Главная страница

3. Методика Сочинение сказки, автор О. М. Дьяченко


Скачать 15.4 Kb.
Название3. Методика Сочинение сказки, автор О. М. Дьяченко
Дата21.03.2022
Размер15.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.docx
ТипИнструкция
#406465

1.Упражнение «Волшебные кляксы». А. В. Никитина

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2.Методика Торренса. Детям был предоставлен лист А4, на котором были нарисованы 9 одинаковых кружков. Давалась инструкция: нарисуй картинки так, чтобы они отличались. Для рисования давался простой карандаш. Обследование проводилось индивидуально.

Оценивалась методика следующим образом - за каждую новую картинку давался один балл. Если картинка была нестандартная, то давалось два балла.

3.Методика «Сочинение сказки», автор О.М. Дьяченко.

Методика направлена на диагностику уровня развития воображения ребенка (на словесном материале).

Ребенка просят сочинить и рассказать какую-нибудь сказку, такую, какой раньше никто не читал и не слышал, чтобы это была его собственная сказка. Для сочинения предлагается тема сказки: «Придумай и расскажи сказку про зайчонка...».

Обследование проводится индивидуально. Экспериментатор как можно более точно фиксирует то, что рассказывает ребенок.

Для детей с высоким уровнем развития воображения (3 балла) характерно принятие задачи: дети действительно пытаются сочинять собственную сказку, а не пересказывать знакомую. В придуманных сказках действуют разнообразные персонажи (не из одной знакомой сказки), которые совершают придуманные ребенком действия.

Среднему уровню выполнения задания (2 балла) соответствуют сказки, в которых дошкольник основывается на некоторых известных сказках, существенно их изменяя. Такие изменения могут касаться как персонажей сказки с сохранением общего сюжета, так и изменений в сюжете, но с сохранением персонажей.

Если ребенок фактически не принял задачу: пересказывал знакомую сказку (возможно, внес в нее некоторые модификации), или отказался от выполнения задания, то выполнение задания оценивается в 1 балл (низкий уровень).

Методика 4 «Где чье место?». Кравцова Е.Е. Психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется рисунок (см.приложение). Отдельно вырезаются вставки- кружки.

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные места». Объясни, почему они там оказались.

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут решать эту задачу по–разному.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные места», а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна там быть. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие места», то малыш будет смеяться, но объяснить, почему они там оказались – не сможет. Если от ребенка удается добиться какого-нибудь ответа, то они будут шаблонными: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду- что она спряталась» и т.д.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки в «необычные места», но объяснение, почему они там оказались, у них будет вызывать трудности.

Некоторые даже начнут ставить фигурки на места. Рассказы школьников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере дети стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие места» и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную им задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение и т.п. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя роль , исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживил картинку», а затем следует фантазия –рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер и все предметы разбежались». Далее следует сказочный рассказ. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, картинки в единый сюжет.

"Ассоциативное поле". А.Р. Лурия

Детям давалась инструкция: в ответ на сказанное экспериментатором слово назвать все слова, которые приходят в голову. Каждому ребенку последовательно предъявлялось шесть слов. При обработке данных учитывались два показателя. Во-первых, это Кор, - показатель оригинальности, вариативности и продуктивности ответов; он вычислялся тем же способом, что и в методике "Дорисовывание фигур". Ребенку не засчитывались те слова-ответы, которые повторялись у него самого, и те, которые были одинаковы с кем-нибудь из детей группы. Оставшееся количество ответов составляло величину его Кор. Во-вторых, это показатель типа ответов детей: преимущественное использование слова в функции обобщения или в функции предметной отнесенности


написать администратору сайта