Главная страница
Навигация по странице:

  • Экономическая мысль в государствах древнего востока.

  • Экономическая мысль в античных государствах.

  • История экономических учений древнего мира. Древний мир. Экономическая мысль в древних цивилизациях в сфере экологии


    Скачать 15.98 Kb.
    НазваниеЭкономическая мысль в древних цивилизациях в сфере экологии
    АнкорИстория экономических учений древнего мира
    Дата30.01.2022
    Размер15.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДревний мир.docx
    ТипДокументы
    #346455

    Экономическая мысль в древних цивилизациях в сфере экологии.

    Взаимоотношения человека и природы на протяжении веков вызывали столкновение кардинальных точек зрения: одна - представление о господстве естественной среды над человеком, другая - превосходство человека над природой.

    В экологических проблемах древнего мира, конечно же, главенствовали природные силы. Они держали верх над деятельностью человека. Его технические возможности были примитивны настолько, что человек проигрывал в схватке со стихиями природы. Хотя отдельные исторические факты говорят нам о пагубном воздействии человека на естественную среду: вначале первобытный человек только собирал коренья, растения и плоды, затем стал охотиться. И в этот период скорее природа влияла на него, чем он на природу. Но потом всё изменилось, когда человек взялся одомашнивать диких животных и возделывать земли. Толчком послужила смена природных условий, в результате чего человек начал влиять на природу: охота стала эффективней, и, если раньше её итоги можно было посчитать, как естественную убыль, то теперь получалось так, что животные начали мигрировать с привычных мест. Земледелие же меняло ландшафт местности: леса вырубались и выжигались, на их местах появлялись пашни. Этот период считается началом преобразования природы человеком. Именно это послужило началом загрязнения окружающей среды и влияния человека на экологию.

    Экономическая мысль в государствах древнего востока.

    Основной чертой восточной цивилизации было земледелие, так как основную роль в развитии играло сельское хозяйство, животноводство. Также люди совершенствовали ирригационные системы. Также в восточной цивилизации зарождались первые кодексы.

    На древнем востоке появился кодекс Царя Хаммурапи. Он регулировал в основном частную собственность, торговые и семейные отношения.

    В древней индии экономическая мысль появилась в текстах «Вед» - сборниках древнеиндийских молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний, и в поэме “Махабхарата”, на основе которых были разработаны законы Ману (I тыс. до н.э.).

    В Древнем Китае до нашей эры велись ожесточенные споры между «ле-гистами» и сторонниками Конфуция (VI-V вв. до н.э.) о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь. Конфуцианцы были ярыми сторонниками развития общины, возрождения “колодезной системы”, при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свой надел, но и десятину, урожай с которой шел государству. Они выступали против широкого вмешательства государства в торговлю, за отмену пошлин. Легисты («законники»), напротив, развивали идею сильного государства и обогащения казны. Наступление на общину и культ государства были основными идеями в учении легистов. Они считали правомерными для народа занятиями лишь земледелие и военное дело, а все доходные промыслы (в первую очередь, производство соли и железа) и торговлю предлагали сделать государственными монополиями. Они же разработали идею «амбарной системы» - своего рода общественных закромов, куда поступала большая часть произведенного продукта и равномерно распределялась между рынками. Система, предложенная легистами, реально существовала в Древнем Китае и уже тогда породила массу негативных последствий: снижение эффективности хозяйствования, раздувание бюрократического аппарата, развитие коррупции. Ф. Энгельса дал ей название «азиатского социализма».

    Экономическая мысль в античных государствах.

    Древнегреческие философы Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель около VIV вв. до н.э. основали, наряду с прочими философскими знаниями, так называемую теорию полезных искусств. К полезным искусствам они относили земледелие, медицину, военное дело и искусство управления домом. Последнее с легкой руки Ксенофонта приобрело название «экономия», что происходило от двух греческих слов «ойкос» — дом, жилище, и «номос» — правило. Таким образом, экономика в первородном понимании этого слова — правила ведения домашнего хозяйства.

    Платон известен как родоначальник утопического направления экономической мысли, создатель первой модели идеального государства (названного им «Атлантидой»), которую он изложил в труде «Политейя» («Государство»). В основе государства Платона лежало разделение общества на сословия согласно трем основным людским добродетелям: мудрости, мужеству и чувству меры.

    Аристотеля, афинского мыслителя, наставника и воспитателя Александра Македонского, прежде всего, можно считать основателем теории естественного права. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления - монархии, аристократии и демократии. Хозяйственную деятельность Аристотель также разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику», — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монеты.

    Не менее плодотворной была экономическая мысль Древнего Рима. Однако, в отличие от мысли Древней Греции, она носила скорее не философскую, а строго прагматическую (то есть практическую) направленность. Древнеримские ученые Катон, Варрон, Колумелла посвящали свои трактаты вопросам эффективной организации труда в рабовладельческих хозяйствах (латифундиях и виллах), а братья Гай и Тиберий Гракх написали проект аграрного переустройства Рима, имевший во II веке до н.э. революционное значение. В историю экономики вошел римский император Диоклетиан (III-IV вв. н.э.), осуществивший ряд радикальных законопроектов, которые и сегодня могут послужить уроком реформаторам, считающим экономическую политику всемогущим орудием. В целях борьбы с дороговизной, спекуляцией и предотвращения голодных бунтов Диоклетиан издал знаменитый эдикт о ценах (301 г. н.э.), который устанавливал максимальные значения цен на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки, а также фиксировал ставки заработной платы.


    написать администратору сайта