Главная страница

Сценарий_Презентации. 2 слайд Теория естественного права зародилась в античное время у греков. Данная теория усилила свои позиции в xiii веке благодаря деятельности Фомы Аквинского (xiii век)


Скачать 24.56 Kb.
Название2 слайд Теория естественного права зародилась в античное время у греков. Данная теория усилила свои позиции в xiii веке благодаря деятельности Фомы Аквинского (xiii век)
Дата26.05.2022
Размер24.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСценарий_Презентации.docx
ТипДокументы
#550397

2 слайд Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность).

2 слайд Теория естественного права зародилась в античное время у греков. Данная теория усилила свои позиции в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского (XIII век). В своих работах «Сумма теологий», «О правлении государей» он считал, что существует 4 вида законов: вселенские, естественные, божественные и человеческие. Естественный закон порожден разумом человека и может определить общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев. Человек одарен душой и разумом. Поэтому человек наделен способностью различать добро и зло.

В XVIII веке теория естественного права получила новое развитие усилиями голландского ученого Гуго Гроция. Отцом новой философии права, по общему признанию, считается голландец Гуго Гроций. Принужденный бежать из отечества вследствие гонений, которым подверглись арминиане, он посвятил свой досуг исследованию начал международного права. В 1625 году появилось знаменитое его сочинение: О праве войны и мира (De jure belli ас pacis), которое составляет эпоху в истории политических наук. Непосредственной задачей Гуго Гроция было доказать, что в международных отношениях должны господствовать не одни своекорыстные цели, но и правила справедливости и человеколюбия. Для этого необходимо было установить начала естественного закона, которые одни могут служить нормой для самостоятельных держав. Гроций отверг и богословский авторитет в естественном праве. Он приводил св. Писание, так же как исторические примеры и изречения философов, единственно в подтверждение своих собственных доводов. В противоположность прежним исследователям, Гроций прямо объявляет ложным мнение тех, которые ветхозаветные постановления выдавали за естественный закон. Он указывает на то, что в них заключается множество предписаний, исходящих из свободной воли Божьей, которая, хотя не противоречит естественному закону, но не должна смешиваться с последним.

В Х1Хвеке необходимо выделить работу Александра Петровича Куницына «О праве естественном». Данная книга была издана в 1818 году. Куницын считал, что человек рождается свободным, равным среди других, имеющим потенциальные возможности пользоваться своим разумом. При этом пользование разумом предполагает внутреннюю саморегуляцию: человеку запрещается делать то, что вредит ему самому и другим. Данный запрет выступает в форме нравственных предписаний, выраженных в нравственных законах. Одновременно человеку предоставляется свобода поведения, т. е. возможность выбора — следовать или нет нравственным законам.Данная книга была запрещена и изъята из оборота, так как данная концепция не соответствовала развитию государства того времени.

3 слайд Виды прав

4 слайд Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение. Оно рассматривается как искусственно созданное, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов, так как разрабатываются специально для регулирования отдельных видов общественных отношений. Посредством специальной правотворческой процедуры нормы принимаются и закрепляются в официальных источниках (законах, подзаконных актах) и представляют собой определённый вариант регулирования отношения, наиболее оптимальный в конкретных исторических условиях в конкретном государстве.

4 слайд Первыми разработчиками нормативной философии права были англичане, заслугу формулирования основ данного направления приписывают Иеремии Бентаму (1748-1832), который изложил эти основы в нескольких работах конца XVIII в., особенно в труде под названием «О законах в общем».

Мировоззренческой базой взглядов Бентама была позитивистская философия, согласно которой мыслитель делил все вещи на реальные (выраженные в фактах и эмпирически проверяемые) и на фиктивные сущности. Эти последние являются грамматическими конструкциями, которые выражаются в форме существительных, но объективно не существуют. Есть, к примеру, в языке существительные «кентавр» или «бык», но в реальности кентавров нет, а быки существуют. Точно также и со словом «право» — часть вещей, с которыми связывается термин «право», реально существует, а часть нет.

Бентам определяет право «как собрание знаков, выраженных сувереном». Сущность права, с этой точки зрения, заключается в законах как императивных велениях суверена, за нарушением которых следует наказание. Иными словами, «право есть не что иное, как команда суверена». Эти три составляющих (воля суверена; знаки, через которые она выражается; наказание) и образуют сущность права.

