текст для презентации. 2 слайд Площадные празднества карнавального типа в их классических формах отличала всенародность, открытость
Скачать 27.48 Kb.
|
2 слайд Площадные празднества карнавального типа в их классических формах отличала всенародность, «открытость». Они объединяли людей всех званий, состояний и возрастов, разделенных в обыденной жизни иерархическими и корпоративными барьерами. Он сплачивал всех в единой жизнерадостной стихии, устраняя нетерпимость и враждебность, давая выход накопившейся психической энергии. Человек, слившийся с радостной возбужденной толпой, как бы растворялся в коллективном целом, ощущал себя в добром согласии не только с другими, но и с самим собой. 3 слайд Суть карнавала состояла в снятии нервного напряжения, в предельной разрядке. «Сдвинутый» мир антиповедения предстает в маске: бедняки рядятся богатыми патрициями, а высокие особы — плебеями, юноши — стариками, мужчины — женщинами,люди принимают облик зверей, птиц и растений. 4 слайд Психологический феномен средневековой культуры — «мудро безумствующий» шут — неотъемлемый персонаж праздника. Фигура профессионального остроумца и сквернослова неотделима от площадной зрелищной стихии. Шуты и дураки были «потоянными, закрепленными в обычной жизни носителями карнавального начала» . Они полностью сживались со своей комедийной маской. Для людей средневековья шут(дурак) — не просто комическая фигура, но и носитель пророческого дара. Чуждый миру людей, он вступает в контакт с невидимым миром, с высшими силами (безумие —знак божественной одержимости). Импровизации шута задавали тон представлению. Шут завоевывал симпатии зрителя экстравагантной внешностью и костюмом, утрированными манерами и интонацией голоса, язвительными остротами и скабрезной жестикуляцией. 5 слайд Их изображения появляются на рубеже 13-14 вв., когда возникает мода держать дураков при коронованных лицах и вельможах .В 15 в. складывается классический тип шуга привычный нам .Его колпак с ослиными ушами, соединенный с круглым фестончатым воротником, стал в Западной Европе популярным символом мировой глупости. На ослиные уши и фестоны оплечья подвешивали колокольчики. Пестрый наряд шутов (жилет, узкие штаны-чулки) кроили из тканей контрастных цветов ,из разноцветных лоскутков-выкроек составляли узоры. Снизу жакет оформляли фестонами с бубенчиками; на поясе висела сумка или кошель.Иногда костюм шута кричащего красного цвета; он ассоциировался у ригористов с адским пламенем, уготованным паяцу .Кукла-марот служила своеобразным маленьким двойником самого шута. Потешники гримировали лица, на щеки накладывали пятна румян . 6 слайд Шуты объединялись для жизнерадостных буффонад — совместных танцев и представления фарсов. Взявшись за руки, короткие ленты или перчатки, фигляры в остроконечных капюшонах с бубенчиками танцуют по трое—пятеро под музыку различных инструментов. Динамичная пляска с резкой жестикуляцией и притопыванием напоминала разнузданную оргиастическую мореску .(танец или песня) 7 слайд Первые упоминания о шутовских фестивалях относятся к концу 12 в.,но апогея они достигли в 14-15 вв. Главная идея праздника шутов и вообще средневекового карнавала —нарушение общественного статуса. При помощи переодевания и присвоения атрибутов более высоких сословий «последние становились первыми шуты или захудалые простолюдины — королями, церковные служки —прелатами, ремесленниками — «рыцарями без страха и упрека» . В «празднествах дураков» принимали участие люди всех чинов и званий: им попустительствовали приходские священники, епископы и архи-епископы, их одобряли уважаемые члены городских магистратов и самые знатные из дворян: они находили фанатичных приверженцев не только у простонародья, но даже в монастырях". 8 слайд В 15-16 вв. масленичный фестиваль позднесредневекового города вылился в блестящие маскарадные процессии. Парад возглавляли конные и пешие шуты. Убранные коврами и шелковыми тканями окна дворцов и домов, вдоль которых двигался кортея. Буффоны кидали в них яйца с розовой водой —символ возрождения жизни. «Дикари» и «лесные женщины», покрытые мхом и лохматыми шкурами, привлекали внимание зевак устрашающим видом и уморительными гримасами. Костюмы большинства участников Карнавала следовали модам своего времени. Тесные куртки-дублеты и узкие штаны. Гражданский костюм, усложненный разрезами, стал напоминать жесткую военную броню; короткие штаны разделялись на вертикальные полосы. Носили береты и полукруглые шляпы с полями, украшенные лентами и перьями . В основе карнавальной комедии с ее характерными типами и бурлескными ситуациями лежала идея сезонных смен, извечной борьбы жизни и смерти. Зиму и мрак как враждебные природе начала следовало прогонять и уничтожать. 