Смоле́нск. 1,2,3 слайды
Скачать 24.3 Kb.
|
1,2,3 слайды Смоле́нск — город на западе России, административный, промышленный и культурный центр Смоленской области. Один из древнейших городов России (первое упоминание в летописи относится к 863 году). Носит почётное звание «Город-герой» (с 6 мая 1985 года). Награждён орденом Ленина и орденом Отечественной войны I степени, медалью «Золотая Звезда». В истории России известен как «город-щит», «щит России» и «город-ключ», который на протяжении многих веков служил надёжной защитой Москвы, ограждая её от посягательств ряда европейских соседей. В Смутное время благодаря храбрости и самоотверженности смолян удалось задержать многочисленное войско короля Речи Посполитой Сигизмунда III. Стойкость и патриотизм смолян, 20 месяцев, выдержавших осаду в крепости, послужили примером для восстания Второго народного ополчения под руководством купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского против оккупации интервентами. Город расположен в 378 км (по автодороге — 410 км) к западу от Москвы, в верхнем течении Днепра, являясь самым удалённым от Москвы административным центром области, непосредственно граничащей со столичным регионом. Он имеет выгодное географическое положение на путях из Москвы в Белоруссию, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. Город простирается с запада на восток на 25 км и с севера на юг на 15 км. Его территория составляет 166,35 км². Население — 320 170 чел. (2021). По данным переписи 2010 года — 54-е место в России. Существует несколько версий происхождения названия этого города. Так, например, есть версии о том, что оно восходит к названию реки Смольня (старославянское слово смоль означает чернозём; к соответствующим славянским корням возводил название города польский лингвист Станислав Роспонд) либо к этнониму смоляне. Версию о миграции из Дунайских земель племени смолян, давшего имя городу Смоленску, выдвигал лингвист О. Н. Трубачёв. Другая версия происхождения упоминает знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Жители города занимались смолокурением. Основной продукт смолокурения — смола — шёл на смоление лодок с целью придать им бо́льшую прочность, сохранить от рассыхания и гниения. Строительству лодок и тесно связанному с ним производству смолы благоприятствовали подступавшие к городу сосновые леса. Люди, проживавшие в местности, где основным продуктом производства была смола, получили коллективное прозвищное имя — смоляне, а их основной центр поселения стал именоваться Смоленском. Подобного рода профессиональные группы людей размещались и в других местах, прилегающих к Смоленску. Свидетельством тому могут служить названия таких селений, как Смоляки, Смоляны, Смолково, Смолка, Смолики, Смоли. Поскольку археологи не обнаружили в современном Смоленске культурного слоя старше XI века, первоначальным Смоленском считается Гнёздово. По одной из версий древнее название Гнёздова — Свинеск, образованное от гидронима Свинец (ныне река Ольшанка в Гнёздове). Это название, согласно данной версии, под влиянием распространённого здесь (в связи с волоком) смоления судов преобразовалось в Смоленск. Географическое расположение Смоленск расположен на территории Смоленской возвышенности, являющейся западной частью Смоленско-Московской возвышенности, по обоим берегам верхнего Днепра, который берёт своё начало у села Бочарово Сычёвского района Смоленской области. Рельеф городской территории изрезан многочисленными глубокими оврагами и долинами речек и ручьёв, впадающих в Днепр. Высокие межовражные и межречные увалы, холмы и мысы образуют так называемые горы. Перепад высот достигает 90 метров. Считается, что город лежит «на 7 холмах». Река делит город на две части, соединённые между собой тремя мостами: северную (Заднепровье) и южную (Центр). Центр, старая часть города, занимает высокий, сильно изрезанный левый берег Днепра. Волнистый рельеф, большое количество речек, речушек и оврагов, богатая растительность придают Смоленску удивительно красивый и живописный вид. История Древнерусский период Кривичи в Смоленске. