Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 слайд. Материальная и духовная культура. Введение.

  • 4 слайд. Материальная и духовная культура. Определение.

  • 5 слайд. Опредмечивание и распредмечивание в культуре. Описание.

  • 6 слайд. Преемственность и изменчивость в культуре.

  • 7 слайд. От чего может наступить гибель культуры Причины.

  • 8 слайд. Как сохранить баланс между изменением и сохранением.

  • 9 слайд. Многообразие культуры.

  • 10 слайд. Культура и цивилизация.

  • 11 слайд. Национальное и общечеловеческое в культуре, культура и глобализация.

  • 12 слайд. Культурный релятивизм.

  • 13 слайд. Культурный универсализм.

  • 14 слайд. Культура и глаболизация.

  • 15 слайд. Мультикультализм.

  • 16 слайд. Стратегии взаимодействия представителей различных культур в рамках национального государства.

  • 17 слайд. Зачем нужна культура

  • 18 слайд. Культурное наследие.

  • Доклад Материальная и духовная культура.. Материальная и духовная культура


    Скачать 41.92 Kb.
    НазваниеМатериальная и духовная культура
    Дата09.10.2021
    Размер41.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад Материальная и духовная культура..docx
    ТипДоклад
    #244188

    1 слайд. Титульный лист. Тема и кто представляет доклад.
    Тема: Материальная и духовная культура. Выполнил:студент 1-ого курса Группа ШПС-20 Скрипкина Наталья Сергеевна.Научный руководитель: Третьякова Наталья Мезаировна
    2 слайд. Материальная и духовная культура. Введение.

    Культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами.
    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, толь ко приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, а также уровень мышления.Культура — это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, деликатное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например, испытываем удовольствие при «виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным». Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.

    3 слайд. Цель работы.
    Познакомиться с сущностью материальной и духовной культуры, увидеть способы развития духовной культуры и проблемы связанные с многообразием культур.
    4 слайд. Материальная и духовная культура. Определение.
    «Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);  Культура как «вторая природа», как воплощение человеческого духа Культура обеспечивает наличие "социальной памяти" – особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка в отличии от памяти генетической. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру:два аспекта – с одной стороны – готовый опыт (не надо начинать сначала), с другой стороны – готовые стереотипы, мифы и т.п. Материа́льная культу́ра — совокупность всех материальных ценностей, созданных определённой культурой, её овеществлённая составляющая. Духо́вная культу́ра — область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.
    5 слайд. Опредмечивание и распредмечивание в культуре. Описание.

    Процесс опредмечивания мыслится не только как создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла. Распредмечивание - это превращение заложенного в предметах культуры содержания в достояние субъекта, его внутреннего мира. Усвоение текстов, овладение накопленными знаниями и умением оперировать с предметами в соответствии с приданными им функциями - все это различные способы распредмечивания. Опредмечивание и распредмечивание могут происходить только в обществе, делая возможным общение, совместную жизнь и деятельность людей, формирование субъекта. Объективация вне общества бессмысленна (нет «других»), распредмечивание вне общества немыслимо, ибо возможно только в общении, и прежде всего — в живом общении. Индивид приобщается к культуре данного социума с помощью языка. В повседневной жизни, в системе образования субъект шаг за шагом постепенно осваивает все более широкий круг явлений культуры, ибо он должен быть подготовлен к их восприятию. Известно, что в науке надо начинать с азов, чтобы двигаться дальше. Усвоение знаний, содержащихся в работе по математической физике, требует овладения физикой и высшей математикой. Иначе говоря, способность субъекта к распредмечиванию объектов культуры зависит и от уровня его собственного развития как субъекта культуры.Процессы опредмечивания и распредмечивания протекают не только при взаимодействии субъекта с предметным миром культуры, но и в непосредственном взаимодействии самих субъектов, то есть в их прямом субъект-субъектном общении, отличном от гносеологического субъект-объектного отношения, на котором зиждется здание науки. При этом субъект-субъектное отношение может быть и непосредственным (живое общение) и косвенным, опосредствованным, общение с субъектом через его творения, общение с воображаемым субъектом и т. д. Культура по природе своей диалогична. В этом также проявляется ее социальность.