9слайд В числе крупных культурных центров Европы масленичными карнавальными играми- был славен богатый имперский город Нюрнберг. В вольной бюргерской республике, где процветали ремесла и искусства, в 15— первой половине 16 в. вошли в моду маскарадные процессии под названием «Бег Шембарта» .С 1449 по 1539 г. их устраивали 63 раза, но в некоторые годы запрещали. Чтобы обезопасить граждан от возможных беспорядков . Процессии сопровождались разыгрыванием легких комедий-фарсов .Во главе традиционных увеселений в городских коммунах стояли ремесленные корпорации. Поскольку масленичная карнавальная трапеза отличалась изобилием мясных блюд, к середине 16 в. особые привилегии получил цех мясников. Им разрешили «наряжаться и устраивать шутки в масках». Выступая со своими танцами нюрнбергские мясники руководили шествием по городу , но в нем принимали участие все желающие . 10 слайд В 1508 г. «ад» был олицетворен в образе длинноволосого бородатого гиганта — хозяина замка. Согласно пояснительному тексту,это «Пожиратель детей». Белый костюм людоеда пересекают фиолетовые и зеленые ленты, на голове — дурацкий колпак. «Веселое страшилище» с грубым лицом «дикого человека» лакомится не детьми, а шутами, которых вытаскивает из мешка. На создание фигуры масленичного аитропофага могли оказать влияние гравюры 16 в.: Кронос-Сатурн в облике патриархального старца проглатывает собственных детей. языческий прототип-традиционное чучело Зимы в весенних игрищах. Его провозили по полям, а затем торжественно сжигали или топили. Можно представить радость маленьких зрителей карнавала, когда злобный великан, пугавший их погибал в благодатном пламени. 11 слайд Подмостки «ада» охотно использовали для постановки комических сценок. Их отличали чисто карнавальная тематика и преобладание забавных персонажей. Карнавальное шествие стало своеобразным аллегорическим «зерцалом» осуждаемых людских пороков и недостатков, «Ад» наполнили представители разных сословий и профессии. В панораме многоликих видов глупости проходили монахи-бражники и обжоры, врачи-шарлатаны, псевдоученые астрологи, недалекие грубые крестьяне, сварливые жены, торговцы, которые обвешивают покупателей, молодые люди, обезумевшие от любви. Позднесредневековый карнавал особенно в период Реформации, допускал полемические выпады, комически комментировал злободневные события. Однако реальные лица, выставленные на посмешище, теряли индивидуальные черты и переходили в разряд обобщенных образов. 12 слайд Во Франции и Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала -была веселая битва между Масленицей и Великим Постом.Произведение Брейгеля, который смотрит на человеческий муравейник как будто с дозорной башни. Антитеза разгульному веселью — жизнь серьезная и созерцательная.Художник-морализатор, обладавший поразительной бытовой зоркостью, воспринимал карнавал как трагикомедию земного существования с его безумными, не знающими меры крайностями, светлыми и теневыми сторонами, но с ударением на трагические и горькие аспекты бытия: бедность, увечья. 13 слайд. Согласно концепции Бахтина, смех есть начало, способное перенести человека в мир народной карнавальной утопии, на время высвобождая его из обыденной, тяжкой жизни и власти общественных институтов. Исследователь впервые предположил, что разнообразные смеховые формы объединены в единую систему — смеховую культуру. Вывод Карнавал — не только пьянящая разгульная стихия, феерия сюрпризов и превращений, импровизации с веселыми розыгрышами, но и тщательно подготовленное по традиционному «сценарию» зрелище. Поведение человека в «перевернутом вверх ногами» мире при всей свободе от обыденной скованности подвергалось четкому ритуальному регулированию, строилось по принципу обязательной противоположности повседневным нормам. Игровая культура карнавала оперировала общепринятым условным языком зрелищно-речевых форм и символов.В результате рождался неповторимый спектакль не имевший твердых пространственных границ, в котором немыслимо разделение на актёров и зрителей, на «сцену» и «зрительный зал». |