Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Методика проведения театрализованных игр с целью общения у дошкольников

  • Дидактическая игра «С какого дерева листок». Воспитатель

  • Словесная игра «Осенние приметы».

  • Пальчиковая гимнастика «Замок».

  • Работа в творческой мастерской.

  • Динамическая пауза «Покажи животного» .

  • Драматизация сказки «Теремок»

  • Итог деятельности

  • 12. Театрализованные игры как средство развития музыкально-игров. 1Общая характеристика театрализованных игр 3 1Понятие и виды театрализованных игр 3


    Скачать 62.23 Kb.
    Название1Общая характеристика театрализованных игр 3 1Понятие и виды театрализованных игр 3
    Дата17.01.2019
    Размер62.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла12. Театрализованные игры как средство развития музыкально-игров.docx
    ТипРеферат
    #64018

    Содержание


    Введение 1

    1Общая характеристика театрализованных игр 3

    1.1Понятие и виды театрализованных игр 3

    Игры-драматизации. 4

    Режиссёрские игры. Среди этого вида игр принято выделять следующие: 5

    1.2 Характеристика театрализованных игр 6

    1.3Театрализованная игра, как вид творческих игр 9

    2.1 Роль театрализованных игр в развитии общения дошкольников 12

    2.3 Методика руководства театрализованными играми 16

    Заключение 26

    Список использованной литературы 30







    Введение


    Актуальность темы. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

    Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

    Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.

    Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластические действия с музыкой, ритмом, словом

    Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов.

    Цель занятий театрализованной деятельностью – всестороннее развитие личности ребенка. Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.

    Это положение определило тему курсовой работы: «Театрализованная игра как средство развития речи у дошкольников».

    Цель курсового исследования: рассмотреть особенности театрализованной игры как средства развития общения дошкольников.

    Объект исследования: театрализованная игра.

    Предмет исследования: театрализованная игра как средство общения у дошкольника.

    В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи курсовой работы:

    1. Дать общую характеристику театрализованных игр и рассмотреть организацию театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

    2. Выделить особенности развития речи у дошкольников разных возрастов

    3. Проанализировать методику проведения театрализованных игр с целью общения.

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

    Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.


    1. Общая характеристика театрализованных игр




      1. Понятие и виды театрализованных игр


    Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

    • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;

    • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;

    • формировать волевые черты характера;

    • развивать и тренировать выразительность речи;

    • способствовать раскрытию творческого потенциала.

    Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

    • Первая младшая группа:

      • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

      • формировать умение слушать и понимать речь;

      • способствовать формированию выразительности речи;

      • развивать речевую и умственную активность.

    • Вторая младшая группа:

      • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

      • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

      • способствовать обогащению и выразительности речи;

      • развивать память, мышление, воображение, внимание;

      • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

    В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

    • Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

    • Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

    Игры-драматизации.


    В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

    • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

    • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

    • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

    • Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

    Режиссёрские игры. Среди этого вида игр принято выделять следующие:


    • Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

    • Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

    • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

    • Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.

    • Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.



    1.2 Характеристика театрализованных игр


    Модернизация современной системы образования в России направленана формирование активной и творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, творчески и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие[1, с. 2530].

    Дошкольный возраст это период интенсивного развития интеллектуально творческих способностей детей, время не иссекаемых вопросов, неистощимой фантазии разнообразия игровых замыслов. Период дошкольного детства благоприятен для развития активности и творческого начала личности, так как дети этого возраста любознательны, пытливы и активны. В педагогической практике творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности и ее деятельности. Рассматривая содержание понятия «творческая активность», можно сказать, что она понимается как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций [4].

    Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста этосложный и многофакторный процесс. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста связана со всеми сторонами формирующейся личности ребенка потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями и эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты творческой активности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне творческой деятельности человека. Важными условиями развития творческой активности является: организация интересной жизни ребенка в детском саду и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения; учет индивидуальных особенностей ребенка; формирование знаний, способов действий и способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел, Для этого знания и умения должны быть гибкими, вариативными, навыки –обобщенными, то есть применимыми в разных условиях[5].