    6 слайд. Преемственность и изменчивость в культуре.
    Каждое поколение приобщается к имеющейся культуре, осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше. В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным. Преемственность культуры -это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Изменчивость культуры – свойство инициированного или спонтанного самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. "Преемственность" — категория общефилософская. По этой причине она имеет методологическое значение для всей культуры, как материальной, так и духовной. Категория же "культурное наследие", как правило, применима к процессам, происходящим в области духовной культуры.

    Понятие "преемственность" выражает объективную связь явлений, в то время как понятие "наследование" характеризует кумулятивный характер этой связи.В процессе развития духовной культуры следует различать позитивную и негативную формы преемственности. Первая основана на практической переработке и использовании положительных результатов, достигнутых предшествующими поколениями. Вторая возникает как бы в противовес тем или иным, ранее выдвинутым идеям, оказавшимся полностью несостоятельными. Примером негативной преемственности может служить критика К.Марксом теории народонаселения Мальтуса, отрицание пролетариатом политической идеи понимания истории.Наука и искусство по-разному отражают различные стороны материального мира. Это приводит к тому, что для науки преимущественное значение имеет преемственность в содержании, в то время как для развития искусства как художественно-образного способа познания мира преимущественное значение имеет преемственность в форме. Это, конечно, не означает, что в искусстве нет преемственности в содержании. "Вечные проблемы" искусства: любовь и ненависть, дружба и вражда, идея признания личности, ее долга перед обществом - всегда волновали и будут волновать людей. Однако искусство каждой эпохи по-своему решает эти проблемы. Если в науке существует преемственность понятий, идей, законов, категорий, правил, по существу, независимо от того, в какой форме они выражены, то в процессе развития искусства наследуется не только художественные идеи, творческие принципы, эстетические нормы, но и сами произведения искусства в целом.


    7 слайд. От чего может наступить гибель культуры? Причины.
    Истории известно немало случаев гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний. Однако завоевания – не единственная причина разрыва преемственности в культуре Так, была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья. «Пролетарская культура», пришедшая на смену культуре буржуазной в Cоветской России. Культурная революция в Китае Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением.Гибель культуры существование. Средств на поддержание деятельности культурных учреждений катастрофически не хватало. Министерство культуры, раньше железной рукой управлявшее всей культурной жизнью страны, не имело ни денег, ни власти; его функции ограничивались участием в торжественных презентациях и подготовкой туманных деклараций о роли культуры в жизни общества.

    8 слайд. Как сохранить баланс между изменением и сохранением.

    Несмотря на мнения ученых, культурологов и социологов о том, что традиционной культуры как таковой в современном мире нет, она имеет место быть. Как сохранить ее в будущем? Традиционная культура ‒ это то, что уже стало, что мы считаем базой, фундаментом для каких-то свершений, собственного состояния. Пока есть народ, есть и его традиционная культура. Когда народа не станет, его культура сохранится и будет существовать. Наоборот, для ее сохранения надо придерживаться такого принципа, как вариативность в каноне. Однако есть риск того, что в результате перемен культура может перестать узнавать себя. Это зависит оттого, насколько дальше мы зайдем в изменениях.Культура не ограничена во временном пространстве, как материальные предметы: старинные вещи и антиквариат. Традиционной культурой мы можем назвать то, что могло появиться и пять лет назад, но стало востребованным явлением и имеет тренд развития в будущем.

    9 слайд. Многообразие культуры.

    региональные (европейская, латиноамериканская и т.д.),  национальные (немецкая, белорусская)  этнические культуры (баварская, полесская) Различия в культуре образуются также под влиянием социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая культура, элитарная культура и т.д.). Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества.Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

    Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами.С середины 20 века широкое распространение получил термин «массовая культура» (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: «Публика желает — публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой — подменяет подлинность копийностью, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич — это искусная подделка под искусство, в нем нет подлинных художественных открытий. В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры — экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

    В результате развития информационных технологий происходят качественные преобразования всех сфер общественной жизни, в том числе и в культуре. Культуру нового общества О.Тоффлер назвал блип-культурой, которая является средством передачи и приема какой-либо информации (например, двадцатистраничный пересказ романа Л.Толстого «Война и мир»).

    Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют молодежная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры.Контркультура — это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии. Дж. Мердок к ним относит такие поведенческие категории, как одежда, имущество, изобразительное искусство, совместный труд, спорт, образование, система родства, язык, шутки и многое другое.

    Американский антрополог Ф.Бок ввел в оборот и обосновал понятие «культурный шок», которое получило широкое распространение, выйдя за пределы социальных наук и войдя в повседневный лексикон образованных людей. Культурный шок — это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе, в чужой культурной среде и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.

    10 слайд. Культура и цивилизация.

    Цивилизованность противопоставляется варварство (евроцентризм). цивилизованное=высокоразвитое общество Два способа словоупотребления: 1) понятие «культуры» является синонимом «цивилизации», и антиподом понятия «природа» 2)Цивилизация возникает там, где умирает культура.( Освальд Шпенглер «Закат Европы»). Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» — культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Проблема соотношения культуры и цивилизации различными исследователями культуры интерпретируется неодинаково. Например, Эдвард Тайлор (1832—1917) отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что и то и другое есть совокупность материальных и духовных достижений общества. А Зигмунд Фрейд (1856—1939), также занимая позицию отождествления культуры и цивилизации, считает, что и то и другое отличает человека от животного.Противопоставление культуры и цивилизации свойственно Освальду Шпенглеру (1880-1936), Николаю Бердяеву (1874-1948) и Герберту Маркузе (1898-1979).Освальд Шпенглер считает, что цивилизация — это совокупность технико-механистических элементов, а культура — царство орга-нично-жизненного. Цивилизация — заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства. Цивилизация — внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура — внутреннее достояние человека, являющееся символом его духовного богатства. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.Николай Бердяев полагает, что в культуре акцентируются духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало, а в цивилизации — материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, динамично-прогрессивное. Практически на всем протяжении своего существования культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока, что позволяет сделать вывод о первичности цивилизации, так как удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных. В анализе соотношений цивилизации и культуры можно выделить черты как сходства, так и различия. Н. Бердяев выявляет, прежде всего, различия, подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации.Герберт Маркузе утверждает, что цивилизация — это холодная, жестокая, повседневная реальность, а культура — вечный праздник. Но ставя цивилизацию в оппозицию культуре как понятия-антиподы, все-таки важно осознавать, что они взаимозависимы и взаимообусловлены.


    11 слайд. Национальное и общечеловеческое в культуре, культура и глобализация.

    Современное человечество, насчитывающее тысячи народов, почти 200 государств, более пяти миллиардов землян, является только одним из почти двух миллионов видов растений и животных. Биомасса человечества составляет одну пятитысячную от общей массы всех живых существ. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений (если принять за продолжительность жизни каждого из них примерно шестьдесят лет). Среди всей этой огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковы, каждый имеет свои неповторимые особенности.

    Между людьми существуют не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Что же объединяет столь разных людей в единое человечество? Прежде всего единая общечеловеческая культура, возникающая на основе целостного мира.Целостность мира – это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов, появившаяся как следствие развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.


    12 слайд. Культурный релятивизм.

    Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм — европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей.Его теоретической основой является цивилизационный подход У истоков культурного релятивизма – М. Монтень. Неповторимость, самобытность, запрет какую бы то ни было иерархию в сфере культуры. Все культуры равноценны. Философ и этнограф Леви-Стросс – восприпятствовать размыванию культур можно только ограничением их контактов и обменов. Период между двумя мировыми войнами для этнологической науки был ознаменован рождением новых научных школ в США и Европе, среди которых господствующее положение занял культурный релятивизм. Эта школа в этнологии возникла как отрицательная реакция на европейский этноцентризм, рассматривавший все неевропейские народы как находящиеся на более низкой ступени развития. Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур независимо от уровня их развития, сложности и самобытности и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в том числе и господствовавшего в то время европо- и американоцентризма. Основоположники культурного релятивизма провозгласили идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масштабом, поскольку культура каждого народа представляет собой уникальную систему ценностей, которые взаимно несопоставимы и несравнимы. Они были убеждены, что любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом адаптации к окружающим условиям своего существования. Поэтому, по их мнению, каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках как закрытая система специфических форм существования.Исходные идеи культурного релятивизма были сформулированы еще Боасом, который первым высказал мысль о самоценности каждой отдельной культуры. Эти идеи получили поддержку и развитие в трудах его учеников А. Кребера, Р. Бенедикт, М. Херсковица, которые в итоге разработали концепцию культурного релятивизма.Согласно точке зрения Рут Бенедикт, каждая культура имеет свой индивидуальный облик, отдельные черты которого группируются вокруг основополагающего главного ядра, которое проявляется в поведении ее представителей и во всех жизненных сферах. Так, например, она описывает изученную ею культуру индейцев племени цуни, проживающих на северо-западе США. Основной отличительной чертой культуры этого племени является строгое соблюдение трезвости и потребность в гармоничных отношениях с другими людьми и природой. И напротив, специфический облик культуры племени квакуйя также с северо-западного побережья США образуют черты соперничества, гордости и стремления к престижу.Концепция культурного релятивизма в качестве одного из составляющих ее аспектов включает проблему ценностного релятивизма, согласно которому каждая культура порождает свою собственную систему ценностей и норм, обладающих различной значимостью. Эти системы норм и ценностей представлены определенной совокупностью правил поведения, которые усваиваются индивидом в процессе его инкультурации. В соответствии с ценностным релятивизмом какая-либо норма может рассматриваться представителем одной культуры как обязательная для его поведения, а представителем другой культуры — как отклонение от нормы или ее нарушение. Относительный характер культурных норм и ценностей лежит в основе этноцентризма, когда о чужих культурах судят по нормам поведения и ценностной ориентации своей собственной культуры. По мнению сторонников культурного релятивизма, нет универсальной системы норм и ценностей, которая бы в одинаковой степени охватывала культуры всех народов. По этой причине не может быть речи о существовании каких-либо критериев, способных различать «высшие» и «низшие» культуры.


    13 слайд. Культурный универсализм.

    Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность мировой культуры. Руссо, Кант, Гете, разумеется Гегель с его мировым духом (кочующий разум) Кант –категорический императив – поступок считается хорошим, если он может стать универсальным, приемлемым для всех. Гете ставил мировую художественную культуру выше национальной , «мировой уровень». Мировая культура – как совокупность лучших достижений национальных культур, но не их слияние, растворение. Культурный релятивизм - концепция культуры, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур (национальных, народных, восточной и западной и др.) и критически оценивается возможность создания мировой культуры (М. Монтень, И. Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).Культурный универсализм - концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).Сосуществование и смена различных культур (или цивилизаций) делает актуальным вопрос о том, ведет ли этот процесс к становлению и развитию единой мировой культуры или нет?Согласно релятивистской точки зрения, на этот вопрос дается отрицательный ответ. Слишком оригинальны и неповторимы культуры различных народов. Они совершенно непроницаемы для других культур и линии их развития расходятся. Все культуры равноценны. Контакты между ними могут только разрушить их самобытность. Становление мировой цивилизации было бы нивелировкой и усреднением.В противоположность релятивизму культурный универсализм признает не только возможность, но и неизбежность становления мировой культуры. Например, русский философ В. Соловьев рассматривает историю человечества как процесс постепенного объединения различных национальных культур в единую общечеловеческую культуру.

    С позициями релятивизма и универсализма тесно связаны такие социокультурные принципы, как этноцентризм (национализм) и космополитизм. Этноцентристы считают, что их социальная группа обладает абсолютной ценностью и негативно относятся к другим группам и их культурам. Примером этноцентризма может служить отношение древних греков к варварам. Одним из проявлений этноцентризма является «ксенофобия» - немотивированная ненависть к иностранцам. Если своя культура объявляется высшим и противопоставляется чужому как низшему, мы имеем дело с таким проявлением этноцентризма, как национализм (например, немецкий нацизм).

