Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие культуры

  • 2. Основные элементы культуры

  • 3. Современная социокультурная ситуация

  • соке. Лекции 6. Лекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры


    Скачать 56.34 Kb.
    НазваниеЛекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры
    Дата13.01.2023
    Размер56.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 6.docx
    ТипЛекция
    #885193
    страница1 из 3
      1   2   3

    ЛЕКЦИЯ 6.

    Тема 1. Культура как социетальная система
    ПЛАН

    1.Понятие культуры

    2. Основные элементы культуры

    3. Современная социокультурная ситуация
    1. Понятие культуры

    Эволюция представлений о культуре. В современной научной литературе насчитывается более 500 определений понятия «культура». Каждой эпохе соответствует определенный «образ» культуры: рационалистический (XVIII–XIX в.), биологический (кон. XIX – нач. XX в.), плюралистический (XX в.). Общие теоретические идеи сложились вокруг двух парадигм: понимание мировой культуры как процесса непрерывного прогрессивного развития и как прерывающейся линии.

    Первая идея воплощается в отождествлении развития культуры и разума. Ее развивали французские просветители, апеллируя к естественной природе человека как к разумной сущности. Их взгляд на культуру социоцентричен, ориентирован не на индивида, а на общество. Цель культуры – соответствие высшему назначению разума: сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей «естественной» природы. В этом взгляде на природу и культуру видно два подхода:

    природа – это исходное состояние, далекое от совершенства, а культура – путь к совершенству;

    природа – это гармония, а культура – искусственное извращение природы.

    Так, Руссо утверждал, что человек совершенен от природы, а культура портит человека, а Вольтер считал, что человек изначально дик, а культура его очеловечивает.

    Немецкому философско-историческому сознанию присуща идея множества разнообразных типов и форм развития культуры. Эти типы и формы располагаются в определенной исторической последовательности и образуют в совокупности единую линию духовной эволюции человечества. Эта мысль была одной из основополагающих в теории культуры вплоть до XX в. В немецкой философии Ф. Шеллингом и Ф. Гегелем была сформулирована цель – осмысление культуры в качестве продукта деятельности духа. В ее основе лежат представления о возможности прогресса культуры и общества как целого, о рациональных основах культурной организации, о возрастании свободы общества по мере его развития, понимание культуры как второй природы.

    Второй подход к пониманию культуры связан с обращением к идее прерывной культурной эволюции. Циклическая теория О. Шпенглера (1880–1936) пыталась преодолеть механистичность распространенных в XIX в. схем неуклонного эволюционирования мировой культуры. В этой концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга замкнутых культур. Каждая из них имеет свой темп развития и время жизни, проходя биологические стадии рождения, молодости, зрелости, старости и смерти. О. Шпенглер создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, проходящих три одинаковых стадии: мифосимволическую, метафизико-религиозную и цивилизационную. В жизни каждой культуры выделяются две линии развития: восходящую и нисходящую. Первая характеризуется развитием ее органических начал, вторая – закостенением культуры, ее превращением в механистические формы, выражающиеся в бурном развитии техники, мегаполисов, массовой культуры, превращении этнорегиональных форм в мировые.

    Третий этап эволюции теории и социологии культуры – плюрализм концепций XX в. Новое понимание действительности разрушило классическую парадигму европейской культуры. Окружающий мир понимался как процесс, как постоянное становление, как вечно меняющиеся формы, как ускользающая реальность со всем своим многообразием. Основой этой новоевропейской культуры является философия. Европейское человечество для Э. Гуссерля (1859–1938) – единство не политическое или экономическое, а духовное. Измерение человеческого духа он усматривает в переходе от естественной установки к теоретической. Этот переход произошел в античной Греции и положил начало развитию науки, философии, тем самым новой культуре.

    Социологический анализ культуры. Культура – это важнейшее системное качество духовной сферы общества (Т. Парсонс, А. К. Уледов). Интегративный характер культуры выражается в ее присутствии во всех сферах общественной жизни. Культура – это творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания: прошлая, освещенная в культурных ценностях, сегодняшняя и будущая, основанная на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности. Культура оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о степени его преобразующей силы при решении насущных проблем. Социология культуры исходит из того, что культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса.

    Культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания, а также практической деятельности, направленной на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации и т. д. Она позволяет органически соединить в себе производство самого человека во всех его общественных связях и отношениях, всей целостности деятельного существования. Итак, культура – это важная сторона любой общественной деятельности. Она понимается:

    1.как мера общественного прогресса;

    2.как степень воплощения гуманистических целей;

    3.как особая форма соединения духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества, и духовных ценностей современного общества.

    Социология культуры также рассматривает каналы ее распространения, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, исследуется формирование вкусов, предпочтений. Культура – это еще и материальные средства, средство воспитания, которое формирует эстетические, политические, правовые идеалы. В социологии разрабатываются темы профессиональной, экономической, политической, нравственной, экологической, правовой культур. В связи с переосмыслением роли и места материальной культуры возникла необходимость изучения технической культуры, без которой невозможна технологическая революция, развитие производительных сил.

    Функции культуры. Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. Следует выделить основные социальные функции культуры:

    гуманистическая (развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности);

    гносеологическая (средство самопознания общества, класса, нации, социальной группы, отдельного человека и т. д.);

    информационно-коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта);

    ценностно-ориентационная (система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы, социальной общности);

    нормативно-регулирующая (механизм социального контроля поведения индивида, группы и т. д.);

    жизнеобеспечения (удовлетворение материальных и духовных потребностей);

    социализации (включенность в систему социальных отношений, норм).

    Современный этап развития социологии отмечен более глубоким изучением культурных аспектов общественной жизни, культура рассматривается с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. Фокус внимания смещается с социокультурных объектов и процессов на людей, которые в ходе социальных взаимодействий порождают, поддерживают и изменяют элементы своего социального и культурного окружения. В центре внимания исследователей оказываются проблемы изменения личностных и групповых характеристик членов общества в динамичной социокультурной среде. Предметом такого исследования является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфика групповых и региональных особенностей ее движения, разнообразие форм социокультурной жизни, способы и результаты деятельности представителей различных социальных групп.

    Социологический анализ культуры выполняет следующие функции: научно-познавательную, образовательную и практическую. Научно-познавательная функция обеспечивает достоверное знание о социальных факторах и механизмах, определяющих культурные процессы, о закономерностях культурной динамики. Образовательная функция направлена на распространение соответствующих знаний среди членов общества с целью ориентации в сложных современных социокультурных условиях. Цель практической функции – выработка научных оснований целенаправленных культурных изменений и культурной политики.

    Обобщая значимые характеристики, можно сказать, что категория культуры обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
    2. Основные элементы культуры
    Знаки и символы. Ценности. Культура в социологии – это сложное динамическое образование, имеющее социальную природу, выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Рассмотрим основные составляющие культуры. Они представлены главным образом в языке, благодаря чему упорядочивается опыт и поведение человека.

    Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет два важных взаимосвязанных значения: язык вообще как определенный класс знаковых систем и конкретный, так называемый этнический язык – конкретная, реально существующая знаковая система, пользуемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве. Язык возникает на определенной стадии развития общества и является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

    Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Анализируя поведение людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им богатства человеческой истории. Ценности меняются при ломке сложившихся социальных отношений. В социологии часто используется понятие «базовые ценности», которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности: в труде, политике, быту и т. д.

    К базовым ценностям относятся здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с ней, а также новое «качество жизни», которое включает в себя изменение характера труда и его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую культуру досуга и т. д. Наиболее важной ценностью является осознание динамического закона возрастания потребностей в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении. Эти ценностные ориентиры – одна из ведущих (хотя и противоречивых) тенденций. Альтернативу между «вещными» и человеческими ценностями в пользу последних сформулировал известный американский социальный психолог Э. Фромм: «Цель человека быть многим, а не обладать многим».

    Иногда в социологии используются понятия «положительные ценности» и «отрицательные ценности», а также «одобряемые ценности» и «отрицаемые ценности». Люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям. В этом состоит одна из трудностей изучения ценностного сознания. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой – качества, способности людей (независимость, инициативность, авторитетность и др.).

    Правила, привычки, манеры. Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называют санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

    Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях), они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Манеры – внешние формы поведения человека, получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризирует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

    Обычай, традиции, обряд. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для ее членов. Обычай состоит в неуклонном следовавании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

    Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.

    Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

    Убеждения и знания. Важными элементами культуры являются убеждения. В них содержится то, чем люди в действительности руководствуются в своей жизни, в повседневных делах. Убеждение – это определенное духовное состояние, в котором интеллектуально-рациональное, чувственно-эмоциональное и волевое выступают как единое целое. Знание, полученное, добытое человеком, чувственно пережитое, прошедшее через сердце личности, наполнено энергией воли. Убежденный человек будет отстаивать свои идеи всегда и везде.

