самые основные из них.

    Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне.

    Придыхание. Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии.

    При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот.

    Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. Нельзя оставлять без внимания охриплость, которая сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларингеального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.

    Дикротическая дисфония. Она может быть воспроизведена сознательно путем спокойной фонации на самом низком тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями. Если дикротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы, частота основного тона снижается до 92-2 Гц. Голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.

    Во время дикротической дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока и высокое давление в подскладочном пространстве Логопед должен тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы отличить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции гортани.

    Рассматривая нарушения резонанса, логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью-чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью - недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.

    Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса, как одну из форм нарушения голоса.

    Вернёмся к гиперназальности. В любой речи присутствует в той или иной степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небноглоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нъ, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Речь людей с недостаточностью небноглоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию.

    Так гипоназальность наоборот представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, и, нь. Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности б звучит как м, д - как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код - как кон.

    Нарушения громкости также относится к расстройствам голоса. Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.

    Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая - 46 дБ. При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия.

    И последняя, четвёртая характеристика нарушений голоса, нарушение высоты тона. Об этом отклонении у ребенка говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона; очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий для данной ситуации тон. Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка голоса, должна рассматриваться как серьезное отклонение от нормы. При перестройке голос у мальчиков падает по высоте приблизительно на одну октаву, а у девочек - на 3 или 4 полутона.

    Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. Например, у одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку [6].

    Рассмотрим утверждение И.Б. Карелиной. В специальной литературе [10], она описывает, что нарушения голоса также наблюдаются у детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР) - это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А. Токаревой [3]. Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МДР - стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

    Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

    Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

    Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи. У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

    В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи.

    Е.Ф. Архипова описывает нарушения голоса у детей с церебральным параличом, таким образом, интонационные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии [3]. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

    Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются нарушения голоса.

    Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата, может нарушать возможность вибрации голосовых связок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

    Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом.

    Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом значительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над голосом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений - развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

    Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению логопедов, в последние годы нарушениями голоса страдают 5 - 6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина — в наблюдении врачей других профилей [4].
    1.3 Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей
    Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи [17].

    Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

    Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

    Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов [17].

    Восстановление голоса у детей при органических заболеваниях гортани - сложный и длительный процесс. Трудности логопедической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение имеет нарушение анатомической целостности гортани в результате операций, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до трех лет) и его неблагоприятное влияние на психофизическое и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

    Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос.

    При восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода - Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи.

    Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.

    Что касается органических нарушений голоса у детей, то единичные клинические наблюдения не исчерпывают сущности проблемы и не указывают на наиболее целесообразный и щадящий путь восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.

    Поэтому перед специалистами встала задача разработать методику восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими ребенка методами.

    В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Следовательно, это заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом других лечебных мероприятий.

    Ортофония - специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения - восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Основы этого метода были заложены еще в конце XIX в. Впоследствии советские фониатры и отоларингологи, логопеды, зарубежные специалисты углубили и расширили содержание этого метода.

    Что же касается работ зарубежных специалистов, то Д.К. Вильсон предлагает свою методику коррекции нарушений голоса [4].

    Она состоит из четырёх фаз.

    В первой фазе «Введение в голосовую терапию» автор предлагает решить две основные задачи:

    - проанализировать результаты вспомогательных исследований;

    - осуществить аудио и видеозаписи речи ребёнка.

    Ребенку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.

    Во второй фазе «Анализ голоса» завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.

    Третья фаза «Изменение голосового поведения» включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенчатой терапии ребенку объясняют ее сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение. Целью каждой лечебной процедуры является изменение определенных характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.

    И, наконец, четвёртая фаза «Постановка хорошего голоса» включает в себя использование специальных технических приемов. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертензии и достижение сбалансированного мышечного тонуса; применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков [4].

    Рассмотрим подробней методику восстановления голоса, которую предлагает нам наша соотечественница К.С. Алмазова [2]. Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную, гимнастику и голосовые упражнения.

    В подготовительном этапе логопедических занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание - на кимографе.

    У детей с заболеваниями гортани часто выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

    Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

    Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

    а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

    б) от переносицы к околоушной впадине;

    в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

    г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

    Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.

    Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

    Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

    Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

    Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.

    1. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика - статическая и динамическая.

    Цель статических дыхательных упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

    Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

    Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

    II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий.

    Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голосообразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, Е.С. Алмазова предлагает определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов.

    Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

    1. Вызывание звука голоса, который является наиболее важным, сложным и длительным процессом восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах. Этот процесс продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1-1,5 месяцев.

    Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготовка ребенка, и его желание восстановить голос.

    2. Закрепление полученного голоса состоит из трёх этапов: автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными; Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интанационной стороны речи; постановка певческого голоса.

    Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

    3. Автоматизация процесса голосообразования заключается во введении голоса в повседневную речевую практику ребёнка, наша задача научить его пользоваться громким, звонким голосом свободно, легко, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

    Таким образом, исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. В ряде случаев специальная постановка голоса — единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы.

    Анализируя теоретическую часть дипломной работы, мы видим, что нарушения голоса различного генеза очень распространенный вид патологи и требует тщательную работу по выявлению и коррекции данного нарушения.

    Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

      1   2   3


    написать администратору сайта