    В отличие от национализма, космополитизм связан с желанием выйти за ее пределы к более широким горизонтам, со стремлением объявить о своей принадлежности к мировой культуре. Носители космополитических идей часто заявляют о себе как о «гражданах мира», как людях, принадлежащих всему человечеству.


    14 слайд. Культура и глаболизация.

    Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин "глобализация культуры" появился в конце 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин "глобализация культуры" появился в конце 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов.Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития. Этот факт отмечают практически все исследователи, которые подчеркивают, что историческая эпоха на рубеже веков характеризуется прежде всего расширением и углублением глобализационных процессов.Феномен глобализации осмысливается во множестве работ как известных, так и начинающих авторов, которые посвятили прояснению ее сущности и описанию особенностей не одну тысячу страниц. О глобализации писали М. Кастельс, И. Валлерстайн, Дж. Стиглиц и У. Бек, 3. Бжезинский и Н. Хомский, Дж. Сорос и Ж. Бове, М.И. Войейков и Н.М. Римашевская, А.И. Уткин и М.Г. Делягин и др. Однако большинство из тех, кто писал о глобализации, касался в основном экономических, политических или демографических аспектов данной проблемы. Вопросов же, связанных с воздействием глобализации на процесс развития как мировой культуры, так и культур отдельных наций и народов, они касаются постольку-поскольку, практически не акцентируя на них своего внимания. Как же сказывается глобализация на развитии культуры?

    Большинство из тех, кто исследует социокультурные последствия глобализации, оценивают ее исключительно как феномен, несущий в себе ярко выраженное отрицательное начало. Однако очевидно, что глобализация способствует формированию представления о взаимосвязанном мире, где существование различных народов и культур является возможным только тогда, когда они в качестве императива принимают принцип культурного плюрализма. Глобализация явно увеличивает плотность "информационного потока", дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической или правовой сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры, в таких ее отраслях, как искусство, науки, образование, воспитание.

    С одной стороны, глобализация явно способствует ускорению процесса «социодинамики культуры» (А. Моль). Шендрик А.И. Социология культуры: Учебное пособие для студентов. М., 2005. Под ее воздействием резко возрастают темпы производства, распространения и потребления культурных ценностей. Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит к увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора, повышению интеллектуального уровня. Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества из-за отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.

    15 слайд. Мультикультализм.
    Понятие употребляется в трёх контекстах: политическом, эмпирическом и философском. С одной стороны, мультикультурализм-это система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения. С другой стороны — это научная теория о культурной неоднородности общества, и философия, которая заключается в изучении прав человека в условиях этнического и религиозного разнообразия. Положительное отношение к этнокультурным различиям. Предоставление каждой личности права на сохранение своих культурных особенностей. Политическое регулирование. Множественная идентичность. То есть один человек может принадлежать сразу к нескольким культурным группам. Идея становления мультикультурного общества находится сегодня в центре самых разных политических дебатов, и это, безусловно, оправданно. С одной стороны, количество этнических конфликтов, как внутригосударственных, так и во внешней политике, увеличивается, и это заставляет задуматься о правильности существующих подходов к урегулированию сложившейся ситуации. В качестве примера можно привести курс на укрепление национальной идентичности, избранный некоторыми государствами. С другой стороны, существует процесс глобализации, который классифицируется уже большинством исследователей как процесс необратимый, который должен вести к построению глобального общества. И здесь вопрос о защите культурных различий также встает очень остро. Процесс же культурной глобализации, который мог бы привести к возникновению системы общечеловеческих ценностей, пока находится лишь в начальной стадии, и поиск какого-либо общего решения этнических проблем представляется довольно сложной задачей.Понятия “мультикультурное общество” и “мультикуль- турализм” возникли в XX в., но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности.Мультикультурализм — комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности. Понятие “мультикультурализм” используется, как правило, в двух основных значениях.В первом значении мультикультурализм — это феномен этнокультурной фрагментации социума; по-другому и более точно его можно определить как “многокультурность”, в конечном счете направленную против культуры как общенационального явления. Таким образом, речь идет не о культурной автономии в рамках некой культурной общности, а именно об ее фрагментации. Во втором значении мультикультурализм выступает как идеология и политика, которые в значительной степени опираются на либеральные концепции “культурного разнообразия”, проповедующие этнические, расовые и субкультурные предпочтения в экономической, политической и культурной сферах общественной жизни. Их цель — искоренение дискриминации и достижение “равенства” различного рода меньшинств с национальным большинством.