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века Смоленск — один из первых городов Руси. Время его основания неизвестно. В недатированной части «Повести временных лет» он впервые упоминается как центр племенного союза кривичей. Также упомянут в Устюженском (Архангелогородском) своде под 863 годом, когда Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли город стороной, так как он был сильно укреплён и многолюден. Достоверность этого упоминания сомнительна, так как Устюжский свод был составлен более, чем через 600 лет после событий IX века. Согласно «Повести временных лет», в 882 году Смоленск был захвачен и присоединён к Древнерусскому государству князем Олегом: Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словѣны, мѣрю, весь, кривичи. И прия городъ Смольнескъ и посади в нем мужь свой[13]. Эта ранняя летописная дата не рассматривалась как доказательство существования Смоленска уже в IX века (Начальный летописный свод был составлен только в конце XI века), поскольку долгое время считалось, что археологические следы города на Соборной горе (исторический центр Смоленска) ранее второй половины XI века отсутствуют. В 15 км к западу от центра Смоленска расположен крупный Гнёздовский археологический комплекс, включающий остатки торгово-ремесленного поселения и большое число курганов. Основной период их создания определяется Х — началом XI века. Детали погребального обряда комплекса указывают на этническую (славяне, скандинавы и др.) и социальную (знать, воины, ремесленники и др.) неоднородность населения. Центральное поселение возникло на рубеже IX и X веков и являлось ремесленно-торговым центром на пути «из варяг в греки». Многие исследователи рассматривали Гнёздовский комплекс как древний Смоленск, перенесённый затем на новое место, что должно было объяснить отсутствие археологических слоёв до XI века в самом Смоленске. Согласно другой точке зрения, Гнёздово было погостом — местом пребывания дружины и сбора дани, а Смоленск существовал в это же время и являлся племенным центром кривичей. В годы Великой Отечественной войны с 10 июля по 10 сентября 1941 года состоялось Смоленское сражение, которое существенно задержало наступление немецких войск на Москву. Оборона самого города продолжалась с 15 июля по 28 июля. 16 июля 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. За время Великой Отечественной войны на территории Смоленской области нацистские каратели сожгли дотла более пяти тысяч сёл и деревень, из них около 300 вместе с мирными жителями. Чрезвычайная государственная комиссия определила, что общее количество жертв среди мирного населения составило 546 тыс. человек, но и эти данные занижены. Смоленск был освобождён от немецкой оккупации 25 сентября 1943 года в ходе Смоленско-Рославльской операции частями и соединениями Западного фронта. 30 июля 1952 года экспедицией Московского университета под руководством археолога Д. А. Авдусина при раскопках на улице Соболева была найдена первая в Смоленске берестяная грамота. 6 мая 1985 года Смоленску было присвоено звание город-герой. 4,5 слайды Смоленская художественная галерея — художественный музей в составе Смоленского государственного музея-заповедника. Находится в историческом центре города, в здании бывшего Александровского реального училища. Располагает значимым собранием отечественной и западноевропейской живописи, икон, предметов декоративно-прикладного искусства. Смоленская художественная галерея имеет длительную историю. Она была открыта 1 мая 1920 года в здании бывшего Уездного земства. Основу экспозиции составили произведения, поступившие из отдела ИЗО Наркомпроса и Государственного музейного фонда, а также из национализированных после революции имений знаменитых дворянских родов (Барышниковых, Паниных, Хлудовых, Оболенских). Особо значимую часть коллекции составило собрание княгини М. К. Тенишевой. В 1920-е годы для пополнения музейного собрания была учреждена закупочная комиссия. С 1931 по 2010 год Художественная галерея находилась в здании историко-этнографического музея «Русская старина», созданного княгиней М. К. Тенишевой. Во время Великой отечественной войны основная часть собрания была эвакуирована в Горький, а затем в