    Дошкольники с низким уровнем творческой активности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, замкнуты, быстро отвлекаются, на что либо другое и не инициативны. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой творческой активности, склонны к репродуктивной деятельности, не стремятся выполнять задания на перенос знаний и умений в новые ситуации. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Они порой не могут и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задание творческого характера почти всегда отсутствуют.

    Дошкольники со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, поэтому им необходима помощь взрослого. В процессе деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае искомого результата испытывают радость.

    Театрализованные игры во всем своем многообразии выполняют ряд функций. Обучающая функция заключается в том, что театрально игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков и опыта познавательной, игровой, творческой и практической деятельности. Поскольку театрализованная игра представляет собой синтез искусств, то социокультурная функция связана с усвоением ребёнком богатства культуры и формированием его как личности на основе приобщения к различным видам и произведениям искусства.

    С целью повышения интереса к театрализованной и творческой деятельности может использоваться зарисовка этюдов по отдельным эпизодам инсценируемых произведений, деление текста на смысловые части с помощью фишек и схем с последующим обсуждением, составление альбома с фото и видеоматериалами о театрализованной деятельности дошкольников, поскольку дети любят возвращаться и вспоминать об театрально игровой деятельности.

    Работая над выбранной ролью, воспитатель может предложить описать место действия, побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц и их поведения, обсуждать костюм ребёнка и т.п.

    В процессе показа подготовленной театрализованной постановки дошкольники имеют возможность проявить свой творческий потенциал достаточно многогранно: продемонстрировать выразительность речи, показать сценическое, певческое, танцевальное творчество и пр. Надо предоставлять дошкольникам возможность неоднократно повторить.

    Эффективное использование театрализованной деятельности для развития творческой активности у детей 57 лет возможно, если осуществляется обогащение детей яркими впечатлениями и ознакомление с новыми произведениями, которые они смогут использовать при организации театрально игровой деятельности; создание соответствующей предметно развивающей среды, т. е. игровых уголков, центров или комнат для театрализованной деятельности; использование ситуаций радости и успеха творческой деятельности, создание условий для возможности переноса знаний в новые обстоятельства; использование в работе со старшими дошкольниками различных видов театрализованной игры; обеспечение баланса между специально организованной и самостоятельной театрально игровой деятельностью дошкольников и пр.

      1. Театрализованная игра, как вид творческих игр


    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

    Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами, значит, подготовленность к театральной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, но основе, которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

    Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и yчась на их ошибках.

    Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные представления. Ведь дети очень впечатлительны, что помогает им ярче и правильнее воспринимать художественное произведение. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

    Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.

    Все это способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку»

    Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

    Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Составлять рассказ о событиях из личного опыта придумывать конец сказки или саму сказку. Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления) а так же индивидуальных особенностей.

    Воздействие театрально-игровой деятельности на психическое развитие ребенка основано на усвоении опыта русского народа. Сказки, русский фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста. Актуальность передового педагогического опыта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка,

    2 Методика проведения театрализованных игр с целью общения у дошкольников

    2.1 Роль театрализованных игр в развитии общения дошкольников


    Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении.

    Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

    Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.

    Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом».

    И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого.

    Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

    Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

    - художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; - освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

    - самостоятельная творческая деятельность.

    Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

    Таким образом, мы видим, что театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

    Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

    Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

    Этих особенности театрализованной деятельности вызывают определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий:

    - между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации;

    - между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации;

    - между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат.

    Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника. Большой интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П. Бочкаревой. На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому, подтверждая многообразие видов театрализованных игр.

    Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно - образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

    В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни. Анализ методической литературы и педагогического опыта показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращают большое внимание на развитие детского творчества и находят интересные методические приемы.

    Приведем некоторые из них: - самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;

    - чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми, же персонажами (О. Лагуткина);

    - предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);

    - предоставить возможность для выполнения контрастных ролей - старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима).

    В своем методическом пособии Дронова Т.Н. предлагает педагогам такое содержание, такие формы руководства детской театральной игрой, которые в первую очередь доставляли бы детям радость и способствовали бы их общему и художественному развитию.

