Главная страница
Навигация по странице:

  • Первая особенность мышления

  • Вторая особенность мышления

  • Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений

  • Лапласовский (механический) детерминизм

  • Субстанциальная концепция

  • Статистические и динамические закономерности

  • Информация

  • Уровни 1. чувственное (эмпирическое)

  • Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ

  • Философия. Экзамен. 37. сознание и самосознание. Сознание и язык


    Скачать 175.53 Kb.
    Название37. сознание и самосознание. Сознание и язык
    АнкорФилософия
    Дата24.02.2021
    Размер175.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкзамен.docx
    ТипДокументы
    #179075

    37. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК.


    Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве).

    В общем, язык обычно определяют, как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

    С точки зрения материалистической (натуралистической) трактовки, язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе антропогенеза (происхождения человека) звуки из средства вы-ражения эмоций постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного со-общения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и кинестетическими ощущениями речедвигательного аппарата (со слуховым образом звука). От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди постепенно переходили ко всё более сложным обобщенным звуковым комплексам.

    38. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ.


    В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

    Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

    Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

    Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

    Основные виды умственных операций:

    1. Сравнение;

    2. Анализ;

    3. Синтез;

    4. Абстракция;

    5. Конкретизация;

    6. Индукция;

    7. Дедукция;

    8. Классификация;

    9. Обобщение.


    39. СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ.


    В современной психологии сложились определенные представления о мышлении и сознании, которые нейропсихология использует для изучения мозговых механизмов, этих важнейших для человека видов высшей психической деятельности.

    Мышление — это умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы.

    Сознание — это способность извлекать из мыслительной деятельности ее алгоритмы (способы), оценивать адекватность или неадекватность, качество собственных действий, программировать, регулировать и контролировать их.

    Критерии сознания человек извлекает из окружающей среды, из ее явлений и морально-этических норм, которые приняты в семье, окружении и обществе в целом. Человек, обладающий не только мышлением, но и сознанием, обязан отвечать за свои поступки. Сознание делает мышление человека особым, отличным от мышления животных. Животные не осознают своих действий, не могут их планировать, испытывать чувство гордости или вины ' за содеянные поступки, отвечать за них.

    Сознание развивается у детей параллельно с мышлением, но созревает позже. Это делает их до определенного возраста не вполне ответственными за те или иные поступки.

    В психологии наиболее важными принято считать такие виды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, конструктивное, пространственно-временное, вербально-логическое.

    Эти виды мышления изучаются как по специальным методикам, так и по тестам. Методики рассчитаны преимущественно на качественный анализ результатов выполнения заданий. Тесты, кроме того, предполагают введение количественных характеристик, подлежащих математической обработке.

    Наглядно-образное мышление состоит в способности осмысливать и ассоциативно связывать между собой различные образы. Оно является самым ранним онтогенетически, т.е. ребенок прежде всего осваивает образы и способы их комбинирования.

    40. ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ. КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: МЕХАНИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ, «ЛАПЛАСОВСКИЙ» ДЕТЕРМИНИЗМ, СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.


    Научная парадигма – это безоговорочно принятая научным сообществом модель научной деятельности

    Смена естественнонаучной парадигмы - это революционный скачок в развитии естествознания, как единого целого. Развитие методов математического моделирования при этом является определяющим. Наиболее знаковым результатом же возникновения новой естественнонаучной парадигмы обычно считается формирование новых представлений о движении, пространстве и времени. Со времен И. Ньютона можно выделить четыре парадигмы, последовательно сменявшие друг друга: классико-механистическую, классико-полевую, релятивистскую и квантовую. Современные физические представления о пространстве и времени целиком лежат в рамках квантовой парадигмы, хотя их часто называют релятивистскими. Однако методы математического моделирования, развитые в рамках информатики при создании эталонной модели защищенной автоматизированной системы, выходят за рамки квантовой парадигмы и создают предпосылки перехода к новой парадигме.