    16 слайд. Стратегии взаимодействия представителей различных культур в рамках национального государства.

    1)ассимиляция – растворение меньшинств в доминирующей культуре (Франция, построить светскую и гражданскую республику, нивелировать различия) 2) интегративная модель –строгое разделение общественно-политической и частной (культурной, этнической) сфер.(Германия) 3)мультикультурализм – отвергает какое-либо общее, центральное ядро культуры, требует полного равенства всех культурных, религиозных и т.п. меньшинств (Канада, США) В прошлом - попытки создать единое сплоченное общество и государство Концепция «плавильного тигля» - единая американская нация. Исключение по расовому принципу сменила «тирания меньшинства» (политика льгот и компенсаций). Результатом многовекового развития человечества в начале 21 века стало общество, которому присущи такие процессы, как глобализация, международное сотрудничество, экономическое взаимодействие, политическая и культурная интеграция. Все эти явления стали неотъемлемыми элементами понимания сегодняшней ситуации в мире, но, тем не менее, некоторые из них имеют более сложную и неоднозначную историю развития и формирования. И в первую очередь, речь идёт о межкультурной интеграции и международном сотрудничестве. Становится    очевидным, что в современном глобализированном мире человек всё чаще сталкивается с иными культурами и их носителями, обособленное развитие народов, наций сейчас уже не представляется возможным. Более того, многообразие культур присуще не только всему мировому сообществу, но и отдельным государствам. Однако, своеобразие каждой национальной культуры относительно. Её уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта едина для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.
    17 слайд. Зачем нужна культура?

    ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: Человекотворческая (способствует миропониманию, воспитанию, социолизации человека) Информационная (обеспечивает преемственность, накопление и хранение информации) Познавательная (стремится создать свою картину мира) Ценностная (показывает что является ценным или значимым на данном этапе) Нормативная (поддерживает сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой) Потребительская ((релаксационная) – позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения). Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

    Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

    Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

    Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.


    18 слайд. Культурное наследие.

    Понятие «культурное наследие» при всем многообразии существующих определений, до сих пор в полной мере не закрепилось. При общей теоретической разработанности его структуры (оно подразделяется на материальное и нематериальное культурное наследие, а материальное в свою очередь делится на движимые и недвижимые объекты) на практике граница между вышеупомянутыми группами зачастую бывает размыта. Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов. Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, соз­данная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и пе­редающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.Культурное наследие — совокупность всех материальных и духовных куль­турных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в ар­сенале общественной памяти. Его основу составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи. Оно подразде­ляется на движимое, недвижимое и духовное. К недвижимому относятся па­мятники архитектуры и градостроительства; ансамбли; достопримечательные места; памятники археологии, истории, этнографии. К движимому — архео­логические находки; элементы недвижимых памятников, подвергшихся фраг-ментированию; этнологические материалы; предметы, связанные с истори­ческими событиями и лицами, а также с историей развития науки и техники; произведения искусства; редкие книги, манускрипты, инкунабулы; предме­ты нумизматики и филателии. К духовному наследию — фольклор; навыки ведения традиционного хозяйства; язык, обычаи; навыки традиционных ре­месел, искусство.Согласно законодательству РФ, культурное наследие включает следую­щие категории объектов:

    ♦ памятники:произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют вы­дающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искус­ства или науки;

    ♦ ансамбли:группы изолированных или объединенных строений, архи­тектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выда­ющуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

    ♦ достопримечательные места:дело рук человека или совместные творе­ния человека и природы, а также зоны, включая археологические дос­топримечательные места, представляющие выдающуюся универсаль­ную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или ант­ропологии.


    19 слайд. Вывод.
    Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: · производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; · воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности человека. Другое определение — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.


    написать администратору сайта