    Любые убеждения включают в себя какие-либо знания, обыденные или научные, верные или ошибочные. Знания могут быть технические, гуманитарные, естественно-научные, этические, экономические. Представления об эталонах поведения, традициях, обычаях – все это может быть знаниями людей, являющихся элементами убеждения. Для русской культурной традиции в целом, и философской в частности, характерно внимание к духовно-нравственному миру человека, экзистенциальной и религиозно-нравственной проблематике. И человека, и социум она рассматривает как неотъемлемую часть природы и космоса, стремится выйти за рамки повседневного бытия. Она во многом предвосхитила формирование новой научной картины мира. Аналогичные идеи на Западе стали развиваться только в 1980-х годах в рамках синергетики.

    Знания и убеждения находятся в сложных и противоречивых отношениях. Если идеи противоречат интересам субъекта, но навязываются обществу, то люди сопротивляются этому. Начинается раздвоение духовного мира и культуры. Знание может войти в перечень заблуждений, а может стать основой для формирования новой парадигмы. Включение в культурное пространство общества информации о различных подходах к решению сложных проблем обогащает его, вносит свой вклад в формирование культуры. Убеждения выступают в разнообразных конкретных формах: ценностные ориентации, социальные нормы, принципы поведения и т. д. Эти феномены духовной жизни образуют упорядоченную систему, которую возглавляют ориентации на ценности. Они выступают как фактор, регулирующий социальные взаимодействия.

    Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Они выступают основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Для выявления ценности субъект применяет определенные критерии оценки действий, мнений, предметов, которые и составляют главное в культуре. Культура – это социальный механизм, передающий ценности. Ценности выступают как:

    предпочтительное для субъекта состояние социальных связей, идей, форм;

    критерий оценки происходящих явлений;

    определяют смысл, содержание деятельности, преследующей определенные цели;

    регулятор социальных взаимодействий;

    внутренний побудитель к действию.

    Ценности в рамках той или иной культуры образуют определенную систему. Культура – это социальный механизм сохранения, развития признанных в данном обществе ценностей.
    3. Современная социокультурная ситуация
    Тенденции современной культуры. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы, восходящие к Ренессансу. Он утверждал мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным. Современный гуманизм провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу, это уже демократический гуманизм. Важнейшим итогом развития культуры XX в. является установка на научно-рациональное познание мира и развитие науки, которая сама становится производительной силой. В процессе глобализации наука становится мировой, она положила начало экономическому объединению мира, развитию передовых способов производственной культуры. Бурными темпами развиваются научно-техническая революция, принципиально новые формы средств массовой коммуникации.

    Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в XXI в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры. В работах В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества. Во-первых, они выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса. Поскольку разум становится ведущей силой мирового развития, человек должен взять на себя ответственность, проникнуться духом космической этики. Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, они соединили заботу о космическом целом с нуждами и потребностями людей. В. И. Вернадский считал, что под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу.

    Но современное индустриальное общество привело к господству безличных экономических, технологических, политических структур над человеческой деятельностью. Человек с его индивидуальностью оказался деталью социальной машины, придатком технологического процесса. Высшими ценностями культуры признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Постоянное обновление техники для наращивания материального богатства превратило человека в орудие экономической деятельности. Культура начала деградировать. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества вместо того, чтобы оказывать влияние на них. В культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

    Сциентизм и антисциентизм. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Сциентисты считают, что наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством: экономические, политические, моральные. Для антисциентизма характерно принижение роли науки, обвинение ее в порождении кризисов: экономического, экологического, национального. Техногенная культура основана на неограниченной эксплуатации природы. В XX в. человек столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Необходимо формировать новые отношения между людьми и природой, создавать новую экологическую культуру. На это нацелены международные документы, принятые в 1992 г. в Рио де Жанейро и в 1998 г. – Киотский протокол.

    В чем причина глобальных проблем? Во-первых, это целостность современного мира, пронизанная глубинными, политическими, экономическими, техногенными связями. Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической технической мощью человека, который берет от природы слишком много. В-третьих, это неравномерность развития стран и культуры. Экономическая, политическая, технологическая взаимосвязь стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире распространяются очень быстро. В силу этих причин в сознании людей причудливо сочетаются пласты различных культур.