Новосибирск, однако спасти удалось не всё: многие предметы искусства были утрачены. В 1947 коллекция вернулась в Смоленск, и галерея вновь открылась для посетителей. В конце 2010 года галерея переехала в отреставрированное историческое здание Александровского реального училища, что позволило значительно расширить площадь экспозиции. На сегодняшний день Смоленская галерея является одной из крупнейших в Центральной России: на двух этажах разместилось около пятисот произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Основу собрания древнерусской живописи составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Тенишевой, сформированная на рубеже XIX-ХХ веков. Этот раздел сравнительно небольшой, но достаточно представительный. Экспозиция включает иконы XV — начала XX вв. Псковской, Новгородской, Московской и других школ. Среди них особо выделяются икона XV века «Спас нерукотворный» псковской школы, «Чудо о Флоре и Лавре» новгородской школы (XVI век) и так называемые «северные письма», в том числе «Огненное восхождение пророка Илии» и «Покров Богоматери» (XVI век). В основу музейной коллекции русской живописи XVIII—XIX веков легли произведения, поступившие в 1920−1930-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи. Изобразительное искусство XVIII века представлено в основном образцами ведущего жанра этого периода — портрета, авторства как отечественных, так и работавших в России иностранных художников. Ярким образцом парадного портрета является «Портрет цесаревича Павла Петровича» кисти Ж.-Л. Вуаля (1770-е годы). Камерный портрет представлен такими произведениями, как «Портрет мальчика с флейтой» К. Л. Христинека и «Портрет В. А. Нарышкиной» неизвестного художника. Выдающимся произведением в жанре камерного портрета является также «Портрет неизвестной в светло-сером платье» Ф. С. Рокотова, относящийся к числу лучших работ мастера. Особое место в экспозиции занимают портреты, выполненные провинциальными художниками. Представители дворянства, чиновничества и купечества небольших городов были не в состоянии приглашать именитых живописцев, поэтому довольствовались услугами талантливых крепостных и мастеров-самоучек, не прошедших академическую школу, но создававших самобытные произведения. Русская живопись XIX века представлена такими именами, как Ф. Бруни, В. Тропинин, И. Крамской, Н. Ге, И. Шишкин, В. Поленов, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан. Особой гордостью музея являются работы И. К. Айвазовского: «Лунный пейзаж на берегу моря» и необычный для творчества художника-мариниста пейзаж «Зимний обоз в пути». Эта картина входила в серию «Богатства России», за которую Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона. Романтический пейзаж представлен работой А. Куинджи «Исаакиевский собор при луне» (1869), реалистический — этюдами Шишкина и работой Ф. Васильева. Кроме того, важное место в экспозиции данного раздела занимают картины художников-передвижников на исторические и бытовые сюжеты. Этот раздел представляет работы крупнейших художников «серебряного века». В его формировании важную роль сыграло создание М. К. Тенишевой, меценаткой и коллекционером, Талашкинского художественного центра под Смоленском. Именно она одной из первых в России приобрела произведения А. Бенуа, М. Врубеля, К. Сомова, К. Коровина, Н. Рериха, С. Малютина. Жемчужинами коллекции являются портреты самой Тенишевой, написанные К. Коровиным и В. Серовым. В собрании отражена деятельность ведущих художественных группировок и выставочных объединений того времени: «Мира искусства», «Союза русских художников», «Голубой розы», «Бубнового валета». Обращают на себя внимание работы художниц русского авангарда Н. Гончаровой и Л. Поповой. Экспозиция советского периода, наиболее многочисленная, охватывает почти весь век и представляет как признанных мастеров официального искусства, так и художников андерграунда. Смоленская галерея располагает работами художников известных объединений: «Мастера аналитического искусства», «Московские живописцы», «Общество станковистов», «Новое общество живописцев», группа 22 художников, группа «Тринадцать» и пр. Широко