Главная страница

Документ Microsoft Word. 2. Основные подходы к определению культуры


Скачать 16.45 Kb.
Название2. Основные подходы к определению культуры
Дата23.10.2022
Размер16.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#749469

2. Основные подходы к определению культуры.

Выделяют несколько основных подходов к определению культуры в современной культурологии.

1. Антропологический подход рассматривает культуру как мир «второй природы», творимой человеком, мир искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнении к природным. К одним из первых определений культуры, сформулированных в рамках данного подхода, принадлежит суждение английского антрополога Э. Тэйлора: «культура … слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

2. Деятельностный подход (Э.С. Маркарян, М.С. Каган, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов) предполагает понимание культуры как специфической технологии человеческой деятельности, направленной на преобразование природной среды, транслирующейся через внебиологические механизмы наследования (традиции, язык, письменность) и потому выступающей объективированной памятью общества и человечества.

3. Аксиологический подход понимает культуру как мир материальных и духовных ценностей – идеальных моделей должного бытия, характеризующих специфическую ценностно-смысловую направленность человеческой жизни. Если деятельностный подход концентрируется на способах человеческой деятельности, то аксиологический описывает специфические цели и смыслы этой деятельности.

4. Знаково-символический подход, реализован в разнообразных определениях культуры, рассматривающих ее через категории «знака» и «символа». Л. Уайт, основатель культурологии, считал, что ведущую роль в культуре играют символы, представляющие собой совокупность физической формы и значения. Значение символа при этом невозможно установить с помощью непосредственного восприятия или физического и химического анализа, оно определяется культурной традицией, поэтому его можно понять, только разобравшись в конкретных условиях использования и понимания символа. К примеру, значение «святой воды» невозможно установить с помощью ее химического анализа, «святость» этого объекта раскрывается только в системе религиозного христианского мировоззрения и обрядового служения. То же самое рассуждение относится, например, к деньгам как обменному эквиваленту, имеющему смысл и, соответственно, хождение в рамках определенной экономической культуры. Культура, заключает Л. Уайт, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации и рассматриваемых в экстрасоматическом («надорганизменном», «внетелесном») аспекте.
3. Функции культуры.

Под функцией понимается способность культуры удовлетворять потребности человека и общества внебиологическим образом.


1. Адаптивная функция – посредством культуры человек приспосабливается к условиям окружающей среды. В отличие от биологических механизмов адаптации, предполагающих наследственную изменчивость организмов в длительном процессе эволюционного отбора, человек направляет сознательные усилия на изменение природной среды и создание среды искусственной – в виде орудий труда, жилищ, одежды, хозяйственной деятельности и промышленного производства и т.д.

2. Функция трансляции социального опыта – культура сохраняет и накапливает социальную память, объективированную в форме устойчивых образований и артефактов, независимых от ограничений памяти и жизни конкретного человека.

3. Познавательная (гносеологическая) функция – культура формирует средства и модели человеческого познания. Мышление человека осуществляется в языковой форме, постижение окружающего мира происходит в рамках культурно обусловленных моделей и технологий деятельности (хозяйственной, научной, технической).

4. Аксиологическая (ценностная) функция: под ценностью понимается свойство предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивидов или общества в целом, порождающее воображаемую, идеальную модель этого предмета или явления (справедливость, благо, красота, успех и т.д.).

5. Коммуникативная функция – культура выступает основным средством общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов. Культура и существует именно как акт коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.

6. Нормативная (регулятивная) функция – в культуре формируется система регулятивов (норм) деятельности человека в различных сферах его жизни: в труде, быту, в межличностных отношениях.


написать администратору сайта