    Рассмотрим их более подробно:

    Организация театральной деятельности дошкольников:

    К работе с детьми по театрализованной деятельности педагогу рекомендуется приступать с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.

    Для проведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах: - как специально организованная форма работы педагога с детьми; - как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.

    Доронова Т.Н. предлагает пятница (вторая половина дня), как оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми. Педагог должен предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение еженедельного спектакля с детьми и приурочить к этому времени.

    Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 20 минут, и своим присутствием оказать положительное влияние на эффективность развития детей в театрализованной деятельности.

    Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. Еженедельные спектакли по пятницам с детьми пятого года жизни должны проходить в групповой комнате.

    Если есть такая возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная минисцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости. В старшем дошкольном возрасте каждую пятницу, во второй половине дня педагог осуществляет работу с детьми по театрализованной деятельности, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в две недели - по пятницам, а также может быть приурочена к определенным праздникам.

    2.3 Методика руководства театрализованными играми


    Предварительная работа с детьми в группе: Чтение сказки «Теремок»; рассматривание иллюстраций к сказке; просмотр мультфильма «Теремок»; чтение рассказов о животных; беседы об осени, о том, что происходит с деревьями осенью; подвижные игры.

    Совместная творческая деятельность с родителями дома: Изготовление кукол для театра на втулках «Теремок» в нетрадиционной технике с использованием ниток, сухих листьев, фетра, конфетти, салфеток.

    Индивидуальная работа: с Сашей К., Максимом, Мишей - совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе; упражнять в умении рассказывать о выборе своей работы.

    Оборудование:

    1. Макет «Теремок в сказочном лесу».

    2. Карточки с деревьями и листочки для дидактической игры «С какого дерева листок?».

    3. Куклы театра на втулках мышка, лягушка, лисичка, зайчик, волк, мишка.

    4. Коробочки с нарезанными разноцветными нитками, листьями, нарезанная полосками цветная бумага, скрученные шарики из желтых, оранжевых, красных салфеток; сухие листья; ножницы; стаканчики; баночки с клеем, кисти; влажные салфетки, двухсторонний скотч, зонт.

    5. Видеоролик с сюжетами по ходу деятельности (в конспекте отмечено время длительности сюжетов с паузами).

    6. Мультимедиа установка, ноутбук.

    Методы и приёмы:

    1. Организационный момент (приветствие).

    2. Чтение стихотворений, игровая мотивация – отправление в сказку.

    3. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

    4. Словесная игра «Приметы осени».

    5. Пальчиковая гимнастика «Замок».

    6. Совместная творческая деятельность детей и родителей в творческой мастерской.

    7. Оценка результатов творческой деятельности.

    8. Динамическая пауза «Покажи животного».

    9. Драматизация сказки «Теремок».

    10. Итог деятельности.

    Ход:

    (Дети с родителями заходят в зал под тихую мелодию).

    Воспитатель:

    Друзья, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с ними и пожелаем им доброго утра.

    (Встают в полукруг и все повторяют слова).

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро!».

    «Доброе утро!» - и солнцу и птицам,

    «Доброе утро!» - улыбчивым лицам,

    «Доброе утро!» - веселеньким глазкам,

    Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

    А в сказку не простую, а осеннюю, Чтобы нам в неё попасть, надо вспомнить стихи про осень!

    (Дети рассказывают стихотворения, звучит тихая мелодия «В гостях у сказки»).

    Воспитатель:

    Вот мы и в сказочном лесу, в какую сторону нам пойти? У кого спросить? Вижу старый дуб, на дубу Сова сидит, головой вертит. Давайте спросим у неё.

    (На экране появляется Сова (0 - 47сек. - пауза)

    Сова:

    Здравствуйте, ребятишки,

    Девчонки и мальчишки.

    Я — сова-совушка,

    Мудрая головушка,

    Я старейшина в лесу,

    Ведь с очками на носу.

    За лесочком, на опушке,

    Чья-то спряталась избушка.

    Не избушка, теремок,

    Он не низок, не высок.