представлена портретная живопись, в том числе работы Р. Фалька, С. Малютина, Г. Ряжского, А. Лактионова, Г. Шегаля, М. Гуревича и К. Дорохов. Кроме того, экспозиция знакомит с творчеством смоленских художников, чьё творчество стало заметным явлением в отечественном искусстве XX столетия. Коллекция западноевропейского искусства включает произведения конца XV — начала XX вв. и отличается многообразием и полнотой охвата различных живописных школ Нидерландская живопись конца XV — начала XVI века представлена в основном образами мадонн. Особого внимания заслуживает картина «Святой Иероним в келье», атрибутируемая Иосу ван Клеве. Наиболее полно представлен XVII век, в том числе произведения «малых голландцев»: Яна Моленара, Франса ван Мириса Старшего, Исаака Остаде, Михиля ван Миревельта, Яна Асселейна, Яна Бота, Симона Люттихейса. Среди представителей фламандской школы — Гаспар Вербрюгген, Мартин ван Клеве Младший и Давид Тенирс Младший. Из работ последнего в экспозиции Смоленского музея находится авторский вариант композиции «Картинная галерея в Брюсселе». 8 слайд Смоле́нский госуда́рственный академи́ческий драмати́ческий теа́тр имени А. С. Грибоедова — театр в городе Смоленске, один из старейших действующих драматических театров России. Основан в 1780 году. История XVIII—XIX века В 1780 году для приезда Екатерины II, сопровождаемой императором Иосифом II, губернатор города князь Н. В. Репнин приготовил «оперный дом», находившийся за Никольскими воротами, где была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором!». Позднее театральные представления стали проходить преимущественно в новом здании Дворянского собрания на Блонье. Выступали в основном гастролирующие труппы и актёры-любители. Более систематический театральные представления приобрели во второй половине XIX века. Городской театр некоторое время размещался в специальном здании на углу улиц Ленина и Глинки; позднее действовали летние театры в Лопатинском и в Европейском саду; с 1898 по 1914 год спектакли давались в Народном доме на берегу Днепра. XX—XXI века Долгое время в Смоленске не было собственной постоянной театральной труппы. Лишь в 1919 году открылся Смоленский государственный театр, которому было передано бывшее здание кинотеатра «Художественный» с залом на 600 зрителей. С началом Великой Отечественной войны театр становится первым «Театром Западного фронта». Позже труппу эвакуируют в Красноуральск, а потом — в Муром. В 1944 году труппа возвращается в Смоленск. В 1991 году с назначением на должность главного режиссёра П. Д. Шумейко Смоленский театр реорганизуют в экспериментальный театр драмы, работающий на контрактной основе. Кроме основной и малой сцены, в театре были открыты музыкальная и театральная гостиные. Создана балетная группа и оркестр. В штат введена должность балетмейстера-постановщика, на которую пригласили Е. И. Егорову, музыкальным руководителем театра становится петербургский композитор В. Л. Бровко. Молодые актёры К. Денискин, В. Годунов, Д. Шумейко пробуют себя в качестве режиссёров-постановщиков. Театр ориентируется на разнообразие жанров и форм. В репертуаре как драматические и музыкально-драматические спектакли, так и рок-опера, мюзиклы, вечера романсов, театральные дивертисменты, концерты артистов балета. После скоропостижной кончины П. Д. Шумейко в 1999 г. театр возглавил режиссёр И. Г. Войтулевич. С его приходом в театр можно говорить об интеллектуальном театре в Смоленске. С сезона 1997-98 г. с названия театра снято слово «экспериментальный», директором назначена Л. Н. Судовская. С 2004 года театр стал Смоленским государственным драматическим театром имени А. С. Грибоедова. В репертуаре театра — спектакли по классическим и современным пьесам. Последние годы театр — постоянный участник театральных фестивалей. Один раз в два года на базе театра проводится Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Обширна и гастрольная деятельность театра: Тула, Калуга, Орёл, Белгород, Могилёв, Москва, Владимир, Брянск, Санкт-Петербург, Гомель, Рязань, Витебск. В 2020 году, согласно решению губернатора Смоленской области, театру присвоено звание «Академический». |