Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций 1. 1 Роль музыкального искусства в воспитании личности.

  • 1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

  • музыка. 2. 1 Проблемы духовнонравственного воспитания в современном обществе


    Скачать 493.11 Kb.
    Название2. 1 Проблемы духовнонравственного воспитания в современном обществе
    Дата10.03.2022
    Размер493.11 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файламузыка.rtf
    ТипРеферат
    #389948
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Содержание.
    Введение ………………………………………………………………………......7

    Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

    1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности ……………………8

    1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников ……………………13

    Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

    2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе………………………………………………………………………….18

    2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей………………………………………………...22

    Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

    3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания………………………………………………………………………28

    3.2. Различные виды деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей……………………………………………………………………33

    Заключение……………………………………………………………………….37

    Список используемой литературы……………………………………………...41

    Приложение (духовные произведения в мировой музыкальной классике)……………………………………………………………………...45-50

    Введение
    Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового1.

    Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

    Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

    - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

    Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.

    Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

    Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

    Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания

    Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»2.Однако, как отмечал Л. Выготский 3, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

    «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…»4:. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

    Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины»5.

    Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

    В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

    Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

    Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

    Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

    Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.

    Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

    Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.

    Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
    1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности.
    В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

    Мысли о необходимости более раннего - начинающегося еще до школы - воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря, что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

    Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

    Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

    Музыке, как средству эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия.

    “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”6.

    На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

    У педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

    В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

    Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»7.

    В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

    «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек»8. А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:

    «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше»9.

    Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

    Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления.

    Одоевским же были высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни, воздействующей на формирование ребенка:

    «Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен»10.

    Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме»11.

    Огромное значение придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: «Запоет школа - запоет вся страна»12.

    Среди наиболее видных и последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца 19 века можно назвать:

    Е. Альбрехта, К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи Гнесиных. В их работах подчеркивается общественное значение музыкального, духовно-нравственного воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В. Корганов, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.

    Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.

    Шацкая Валентина Николаевна - советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

    В. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

    В. Шацкая была одним из инициаторов создания в стране детского музыкального радиовещания. Проводила научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 г. В. Шацкая сотрудничала в художественно-педагогической комиссии Государственного Учебного Совета (ГУС), где при ее непосредственном участии создавались школьные программы по музыке.

    Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

    С 1913 года Общество начинает издавать литературу, основанную на результатах практического опыта.

    В советский период издаются целевые сборники для школьного пения, учебные пособия и методические руководства.

    Более двух веков бились прогрессивные деятели русской культуры над решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе

    Борьба за общее музыкальное воспитание детей в России долгое время оставалось борьбой идей. И только в Советском государстве, а позже в Российской федерации возникли принципиально новые возможности реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.
    1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
    Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

    Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

    Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня.

    В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно – нравственными акцентами.

    В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.

    Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

    Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. Глубокие исследования в области духовно-нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

    Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, необходимы:

    1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

    2) развитие необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

    3) усвоение нужных для этого знаний.

    Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой-либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжении всего учебного курса школы.

    Слушание музыки (развитие способности восприятия ее) непременно должно иметь место на всех слушаньях, во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания. Оно элементарно на первой ступени, ширится на второй, где в связи с ним для более глубокого использования его развиваются музыкальные способности и умения, и даются элементарные знания, и, наконец, наиболее полно и интенсивно оно должно идти на третьей ступени (I-IV классы), где воздействию его помогают развитые способности, приобретенные технические навыки и умения.

    При таком взгляде на музыкальное образование ясно, что понимает программа под словом музыка и воспитанием духовно-нравственного начала у младших школьников. Это не игра только на музыкальных инструментах, а все музыкальное искусство все стороны и виды ее. Тут и пение - классное и хоровое, и знакомство с музыкальными произведениями, исполнение музыки и т.д. Это всё, при опытном подборе репертуара, обогащает духовно-нравственный мир школьников. Все из области музыки, что возможно для школы, что можно организовать, - все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним, направленным на духовно-нравственное развитие. Слушать музыку учащиеся будут и вне школы и в классах, на уроках и во внеклассное время. Прослушивание и посещение концертов классической музыки дает им возможность ознакомится с произведениями, способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей. Но в обстановке спектакля, концерта в большом зале, в многолюдном обществе слишком много отвлекающего. Получаемые ими впечатления будут в этом случае слишком общие и неполные. Они будут глубже, отчетливее от слушания музыки в стенах школы, в привычной обстановке, среди своих товарищей.

    Часть программы на развитие духовно-нравственного начала, может быть построена так:

    1) слушание образцовых произведений;

    2) усвоение их на слух;

    3) исполнение с листа и духовно-эстетический анализ.

    Музыкальный композитор, дирижер и педагог А.А. Шенщин акцентирует внимание на реализации в преподавании музыки трех общепедагогических принципов наглядности, самодеятельности и жизненности. Значительный интерес представляет мнение автора об «одновременности» и «параллельности» восприятия произведений искусств (и их эстетического усвоения) и творческого восприятия или творческого создания чего -либо нового на основе «внутреннего мира переживаний». Он пишет: «Первое требование вытеснение из принципа наглядности — постоянного, неразрывного художественного воздействия, т.е. учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности».

      1   2   3   4


    написать администратору сайта