Крупнейшим представителем нормативистской школы является австрийский правовед Ганс Кельзен. В самой известной его работе под названием «Чистое учение о праве», впервые опубликованной в 1934 г. (переиздана с полностью измененным содержанием в 1960 г.), в заголовок вынесено основное программное положение концепции мыслителя — создать науку о праве, свободную от смешения фактических и оценочных суждений. Под чистым учением о праве Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке, особенно идеология, с помощью которой юристы привыкли обосновывать обязанность людей подчиняться праву. Чистое учение, согласно Кельзену, стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой, не убеждая людей следовать правовым предписаниям (такое убеждение суть задача идеологии или политики права). Право должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

Описание права в «его специфически нормативном значении» заключалось в следующем. Любой правовой акт имеет внешнюю (действия, через которые проявляется этот акт) и внутреннюю стороны (объективное значение, которым люди наделяют правовой акт). К примеру, принятие закона внешне выражается в поднятии рук, нажатии на кнопки, произнесении неких слов; внутреннее значение этого действия заключается в том, что люди следуют некоей процедуре, соблюдение которой позволяет создавать законы. Право может быть описано социологически, исторически и т. п., как череда событий, фактов, явлений, но сущность собственно права заключается в описании того, как люди мыслят связь между юридическими предписаниями и своим поведением

Основателем данного направления, которое ставит задачей анализ права в перспективе изучения строения и взаимосвязи юридических понятий, стал английский правовед XX в. Герберт Харт. Он критически пересматривает базовые тезисы командной теории права и демонстрирует, что право не основано на угрозе принуждения, поскольку большая часть права состоит из дозволений; что право определяет деятельность законодателя и поэтому не вытекает из воли законодателя; что преемственность власти не связана с волей нового суверена, а зиждется на базовых правилах правопорядка. В концепции этого правоведа с особой четкостью проступает различие между этатистской концепцией права и современным пониманием юридического позитивизма

Другим важнейшим представителем современного правового нормативизма в англоязычных странах является современный американский правовед Джозеф Раз (род. 1939). Он исходит из того, что проведение границ между правовыми и иными социальными нормами зависит от множества факторов, среди которых можно назвать относительную эффективность воздействия создающих нормы социальных институтов, направленность намерений участников правового общения, имеющуюся в обществе структуру взаимных соглашений между членами общества. Право отличается от иных регулятивных механизмов за счет прямых или подразумеваемых утверждений создающих и применяющих правовые нормы лиц о том, что эти нормы имеют высшую власть над человеческим поведением.

Иными словами, человек должен следовать правовому предписанию, даже если оно противоречит его моральным или религиозным убеждениям, иначе ему грозит наказание.

5 слайд Виды правовых отношений

1. По функциям:

1) регулятивные;

2) правоохранительные.

(1) так как регулятивная функция делится на динамичную и статичную можно выделить: активные и пассивные правоотношения.

2. По отраслевому принципу.

3. В зависимости от того, на основе каких норм возникают:

• материальные;

• процессуальные.

4. От степени конкретизации субъектов правовых отношений:

• относительные – когда конкретны две стороны (договор купли-продажи);

• абсолютные – связанные с абсолютным правом (право собственности) – четко определен только один субъект, сторона, обладатель абсолютным правом;

• общерегулятивные – каждые к каждому, они возникают в силу закона, обладания гражданской правоспособностью.

Сторонники первого подхода выделяют только относительные правовые отношения.

Сторонники второго – все 3 вида.

Сторонники первого подхода говорят, что реализация права возможна. Сторонники второго – возможна только в рамках конкретного правоотношения в зависимости от вида правового отношения.

Реализация позитивного права – это воплощение предписаний, указанных в нормах права, в поведение людей. Реализация – процесс претворения права в жизнь.

Реализация позитивного права обеспечивается государственными, правовыми и общими гарантиями.

Выделяют 4 формы реализации норм права.

1. Исполнение – реализация обязывающих норм, заключается в активных действиях субъекта. Например: исполнение обязанностей оплаты проезда, коммунальные услуги.

2. Соблюдение – форма реализации запрещенных норм, она заключается в воздержании от каких-либо действий.

