Главная страница

20 -е года 20 века литература. 20 года 20 века литература. 20х годов 20 века к литературе 20х годов принято относить произведения, созданные в период с 1917г по начало 30х годов


Скачать 315.88 Kb.
Название20х годов 20 века к литературе 20х годов принято относить произведения, созданные в период с 1917г по начало 30х годов
Анкор20 -е года 20 века литература
Дата30.03.2023
Размер315.88 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файла20 года 20 века литература.pptx
ТипЛитература
#1025691

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА

К литературе 20-х годов принято относить произведения, созданные в период с 1917г. по начало 30-х годов.

Главная тема – изображение революции и гражданской войны. Повышенное внимание к прозе объясняется тем, что исторические события затрагивали всех и каждого и требовали не столько выражения эмоций, сколько их осмысления. 1. Эмигрантская литература - оказавшиеся за границей писатели не растворились в чужеродной среде, а создали литературу русского зарубежья (И.Бунин, В.Набоков, З.Гиппиус, И.Куприн, М.Цветаева, Е.Замятин и др.) 2. «Потаённая литература» - создавалась авторами, которые не могли или не хотели публиковать свои произведения. Они стали известны читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века (некоторые произведения М.Булгакова, И.Бабеля, А.Платонова, М.Зощенко,)

3. Советская литература –публиковалась, но её развитие было не менее драматично.

Литературные группировки 20-х годов Они делились на  пролетарские и непролетарские.

ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ (СОКР. ОТ ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА)


массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей)


литературное объединение, самая мощная литературная группировка, продолжавшая традиции Пролеткульта.
Рабочие хотели образовываться. К началу 20-х годов в Пролеткульте было 400 тысяч членов, 80 тыс. занимались в литературных, музыкальных, театральных студиях, издавалось более 20 журналов.
Цель Пролеткульта – приобщение масс к культуре и творчеству.


Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925—1932).
В журнале они выдвигали принцип классовой литературы, концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-"попутчиков«(К «попутчикам» принадлежали Горький, Маяковский, Пришвин, Федин, Есенин и т.д.), «призыв ударников в литературу». Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. 

ЛЕФ (Левый Фронт Искусств) 1922-1929 гг.


Это были бывшие футуристы во главе с Маяковским.
Издавали журнал «ЛЕФ».
Любили рисовать плакаты, писали рекламные тексты.

Основные принципы деятельности ЛЕФа


литература факта,
производственное искусство,
социальный заказ.
Теоретики этого течения утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве -«литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого.
Призывали к уничтожению классики.

«Серапионовы братья»


Серапион – пустынник, герой полусказочного произведения Гофмана.
Группировка возникла в 1921 году.
Защищали традиционные ценности искусства, самоценность творчества.
Искусство не зависит от политики.
Проповедовали братство, свободу от горлопанов.

«Перевал» (1923—1932 гг.)  - оппозиция РАППу.


Основоположником группировки был критик Воронский А.К.
Издавала первый «толстый» журнал «Красная новь».
Перевал – трудный участок пути, но за ним, в будущем – «завтрашняя мораль», «новый гуманизм». Опора на будущее вела к утверждению общечеловеческих ценностей. Лозунгом переваловцев были искренность, гуманизм, эстетическая культура.

Творческие лозунги:


«искренность творчества»;
творчество по вдохновению, по наитию;
«новый гуманизм»;
свобода писателя от «госзаказа».

Разногласия с РАППом были по следующим пунктам:

а) отношение искусства к действительности


Рапповцы, пролеткультовцы, лефовцы считали, что задача искусства – служить производству и быту, т.е. обеспечивать комфорт для производителя материальных благ. Задача писателя – выполнять социальный заказ, создавать летопись революции, историю фабрик и заводов.

б) вопрос о творцах новой культуры

Может ли выразить идеологию пролетариата художник, никогда не стоявший у станка? «Красная новь» печатала всех, а не только пролетариев. А рапповцы запрещали своим писателям печататься в «Красной нови».

в) вопрос о культурном наследии


ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) (1927-1930 гг.)


отказ от традиционных форм искусства,
необходимость обновления методов изображения действительности,
Группа продолжила модернистскую поэтику. Гротеск и фантастика, сочетание реального и нереального, алогизм, поэтика абсурда.
Свои творческие эксперименты они называли «заумью» и «чушью», а себя неизвестно почему  «чинарями».
Работали на стыке взрослой и детской литературы. Основной творческий метод – перенесение детских представлений во взрослую литературу (причем не всегда добрых и хороших).

Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) (1923-1930 гг.)


Утверждая господствующую роль техники в современной жизни, конструктивисты считали, что произведение искусства должно отвечать всем требованиям технической конструкции с максимальным функциональным использованием каждой из его частей. 

Имажинизм – литературное течение 1919-1927 гг.


Печатный орган – «Советская страна».
Представители – С.Есенин, Н.Клюев, В.Шершеневич.
Идеи – «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка) - русская литературоведческая школа (1914-1925 гг.)


Ю. Тынянов
В. Шкловский

Поэты, не входившие ни в одну литературную группу:


О. Мандельштам
М. Цветаева
Ф. Сологуб
Б. Пастернак
В. Ходасевич
М.Волошин
И. Анненский

Расцвет русской драматургии:


М.Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»
Е.Замятин «Блоха»
В.Маяковский «Клоп»


В 1932 году постановлением партии все группировки были устранены, а всем писателям «стоявшим на платформе советской власти» предписывалось войти в Союз советских писателей (М.Горький). Создалось литературное Министерство (А.Фадеев).

Основным художественным методом становится социалистический реализм.


Человек не может жить частной жизнью, он вовлечен в исторический процесс.
Не только среда воздействует на героя, но и герой воздействует на среду.
Утверждается возможность насилия (если хотим изменить мир, то мы должны разрушать, чтобы создать свой идеал)
Соцреализм отвергал исследовательскую, познавательную функцию литературы, он требовал не исследования противоречий времени, а создания модели идеального будущего.
Художник не исследует характеры, а создает их в соответствии с предписанной нормой и превращает в примитивные социальные маски (враг, друг, коммунист, обыватель, крестьянин, кулак, вредитель)
Искусство стало орудием создания художественного мифа, отвлекающего общество от реальных проблем.
Свобода художника под запретом. Он волен в выборе формы, но не содержания.
Заранее определен конфликт, пути его разрешения, расписаны социальные роли героев.



написать администратору сайта