    Развитие математического анализа привело к формированию первой парадигмы - классико-механистической, в рамках которой была создана классическая механика, непосредственно определившая представления о движении в евклидовом пространстве с течением абсолютного времени. Это было время простых и ясных научных представлений о движении, пространстве и времени, лишенных явных противоречий. В дальнейших естественнонаучных парадигмах эти представления становились не только все сложнее и сложнее, но и все более туманными, так как каждая новая парадигма вскрывала наличие новых фундаментальных противоречий, не разрешая радикальным образом уже известные.

    Лапласовский (механический) детерминизм

    Принцип детерминизма, который абсолютизирует форму причинности классической механики, утверждая, что значения координат и импульсов всех частиц во Вселенной как замкнутой механической системе в данный момент времени (то есть выходные формы существования Вселенной) однозначно определяют его состояние в любой момент прошлого или будущего.

    Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

    41. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ: КВАНТОВО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА; РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ; ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.




    Статистические и динамические закономерности (закономерности жесткой детерминации и статистические закономерности) – два класса закономерностей, различающиеся характером лежащих в их основе связей и зависимостей. Представления о динамических закономерностях являются исторически первыми. Они сформировались под воздействием развития классической физики и прежде всего – классической механики. Механика исходит из изучения законов движения отдельных, индивидуализированных макротел. Основной задачей ее является определение траектории движения макротел под воздействием сил. Весьма существенно, что эта траектория определяется единственным образом. Логическая структура механики легла в основу характеристики динамических закономерностей. Соответственно, в качестве определяющей черты класса динамических закономерностей рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий.

    42. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.


    1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

    Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

    Гносеология (теория познания) исследует условия, механизм, принципы, формы и методы познавательной деятельности человека. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

    Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

    Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

    Гносеологическое отношение включает три составляющих; субъект, объект и знание как результат познания. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знание» и объектом.

    43. ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И УРОВНИ ПОЗНАНИЯ. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗНАНИИ.


    Познание - процесс мыслительной деятельности человека, направленный на получение знаний о природе, обществе и человеке. Познание имеет две стороны:

    • субъект познания (тот, кто осуществляет познавательскую деятельность);

    • объект познания (то, что исследуется субъектом познания).

    Информация - сведения о мире, получаемые человеком через различные каналы.

    Знания - продукт процессов мышления и познания.

    Виды

    • научное (на основе научных методов и средств);

    • мифологическое (на основе образности и антропоморфизма);

    • философское (на основе категориальности, теоретизирован- ности, абстракции и субъективности);

    • житейское (на основе личного жизненного опыта);

    • социальное (на основе нахождения в общественном организме).

    Социальное познание - познание человеком человека и общества. Его особенности:

    • сложность, заключающаяся в трудности познания человека человеком;

    • субъективность, связанная с различной оценкой и интерпретацией результатов познавательной деятельности.

    Уровни

    1. чувственное (эмпирическое) - происходит непосредственно через органы чувств человека. Имеет следующие формы:

    • ощущение (понимание человеком отдельных свойств и качеств предмета в результате его непосредственного воздействия на органы чувств);

    • восприятие (возникновение обобщенного видения предмета в результате его непосредственного воздействия на органы чувств);

    • представление (формирование и сохранение в сознании образа предмета, уже прекратившего непосредственно воздействовать на органы чувств);

    2. рационально-логическое - осуществляется посредством логических мыслительных операций человека. Имеет следующие формы:

    • понятие (описание основных свойств предмета или явлений, делающих его уникальным);

    • суждение (мнения или знания об иных свойствах предмета или явлениях);

    • умозаключение (вывод, делающийся на основе нескольких суждений).

    Интуиция – это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.

    44. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЕВ. КОГЕРЕНТНАЯ, ПРАГМАТИЧЕСКАЯ, КОНВЕНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.


    Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными.И смысл познавательной деятельности заключен в производстве именно истинных знаний.

    В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической: истина есть соответствие знаний действительности.

    Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интер­претаций, вплоть до альтернативных.