3. Использование – форма реализации управомочивающих норм, когда лицу предоставляется возможность совершать какие-либо действия и он сам решает использовать это право или нет. Исполнение субъективного права обычно заключается в таких видах как совершение фактических или юридических действий (заключение договора) или предъявление требования и обязанностей сторонам, или предъявление притязаний к государственному органу, защищать нарушенное право.

6 слайд Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные акты принимаются для того, чтобы действовать, упорядочивать общественные отношения. Профессор Н. Н. Вопленко отмечает: «Реализация права - одна из важнейших и конкретных форм бытия права. Она обеспечивает перевод всеобщей нормативности правовых предписаний, заключенной в источниках права, в плоскость субъективных прав и обязанностей, составляющих юридическое содержание правовых отношений»[2]. Ведь установление правовых норм никогда не представляет собой самоцели - принятия нормативно-правового акта ради его принятия. Издавая соответствующий акт, правотворческий орган рассчитывает на то, что правовые требования воплотятся в общественные отношения и достигнут того результата, который он запрограммировал в своей правотворческой деятельности. Право имеет смысл, если оно реализуется, если оно претворяется в жизнь. Если данного не происходит, то следует вести речь о процессе «омертвления права». К сожалению, в нашей правовой системе встречаются так называемые мертворожденные нормы, когда они не соответствуют уровню и степени развития общественных отношений или невозможен процесс их реализации из-за отсутствия материально-технических, финансовых, организационных и иных ресурсов.

Исходя из этого, мы можем остановиться на следующем определении реализации права. Это- процесс претворения юридических норм в жизнь, воплощения содержащихся в нормах права предписаний в поведение субъектов - участников правоотношений. В юридической литературе особых теоретических споров о понятии «реализация права» не ведется, просто к ее пониманию как процесса претворения абстрактных норм права в реальную действительность добавляются конкретизирующие признаки. Так, Н. А. Пьянов определяет реализацию права как «претворение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов»[3]. А профессор В. С. Нерсесянц говорит о том, что «реализация норм права - это осуществление их требований посредством соответствующих форм поведения субъектов права»[4].

Для понимания специфики и реализации права необходимо выделить следующие признаки:

1.Правомерность деятельности по реализации права. Для того чтобы воплотить в жизнь предписание нормы права, субъект правоотношения, находящийся в правореализационном процессе, обязан совершать только правомерные действия. «Только правомерная деятельность, правомерное поведение способны «включать» общественные отношения по реализации права, управлять ими и направлять их на достижение социально значимых результатов»[5]. Например, ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) закрепляет перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака. Среди них нахождение хотя бы одного из лиц, вступающих в брак, в другом зарегистрированном браке, нахождение в состоянии близкого родства и т. д. Если лица, вступающие в брак, скрыли какое-то основание, предусмотренное в законе, или предоставили поддельный документ, подтверждающий или опровергающий какой-то факт, то в данном случае речь идет о неправомерной реализации права на вступление в брак.

2. Деятельность по реализации права направлена на претворение в жизнь предписаний норм права. Нормы права, как известно, обладают признаком нормативности, т. е. распространяются на неограниченное количество субъектов и применяются неограниченное количество раз. Когда же речь идет о процессе реализации прав и обязанностей, происходит переход от абстрактной модели нормы права к конкретной ситуации, возникшей в реальной действительности, переход к конкретному правоотношению.

3. Деятельность по реализации права является определенным видом юридической деятельности. Существует достаточно большое количество направлений деятельности, которые смело можно отнести к разновидностям юридической деятельности. Это и правотворчество- деятельность, направленная на принятие, изменение и отмену норм права, и толкование права- деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла норм права, и систематизация законодательства- деятельность, направленная на упорядочение системы права и т. д. Несомненно, и деятельность по реализации прав и обязанностей можно отнести в разряд юридической деятельности. В первую очередь это относится к правоприменительной деятельности, которая направлена на реализацию норм права с помощью государственно-властного механизма, осуществляемого компетентными органами. Но и при рассмотрении непосредственной формы реализации можно найти подтверждения вывода о юридическом характере деятельности. Так, например, заключение договора в простой письменной форме между гражданами, добровольная оплата налогов и т.д., являясь примерами непосредственной формы реализации, в то же время порождают, изменяют, прекращают правоотношения, т. е. представляют собой юридически значимые действия.