    (Все отправляются в путь. На экране показ видеоролика с осенними

    пейзажами под шум осеннего леса (с 48сек. по 1м.14 сек. - пауза).

    Воспитатель: Какой красивый осенний лес, я слышу шум ручейка, шелест листьев под ногами, ветер шумит в кронах деревьев…

    (Дети, родители и воспитатель подходят к макету «Сказочная полянка»

    с красивыми осенними деревьями и теремком.)

    Воспитатель: Друзья, в какую сказку мы с вами попали?

    Дети: Мы попали в сказку «Теремок».

    Воспитатель: Какой красивый теремок, а где он стоит? (В лесу).

    А какое время года в сказочном лесу? (Осень).

    Какие деревья вы узнали? (Берёзку, осину, рябину, клён, дуб).

    Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

    Воспитатель: Мудрая Сова предлагает нам поиграть. Здесь карточки с деревьями и разные листочки. Нужно правильно найти листочек для каждого дерева. (Дети выполняют задание и рассказывают, какой листок с какого дерева, если затрудняются, просят помощи у родителей). Молодцы, ребята, все правильно разложили листочки.

    Посмотрите, какой красивый листочек упал с клёна прямо мне в руки. Здесь задание от Мудрой Совы.

    Словесная игра «Осенние приметы».

    Воспитатель: Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да).

    Дайте правильный ответ:

    Осенью цветут цветы? (нет).

    Осенью растут грибы? (да).

    Тучки солнце закрывают? (да).

    Часто — часто льют дожди? (да).

    Туманы осенью плывут? (да).

    Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

    Звери норки закрывают? (да).

    Урожай все собирают? (да).

    Птичьи стаи улетают? (да).

    Солнце светит очень жарко? (нет).

    Все купаются в реке? (нет).

    Можно детям загорать? (нет).

    Ну а что же надо делать?

    Куртки, шапки надевать? (да).

    Сапоги всем обувать? (да).

    Молодцы! Вы знаете приметы осени. Мудрая Сова вами довольна.

    (Мамы раскрывают зонтики, дети спрячутся).

    (Звучит шум дождя и на экране появляется ролик «Гроза» (с 1м.15сек. по 1м. 39сек. - пауза).

    Вдруг закрыли небо тучи,

    Начал капать дождь колючий.

    Ветер сильный завывает,

    Гром и молнии сверкают

    И в лесу всё изменяют.

    (Гаснет свет (полумрак) и звучит музыка ветра, гром гремит. Все стихает, и воспитатель обращает внимание детей на макет, где не осталось ни одного листочка на деревьях. На экране заставка – осенний облетевший лес).

    Воспитатель: Налетел ураган, и все листья с деревьев унёс. Лес сразу стал обыкновенным унылым и серым? Что же делать? Без волшебного леса не будет сказки. (ответы детей) Давайте сделаем красивые деревья. Проходите в творческую мастерскую.

    (Родители и дети проходят в творческую мастерскую и садятся за столы).

    Воспитатель: Перед работой надо разогреть наши ручки.

    Пальчиковая гимнастика «Замок».

    Стоит в поле теремок         (поднять руки над головой домиком)

    Он не низок, не высок        (опустить руки через стороны вниз)

    На двери висит замок         (сцепить пальцы в «замок»)

    Кто его открыть бы смог?  (пожать плечами)

    Постучали, постучали        (постукивать ладонью о ладонь)

    Покрутили, покрутили       (вращение ладонями)

    Потянули и открыли!  (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли ладони)

    Работа в творческой мастерской.

    Воспитатель: Хорошо разогрели пальчики. Выберите каждый себе материалы для работы, которыми вы будете украшать деревья и приступайте к работе.

    (Дети с родителями выбирают материал и приступают к работе. Воспитатель подходит к каждому и спрашивает, почему ребёнок выбрал именно этот материал, напоминает об аккуратности выполнения работ.)

    Воспитатель: (после завершения работы)

    Очень красивые деревья получились! Теперь сделаем сказочный лес!

    (Родители и дети прикрепляют на макет деревья – все радуются полученному результату. На экране появляется заставка – красивый сказочный осенний лес (с 1м.40сек. по 1м. 43сек. - пауза).