    С одной стороны, истиной здесь называют соответствиезнаний действительности. Стало быть, истина - это отношение между знаниями и действительностью, но не знания и не действительность в их раздельно­сти.

    С другой стороны, знания, соответствующие действительности, называют истинными, то есть истина с отношения переносится на один из его членов - знания. Получается - истин нет в реальности, истинность - важнейшая гносеологическая характеристика знания.

    Таким образом, очевидно, чтомногие вопросы, которые воз­никают в процессе анализа истины, до сих пор остаются дискуссионными.

    В когерентной теории критерий истинности - его согласованность или когеренция с общей системой знаний. Мир - единое целое и все в нем взаимосвязано. В этом есть рациональное зерно. Мы склонны принимать за достоверное то новое знание, которое не противоречит уже имеющимся у нас знаниям. Если сведения, полученные независимым путем, разными людьми логически совместимы, то их можно признать истинными. Совпадение практически невозможно. Поэтому учены перепроверяют опыты. Согласованность знаний является критерием истины. Но ведь система высказываний может быть непротиворечивой и одновременно ложной.

    По конвенциальной теории, истина есть такое знание, которое признается большинством людей. Конвенция – договор о том, что считать истиной. Основоположник – Пуанкаре. Например, аксиомы по его мнению, удобные конвенции. Эта теория имеет зерно. Научные теории, ее начальные положения принимаются конвенциально, а не на основе эмпирического обобщения. Ученые приходят к соглашению, руководствуясь принципом простоты, целесообразности. В этом смысле конвенции неустранимы из научного познания. Но вопрос о соответствии действительности все же не снимается.

    Прагматическая теория – американская( Джеймс). То знание истинное, что приносит пользу, приводит к успеху. Истинность суждения: «Бог существует» не зависит от реального его существования. Если человек верит в истинность этого суждения и он успешен, то это для него истинное. У каждого своя истинность. Рац зерно: практически полезное знание вызывает большего доверия, чем бесполезное. Хотя практически полезное знание может оказаться ложным.

    45. ФИЛОСОФСКОЕ, НАУЧНОЕ, НЕНАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.


    Необходимо выделить научное и ненаучное познание.

    1.       Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.

    - Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).

    - Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.

    +2.    Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

    Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ— эмпирический и теоретический.

    На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

    Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

    46. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ. ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.


    Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

    реди общепринятых положений о методологии науки можно выделить следующие характерные черты этого компонента науки:

    • методология науки признается как система способов (совокупность способов), с помощью которых изучается предмет познания;

    • методология науки — это учение о методах, особая наука (гносеология), ставящая своей непосредственной целью и задачей разработку и совершенствование системы приемов и способов научного познания. Ибо «логос» не может быть ничем иным, как учением, мыслью, понятием.

    Методология науки как часть философии и самостоятельная научная дисциплина содержит знание о том:

    • какие приемы и способы научного познания надлежит использовать в познании предмета науки;

    • какими приемами и способами познания следует проводить ту или иную исследовательскую процедуру;

    • каково содержание конкретных приемов, способов, используемых для познания мира, его закономерностей;

    • каким образом взаимосвязаны методы в процессе познания, движения к новым знаниям в процессе восхождения от конкретного к абстрактному, и, наоборот, от абстрактного к конкретному.

    Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности. Изучение методов научно-познавательной деятельности, их возможности и границы применения интегрируются методологией науки 

    ри этом методология юридической науки — это конкретно-научное учение о ее методе. Метод юридической науки является собирательным понятием, охватывающим своим содержанием философские основания науки, принципы и методы научного познания, процесс познания и его результат. Главными компонентами метода юридической науки, характеризующими ее методологию, являются философские основания юридической науки, принципы и методы научного познания государственно-правовых явлений. Методология юридической науки; метод юридической науки; философские основания юридической науки; принципы научного познания государственно-правовых явлений; методы научного познания государственно-правовых явлений.

    47. ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПОНИМАНИЯ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ.