4. Результатом деятельности по реализации права является достижение определенных целей. Правотворческий орган, принимая нормативно-правовой акт, всегда подразумевает цель, для выполнения которой он появляется на свет. Эта цель может быть прямо закреплена в тексте нормативно-правового акта. Например, указывается, упорядочение каких общественных отношений должно произойти в результате появления на свет данного акта. Или цель, не будучи прямо закрепленной в тексте нормативноправового акта, вытекает из его содержания. Усиливая уголовную ответственность за какое-то преступление, законодатель имеет целью поднять уровень защиты прав и свобод граждан и юридических лиц. Недаром при толковании норм права используется телеологический способ, который позволяет понять истинный смысл нормы права, исходя из характеристики цели или целей, для достижения которых она была принята.

Следует оговориться, что характеристика понятия «реализация права» и его признаков осуществляется применительно к реализации позитивного права. Того права, которое устанавливается или санкционируется государством, того права, которое обладает признаком формальной определенности, того права, которое обеспечивается принудительной силой государственных органов и т. д. Если же говорить о праве естественном как совокупности неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека и гражданина, содержащих представления о справедливом и несправедливом, о добре и зле, о моральном и аморальном и т. д., то нужно признать, что оно не является предметом рассмотрения общей теории государства и права и учебных курсов, являющихся логическим ее продолжением, в частности курса «Правоприменение и толкование права». Реализация естественного права может осуществляться через обычаи, традиции, моральные и корпоративные нормы. В том случае когда норма естественного права получает свое закрепление в официальных источниках права, и она попадает в сферу отношений по реализации, можно говорить о реализации позитивного права.

По сути своей процесс перехода положений естественного права в иное состояние, состояние позитивного права, является еще одной формой реализации естественного права. Скорее всего об этом писал профессор В. В. Лазарев, утверждая, что «исходной формой реализации права государством является законодательство, а вторичным процессом выступает принятие подзаконных актов»[7]. В противном случае может произойти смешение понятий «правотворчество», «законотворчество» и «реализация права».

В учебной и научной литературе в связи с многообразием юридических механизмов реализации права предлагается определять их содержание особенностями правовой системы той или иной страны[8]. Так, в странах романо-германской правовой системы процесс право реализации включает в себя следующие этапы:

1) возведение естественного права в закон (позитивное право),придание ему нормативной формы;

2) перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей;

3) собственно реализация права. В англосаксонской правовой системе процесс право реализации происходит иначе:

1) возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судебными органами;

2) собственно реализация права.

Необходимо также остановиться при анализе понятия «реализация права» на его соотношении с понятием «действие норм права». Эти понятия близки по содержанию, ведь любая реализация права предполагает определенное действие либо в активной, либо в пассивной форме. Однако помимо реализации права действие права включает в себя не только юридический аспект, направленный на регулирование общественных отношений, но и ряд элементов, предполагающих иное воздействие: информационное, ценностно-ориентационное, социальное и психологическое. Следовательно, реализацию права следует рассматривать в качестве специально-юридического механизма действия норм права, направленного на непосредственное регулирование общественных отношений индивидуально-определенных субъектов права, на перевод общих, абстрактных моделей поведения в поведение в конкретных ситуациях с возникновением субъективных прав и юридических обязанностей.

7 слайд в презентации

8 слайд Говоря про соотношение, то можно сказать, что соотношение естественного и позитивного права выражается в следующем:

1. Естественные права даны человеку от рождения, а позитивные права человек получает от государства.

2. Естественные права выражаются как в нормативно-правовых актах, так и в обычаях и традициях, а позитивные напротив только в нормативно-правовых актах.

3. Моментом возникновения естественного права является появление их в обществе. В свою очередь позитивное право возникает только с появлением государства.

Как мы видим естественное и позитивное права совершенно разные по смыслу, но они дополняют друг друга. Впервые естественное право получило официальное признание в Декларации независимости США в 1776 году. В 1789 Учредительным собранием Франции была принята декларация прав человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 года естественные права также закреплены во второй главе.

Подводя итог, следует отметить, что концепции естественного и позитивного права тесно взаимосвязаны и образуют единое. Можно сравнить естественные и позитивные права с домом, фундаментом которого является естественное право, а стенами и крышей является позитивное право. Естественные права не утрачивают свое значение, а, напротив, благодаря позитивному праву закрепляются в нормативно-правовых актах.


написать администратору сайта