    Воспитатель:

    Вот так лес, чудо лес,

    Сколько он таит чудес

    Все деревья золотые, яркие да расписные

    Листиками шелестят и приветствуют ребят.

    Воспитатель: Вот какой чудесный лес у вас, друзья, получился, посмотрите, даже теремок засиял новыми красками. Давайте теперь узнаем, кто же в нём живёт.

    (Дети стучатся в дверь)

    Терем, теремок, кто в теремочке живёт?

    (Все видят, что там никого нет)

    Он пустой, в нем нет жителей.

    Воспитатель: Мне так хочется, чтобы в нём кто-нибудь жил. Здесь так тепло и уютно. Вот, были бы у нас зверушки, мы бы с вами рассказали сказку и заселили бы теремок.

    Родители с детьми: Мы дома с ребятами сделали кукол для сказки «Теремок». Вот они в корзиночке.

    (Родители достают из корзинки своих сказочных героев)

    Воспитатель: Какие вы молодцы! Очень красивые получились у вас зверушки, так и хочется с ними поиграть!!!

    Динамическая пауза «Покажи животного».

    (Родители по очереди зачитывают стихотворения и показывают своих сказочных героев, а дети имитируют их движения, двигаясь по всему залу. Звучит музыка «Теремок)

    Я иду гулять сейчас,

    И зову с собою вас!

    Ждут нас на опушке

    Разные зверушки.

    (Дети идут за воспитателем)

    Мышка, мышка

    Серое пальтишко.

    Мышка тихо идёт,

    В норку зёрнышко несёт.

    (Дети показывают мышку)

    Вот лягушка по дорожке

    Скачет, вытянувши ножки.

    - Ква – ква! Ква – ква!

    (Дети показывают лягушку)

    Зайчик скачет в чистом поле

    Очень весело на воле.

    Прыг – скок, прыг – скок!

    (Дети показывают зайку)

    Впереди из-за куста

    Смотрит рыжая лиса,

    Мы лисичку обхитрим - На носочках побежим.

    (Дети показывают лисичку)

    Шёл по лесу серый волк,3

    Щёлк – щёлк – щёлк (2 раза).

    Он крадётся за кустами,

    Грозно щёлкает зубами!

    (Дети показывают волка)

    А за волком шёл медведь,

    Да как начал он реветь:

    «У-у - у! У- у- у!

    Я вразвалочку иду!»

    (Дети показывают медведя)

    По тропинкам мы гуляли,

    На полянке поиграли.

    А теперь пришел нам срок,

    Поселить всех в теремок.

    Воспитатель: Возьмите своих сказочных героев и вместе расскажем сказку «Теремок», а наши уважаемые родители будут зрителями.

    (Дети берут своих кукол, звучит музыка и на экране появляется заставка к сказке «Теремок» (с 1 м. 45 сек по 2м 07 сек. – пауза).

    Драматизация сказки «Теремок» ( воспитатель в роли сказительницы).

    Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

    - Терем, теремок! Кто в теремочке живет?

    Никто не отзывается.

    Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

    Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

    - Терем, теремок! Кто в тереме живет?

    - Я, мышка-норушка, а ты кто?

    - А я, лягушка-квакушка!

    - Иди ко мне жить!

    Лягушка прыгнула в теремок, стали они вдвоем жить.

    Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

    - Терем, теремок! Кто в тереме живет?

    - Я, мышка-норушка!

    - Я, лягушка-квакушка! А ты кто?

    - А я, зайчик-побегайчик!

    - Иди к нам жить!

    Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

    Идет лисичка-сестричка.

    Постучала в окошко и спрашивает:

    - Терем, теремок! Кто в тереме живет?

    - Я, мышка-норушка!

    - Я, лягушка-квакушка!

    - Я, зайчик-побегайчик!

    - А ты кто?

    - А я, лисичка-сестричка!

    - Иди к нам жить!

    Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

    Прибежал волчок серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

    - Терем, теремок! Кто в тереме живет?

    - Я, мышка-норушка!

    - Я, лягушка-квакушка!