    Понимание в науке - универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа. Оно предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Герменевтика позволяет по-новому взглянуть на проблему понимания. Наряду с описанием, объяснением, истолкованием понимание относится к основным процедурам научного знания. Многочисленные подходы к исследованию понимания показывают, что процесс этот обладает своей спецификой, отличающей его от других интеллектуальных процессов. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием («понять – значит выразить в логике понятий») или смешивать с процедурой объяснения, хотя они связаны между собой. Ключевым понятием в решении проблемы понимания является понятие «смысл». Понимание означает постижение смысла. Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. Смысл предстает как духовная направленность бытия человека, как его самодостаточное основание, реализация высших культурно-исторических ценностей. Гуманитарное познание и призвано выявлять и обосновывать смысл существующего. Культурные смыслы есть система связей и функций элементов культуры в контексте социально-практической деятельности. Этот контекст – «ситуация деятельности» - и воссоздается человеком в процессе понимания чего-либо (явления, вещи, текста и т.д.), усвоения его культурного смысла. Что касается процессов смыслообразования, то объективно они происходят в сфере традиций, обычаев, ритуалов, символики и находят свое отражение в языке. Это происходит потому, что традиции, обычаи и ритуалы выступают механизмами передачи и присвоения культурно- исторического опыта. Традиция обеспечивает непрерывность культурного наследования, делая реальным смысловой универсум. Кроме внутренних существуют и внешние причины смыслообразования – взаимодействие и общение самобытных культур, практический и духовный диалог их смысловых фондов. Поэтому понимание – это всегда подключение к смыслам человеческой деятельности, оно всегда выступает формой взаимодействия между культурным текстом и интерпретатором. Результатом такого взаимодействия является формирование новых смыслов.

    48. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.


    эмпирический уровень правовой науки — это совокупность знаний о конкретных, реально существующих или ранее существовавших политико-правовых явлениях, процессах, экономических и иных социальных явлениях, образующих объект правовой науки. Многообразная информация о состоянии современной и предшествовавшей ей политико-правовой практики в правовой науке закрепляется в виде научных фактов. Компонентов теоретического знания этот уровень правовой науки не содержит, они образуют другой, теоретический уровень.

    Знания теоретического уровня правовой науки представляют собой результат более глубокого познания объекта правовой науки по сравнению с научными фактами. Они отражают не любые конкретные связи, свойства политико-правовых явлений и процессов, а только те из них, которые являются общими, устойчивыми, закономерными. Поэтому теоретические знания как знания, имеющие общий характер, являются абстрактными, лишенными сведений о непосредственном реальном бытии отражаемых ими конкретных явлений и процессов. Например, понятие «норма права» отражает только те признаки (нормативность, формальная определенность, государственное принуждение), которые присущи всем действующим нормам права. В то же время это понятие полностью абстрагируется от особенностей, присущих нормам отдельных отраслей права, и от свойств, характерных для каждой отдельной нормы права. Аналогичное соотношение имеют все иные теоретические знания с отраженными в них явлениями и процессами объективной реальности.

    теоретический уровень правовой науки — это совокупность знаний, отражающих закономерные связи, сущностные и иные общие признаки, свойства явлений и процессов, существующих в объекте правовой науки.

    Единство эмпирического и теоретического уровней правовой науки видится в том, что они имеют один и то же объем — круг исследуемых ими явлений и процессов. Вся совокупность политикоправовых явлений и процессов, составляющих объект правовой науки, подлежит как эмпирическому, так и теоретическому исследованию. Теоретический уровень в конечном счете должен раскрывать закономерное и необходимое относительно всех компонентов объекта правовой науки, а не только какой-либо их части. Тот факт, что правовая наука пока что не в полной мере реализует свои потенции и не имеет глубоких теоретических знаний о тех или иных закономерностях, свидетельствует о ее несовершенстве, временных недостатках, а не о действительном объеме ее предмета познания.


    написать администратору сайта