контрольная. философия кт. 1. Типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Структура философии. Предмет философии. Функции философии. Основной вопрос философии
Скачать 30.88 Kb.
|
1.Типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Структура философии. Предмет философии. Функции философии. Основной вопрос философии. 1.Типы мировоззрения. Философия- наука о наиболее общих закономерностях развития общества, мышления и человека. Типы мировоззрения: · Мифологическое мировоззрение определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). · Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. · Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. · Научное · Обыденное (Житейское) 2. Специфика философского мировоззрения. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений. Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. 3.Структура философии. Как известно, в структуре философии принято выделять следующие ее разделы, или составные части: 1)онтологию — философское учение о бытии; 2)гносеологию — философское учение о познании; 3)общую социологию — философское учение об обществе; 4)культурологию — общую теорию культуры; 5)аксиологию — теорию универсальных ценностей; 6)антропологию — общее учение о человеке; 7)праксеологию — философское учение о человеческой деятельности 4.Предмет философии. Функции философии. Предметом философии является система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения человека к миру. Функции философии: 1) Мировоззренческая 2) Методологическая 3) Гносеологическая 4) Критическая 5) Социальная 6) Прогностическая 7) Воспитательная · Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. · Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает и применяет в исследовательских целях основные методы познания окружающей действительности. · Гносеологическая функция одна из основополагающих функций философии. Ее главная цель и задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности во всей полноте и сложности окружающей действительности и т.д. 5.Основной вопрос философии. Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя?» 2.Школы Древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные). Философия Древнего Китая (три школы). Ранние греческие школы (милетская, эфесская, элейская, пифагорейская). Сократ, Платон, Аристотель, атомисты. Школы эллинизма (три на выборы) 1. Школы Древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные). Школы Древней Индии: -ортодоксальные -неортодоксальные Ортодоксальные школы: · Миманса · Веданта · Вайшешика · Ньяя · Санкхья · Йога Санкхья (основатель – индийский философ Капила). Представители этой школы по своей мировоззренческой ориентации были дуалистами и не признавали существования Бога, стоящего над миром природы. Согласно философским воззрениям этой школы, в мире повсюду распространена тонкая и грубая материя. Она существовала вечно, произошла естественным путем и представляет собой легкость, свет, энергию, инертность и массу. Наряду с первичной материей (пракрити), которая объединяет в себе все вещи, в мире существуют души (пуруши), которые не обладают активностью, если их рассматривать сами по себе. В материи заложена некая целесообразность, которая дает возможность образовываться новым телам. «Ничего не может возникнуть из того, чего не существует». На все имеются свои причины, заключенные в самом мире. Подвижность материи возникает в момент соприкосновения практики с пурушей. Согласно учению школы санкхья, пуруш столько же, сколько и людей. Как и многие философские школы Древней Индии, представители данной школы считали, что жизнь – это страдание. Что может избавить человека от страдания? Только внутренние самопознание. Раскрытие смысла практики и пуруши ведет к освобождению от страданий. Вайшешика (основатель-индийский мыслитель Канада). Название школы произошло от слова «вишеша» - особенность. При объяснении явлений окружающей действительности эта школа использует такие категории, как субстанция, качество, универсальность, всеобщность, особенность, атомы и т.д. Это первая школа атомизма. Субстанцией, по мнению данной школы, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Все субстанции, а также атомы постоянны. Новый предмет возникает при простом сочетании или перемещении постоянных и неизменных частиц материи. Первоисточник действий атомов — это воля Бога, перемещающего атомы по закону кармы. Мыслители этой школы стремились описать различные качества и элементы Вселенной, способы и пути сочетания элементов друг с другом. Физический мир таков, каким его воспринимает рассудок простого человека, как он запечатлевается в чувствах людей. Ньяя (основатель - мыслитель Готама). Эта школа сосредоточила свое внимание на гносеологических проблемах (на изучении и применении законов формальной логики). Ее идеи пользовались большой популярностью, так как способствовали развитию четкого, ясного и последовательного мышления. Интересны также и онтологические взгляды представителей школы ньяя. В мире существует определенный порядок, установленный высшей сущностью — Богом. Только по его воле мельчайшие частицы материи приходят в движение и образуют различные тела. Эти движения последовательно приводят к возникновению социальных организмов и систем, в котором проявляются определенные моральные принципы и законы кармы. Цель жизни людей — освобождение от страданий, бед, несчастий, связанных с внешним миром. В земной жизни счастья достичь невозможно, поэтому человек должен смириться со своими условиями существования. Неортодоксальные школы: · буддизм · джайнизм · чарвака-локаята Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. Представители учения чарвака ограничивали первоначала всего лишь вещественными, материальными сущностями, сводили их к четырем началам. Это четыре великие сути — земля, вода, воздух и огонь. Из сочетаний этих нала состоит все сущее. Начала эти активны и самодеятельны. Влияние школы чарвака одно время было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании. Признавалось, что наслаждения связаны со страданием, но во власти человека свести эту зависимость к минимуму. Однако постепенно это учение потеряло влияние, а труды уничтожены брахманами, которых они едко высмеивали. Буддизм оказал огромное влияние на мировую философскую мысль. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившихся на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. С самого детства юный царевич был склонен к размышлениям о проблемах бытия. Позже он отказался от дворцовой роскоши и своего царского положения он становится отшельником. Спустя много лет он достигает озарения и раскроет причину человеческих страданий, а также другие великие тайны бытия. С тех пор получил титул «Будда» (просветленный, озаренный). До конца своих дней. Будда проповедовал дхарму — учение о преодолении земных страданий и достижения нирваны. Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины»: · Страдания правят миром. · Причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями. · Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану (угашение желаний). · Существует путь избавления от страданий, достижения нирваны. Путь к нирване состоит из 8 ступеней: 1.истинная вера 2.истинная устремленность — искоренение дурных поступков, неприязни к людям 3.истинная речь — отказ от лжи 4.истинное поведение — отказ от причинения зла кому-либо 5.истинный образ жизни — не ради себя, а ради других 6.истинная мысль — не лгать себе в мыслях 7.истинная память — необходимо помнить о Сансаре Карме 8.истинная концентрация – совокупность приемов, позволяющих обуздать свои мысли и чувства. 2. Философия Древнего Китая (три школы). Философия Древнего Китая. Школы Древнекитайской философии: · Даосизм · Конфуцианство · Культ Тянь Даосизм. Основатель даосизма — мыслитель Лао-Цзы («престарелый мудрец»). Основные идеи этой школы отражены в трактате «Дао дэ дзин». Дао (в переводе означает «путь») — одна из важнейших категорий даосизма. Это естественный закон развития мира и самого человека. Мир, жизнь людей управляется дао, а не волей неба. Дао невидимо и само по себе как субстанция не существует, а постоянно находится в глубине вещей. Поэтому дао — это небытие и бытие одновременно. Оно присутствует в вещах, но его нет в чувствах, ощущениях. Дао — естественный закон развития мира, согласно которому происходит изменение природы и общества. («Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности.»). В мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло развитие, справедливость восторжествует. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение отразилось в принципе увэй (у вэй) — созерцательное отношение к действительности. Выполняя это требование, человек следует естественности. Наряду с понятиями дао и увэй используются такие понятия, как дэ - опредмеченное конкретное проявление дао в вещах и поведении человека; ци мельчайшая материальная частица, проявляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие светлые частицы ци образуют мужское начало ян, а тяжелые, темные — женское начало инь. Сочетание этих частиц, их различное взаимодействие порождает все сущее в мире. В категориях даосизма отразилась диалектика жизни: в прекрасном есть безобразное, в добром — злое, в черном — белое, в бытии — небытие. «Дао рождает единое. Единое рождает два начала: инь и янь. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и янь, наполнены цы и образуют гармонию...». В дао содержится все многообразие вещей предметного мира. В этике даосы призывали к соблюдению следующих правил: уважение и любовь человека к человеку, скромность, трудолюбие, ограничение себя в потребностях и богатстве, искренность и добродетельность. Конфуцианство. Основатель конфуцианства (VI — Vдо н.э.) — мыслитель и политический деятель Кун-фу-цзы. О своем жизненном пути Конфуций сказал так: «Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 не сомневался, в 50 — познал Судьбу Неба, в 60 — стал послушным ушам, в 70 — следовал тому, что желало мое сердце, не преступал меры...». Его воззрения изложены в книге «Беседы и суждения» («Луньюй»). Она составлена последователями Конфуция из записей, высказываний и поучений самого Конфуция и его ближайших учеников. Во П веке до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной китайской идеологией. По своей направленности — это этико-политическое учение. Основу взглядов Конфуция составляет представление о культе Неба. Небо («Тянь») — верховная божественная духовная сущность. Все события на Земле (Поднебесной) заранее предопределяются Небом, там же решаются судьбы людей. Следовательно, история общества, течение социальной жизни не имеет самодавлеющего значения. Культ Тянь связан с социальным учением Конфуция об исправлении имен, смысл которого состоит в том, что каждый должен соответствовать своему назначению и быть послушным в соответствии с субординацией. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1) между отцом и сыном, 2) между мужем и женой, 3) между братьями, 4) между различными семьями, 5) между правителем и подданными. Во всех этих отношениях устанавливается непреложное подчинение младших членов семьи старшим, простых людей — правителям. Забота членов семьи о семье в целом, а членов общества — о своем государстве и правителе, являются, по мнению Конфуция, основным правилом жизни и поведения любого человека. «Правитель (всегда должен быть) правителем, слуга —слугой, отец — отцом, сын — сыном». Цель школы —воспитание благородного мужа, живущего по принципу «жень», т. е. человеколюбия («чего не желаешь себе — того не делай другим» — золотое правило конфуцианской этики). Это возможно в том случае, когда государство и общество будут построены на принципах семейной морали (любовь к родителям, их почитание). Если это почтение соблюдается в семье, следовательно, оно будет проявляться и по отношению к государю (сыну Неба), а государь, в свою очередь будет заботиться о подданных. Все должны выполнять нравственные обязательства в соответствии со своим социальным статусом. Нравственная сила, с точки зрения Конфуция, эффективнее в управлении государством, чем сила знаний. 3. Ранние греческие школы (милетская, эфесская, элейская, пифагорейская). Ранние греческие школы (милетская, эфесская, элейская, пифагорейская). Сократ, Платон, Аристотель, атомисты. Школы эллинизма (три на выборы). Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: · милетская школа: · школа пифагорейцев; · школа Гераклита Эфесского; · элейская школа; · атомисты. 1. Характерными чертами досократических философских школ являлись: · ярко выраженный космоцентризм; · повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; · поиск первоначала, породившего все сущее; · гилозоизм (одушевление неживой природы); · доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: · выступали с материалистических позиций; · занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; · пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); · искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: · первоначально всего сущего считал воду («архэ»); · представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; · считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); · допускал наличие множества богов; · считал центром вселенной Землю; · точно определил продолжительность года – 365 дней; · сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: · первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться; · вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; · первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина). Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра: · первопричиной всего сущего считал воздух; · выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.); · проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»; · отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): · первоначалом всего сущего считал огонь; · вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); · считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды») · был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; · признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); · всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; · выступал за материальность человеческой и мировой души; · был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; · движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». Пифагорейцы. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: · первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); · выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); · считали единицу мельчайшей частицей всего; · пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.). Элеаты. Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: · изучали проблемы познания; · жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; · были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; · считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: · весь материальный мир состоит из атомов; · атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; · атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); · атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); · между атомами существует пространство, заполненное пустотой; · атомы находятся в вечном движении; · существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; · атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии. Кинизм – стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету. Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Стоицизм. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Наиболее уважаемым из философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. Философ был сторонником этического рационализма, согласно которому: • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания. Поэтому философия становится средством формирования добродетели. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Историческое значение философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противоположность материалистической «линии Демокрита»); • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.; • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.); • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая более 900 лет, где выросли многие видные последователи Платона. Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий; • определил сущность материи; • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения). +Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, формирования европейской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важнейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психоло-гии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало формированию категориального аппарата философии, определило жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом. Эти ценности в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру. |