    - Я, зайчик-побегайчик!

    - Я, лисичка-сестричка!

    - А ты кто?

    - А я волчок серый бочок!

    - Иди к нам жить!

    Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Все они в теремке дружно живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мощь:

    - Терем, теремок! Кто в тереме живет?

    - Я, мышка-норушка!

    - Я, лягушка-квакушка!

    - Я, зайчик-побегайчик!

    - Я, лисичка-сестричка!

    - Я, волчок серый бочок!

    - А ты кто?

    - А я, мишка косолапый!

    Звери все вместе зовут:

    - Иди к нам мишка будем вместе жить!

    Вошел и мишка в теремок и стали они жить все вместе.

    Дружно жили, не тужили,

    Печку в домике топили.

    Вместе все трудились,

    Пели, веселились.

    (По ходу действия сказки, дети ставят своих кукол в теремок и манипулируют ими. По окончании сказки все куклы остаются в теремке.)

    Воспитатель: Вот мы и заселили в теремочек сказочных животных. Молодцы, дети, хорошо справились со своими ролями. Поклонитесь нашим зрителям.

    Итог деятельности: Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей). Друзья, мы сегодня сделали вместе с родителями осенние деревья, заселили в сказочный теремок животных, поиграли. А теперь пора и в детский сад возвращаться, берите своих мам и пап. Вернёмся туда по знакомой тропинке.

    Заключение


    Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

    Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

    Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

    Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

    Коммуникативная деятельность предполагает:

    1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

    2. Освоение детьми разными видами деятельности.

    3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

    В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

    У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

    Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

    Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

    Проведенные исследования позволили уточнить структуру взаимосвязей разных разделов речевой работы на занятиях в возрастных группах и удельный вес того или иного раздела при переходе от группы к группе. Выделив приоритетные линии развития каждой речевой задачи, мы соотнесли их «вертикально», синхронически.

    Развитие связной монологической речи, являясь главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка.

    Стержнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи на первый план выступает работа над семантикой слова - формирование понимания синонимических, антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Работа над расширением семантического поля, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него – к связному высказыванию, играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

    В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится задача формирования языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

    В воспитании звуковой культуры речи важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи.

    В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (повествование, описание, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста), а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.

    Список использованной литературы


      1. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи//Дошкольное воспитание. 2012. № 12.

      2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Издательство АРКТИ,2013. — 126 с.

      3. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр. М.: Издательство Детство-пресс,2014. — 126 с.

      4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М., 2014.

      5. Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» // Дошкольное воспитание. 2012. № 4

      6. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду // Ребёнок в детском саду. 2013. № 2.

      7. Майер А.А. Система театров в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. 2009. № 4.

      8. Жуганов А. В. Творческая активность личности. 2е изд. Л. :Наука, 1991. –142 с.3.

      9. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. –2014. – Спецвыпуск № URL:http://ekoncept.ru/2014/14626.htm

      10. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2003. —142 с.

      11. Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. –Саратов, 2001. –18 с.

      12. Федорова Г. А. Развитие творческой активности дошкольников витеатрализованной деятельности // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики : сб. материалов Всерос. науч.практ. конф/ СевероВосточный федеральный унт им. М. К. Аммосова. –Якутск, 2013. –С. 529–534.

      13. Цеева, Л. Х. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников / Л. Х. Цеева, А. В. Ситкова // Концепт. –2014. –№ 8. –С. 76–80.

      14. Черных Н.И.,. Фоломеева Л. Н, Саркисова К.Л.Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Молодой ученый. –2014. –№ 19. –С. 625–628.

      15. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования // Science Time: материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года№ 1. –Казань, 2015. –С. 235240.

      16. Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх //Воспитатель. –2011. –№ 7. –С. 6974.

      17. .Антипина,Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии/ Е. А. Антипина. − М. : Сфера, 2006. − 120 с.

      18. Артемова,Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова. − М. : Владос, 1991.− 129 с.

      19. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игрыдраматизации : автореф. дис. … канд. пед. наук / Губанова Н.Ф.–М., 2004. –20 с.14.




    написать администратору сайта