    Суть новой культуры в том, что социально-экономическое развитие зависит от оциокультурной интегрированности личности. Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Как считает американский ученый Д. Белл, в информационном обществе возникают новая производственная и научная деятельность. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. Сейчас индивид или группа лиц может получить любую информацию, необходимую для решения профессиональных и личных задач. В то же время велик разрыв между коммерческой культурой и духовностью.

    Типология культуры. Можно выделить несколько типов культуры:

    по ее носителю: это общество в целом, нация, класс, большие социальные группы, отдельная личность;

    по функциональной роли: общая (актуальная), специальная, профессиональная культура;

    по происхождению: народная культура и культура, создаваемая интеллигенцией (писатели, поэты, ученые и т. д.), профессионалами;

    по видам: материальная и духовная;

    по характеру: религиозная и светская.

    Такое деление носит весьма условный характер. Французские социологи Г. Тард и Г. Лебон утверждали, что общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая в чем-то разбирается, и элиту, понимающую высшие культурные ценности и создающую их. По их мнению, массовой является такая большая социальная группа, в которой человек – безликий элемент социальной машины, живущий для удовлетворения собственных инстинктов, потребностей и потребностей этой машины, типичный представитель постиндустриального общества. Для такого субъекта и существует массовая культура, которой противостоит культура элит.

    Одна из главных функций массовой культуры – развлекательная. Этот вид культуры выполняет и идеологическую функцию. Создается она на основе социального заказа, рассчитана на широкий охват невзыскательной аудитории. Кроме того, массовая культура – это вид бизнеса. Массовая культура перекрывает дорогу к подлинной культуре. Самое яркое воплощение массовой культуры – китч (пер. с немецкого – дешевка, безвкусная массовая продукция). Широкое распространение китча во всех видах, жанрах культуры сопровождается снижением планки духовных запросов, качества жизни. В 90-е годы XX в. – в начале XXI в. производители массовой культуры стали дифференцировать ее с учетом интересов социальных групп, т. е. делать ее влияние более избирательным.

    По отношению к подлинной культуре, преследующей гуманистические цели, решающей задачи интеллектуального обогащения человека, почти в любом обществе существуют субкультура и контркультура. Субкультура (или подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре. Современное развитое общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и подкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная подкультура, различные профессиональные подкультуры).

    Категория «субкультура» (подкультура), объединяет три вида культуры:

    делинквентную культуру, присущую криминальной среде (негативно воспринятые нормы и ценности общепринятой культуры);

    неформальные молодежные группы (автономное целостное образование, отличающееся своими традициями, нормами, системами ценностей);

    систему ценностей традиционной культуры, трансформированную профессиональным мышлением.

    По происхождению субкультуры можно разделить на две группы:

    субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социокультурные потребности общества (профессиональные субкультуры);

    субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры).

    Субкультуры подразумевают генетическую связь с какой-либо устойчивой культурной традицией, национальной или региональной. Субкультура может целиком включаться в какую-то культуру, может находиться к ней в полной оппозиции. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Кроме того, различают официальные и неофициальные субкультуры. Контркультура воспринимается как форма протеста, как стиль жизни, находящийся в оппозиции к господствующему, как форма художественного самовыражения.

    Идеология и культура. Идеология и культура неразделимы. Идеология в системе культуры носит доминирующий характер, она определяет цели культуры того или иного общества. Цели идеологии современной правящей элиты – скрыть классовые и другие противоречия. Идеологию определяют как систему теорий, идей, отражающих интересы правящего класса. Ее ядром выступают экономические интересы. В любой идеологии центральное место должны занимать гуманистические, духовные ценности. К сожалению, в истории человечества создавались и функционировали расистские, фашистские идеологии. Национальные общегосударственные ценности также входят в идеологические системы.

    Идеологи правящих социальных групп стремятся объединить вокруг лидеров всех, кто разделяет ценности этих социальных групп, чтобы бороться за политическую власть. Таким образом, идеология – сильный элемент в составе культуры. Научно-техническая революция, начавшаяся в 40-х годах XX в., дала мощный импульс широкому распространению массовой культуры со всеми вытекающими из этого последствиями. Термин «массовая культура» не следует понимать только в смысле количества, как большинство общества. Здесь обязательно присутствуют и качественные аспекты: обезличенность, утрата интеллекта, индивидуальности.
      1   2   3


    написать администратору сайта