Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Как вы держитесь на трибуне 2. Как вы говорите 3. Как вы одеты

  • 6. Что включает в себя психологческая структура процесса речевого общения по А.А. Леонтьеву

  • 7. Как трактуется коммуникативная компетенция

  • 8. Самый эффективный процесс коммуникации.

  • Ответы к вопросам. Ответы с 4-8 коммуникативные компетенции. 4. Что оценивает слушатель у оратора


    Скачать 22.91 Kb.
    Название4. Что оценивает слушатель у оратора
    АнкорОтветы к вопросам
    Дата20.05.2022
    Размер22.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы с 4-8 коммуникативные компетенции.docx
    ТипДокументы
    #540620

    4. Что оценивает слушатель у оратора?

    Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует.

    В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других.

    Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности.

    Риторические позиции оратора в ходе выступления

    В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию – то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

    1. Позиция информатора

    Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

    2. Позиция комментатора

    Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

    3. Позиция собеседника

    Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

    4. Позиция советчика

    Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

    5. Позиция эмоционального лидера

    Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

    Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства, которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

    Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

    Внешний вид оратора

    Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу.

    Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

    Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

    Манера выступления

    П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности.

    Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в манере выступления оратора:

    · оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.; избыточно возбужденным;

    · оратор не должен демонстрировать: беспомощность, нерешительность;

    · оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

    Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.

    Энергичность изложения

    Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он.

    Физическая бодрость, подвижность

    Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

    Уверенный внешний вид

    Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

    Дружеский, интимный тон

    Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

    Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

    Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

    Расположение в аудитории

    Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

    Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

    Движение

    Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться.

    Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

    Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

    Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей.

    Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

    Взгляд

    Смотрите на аудиторию.

    Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

    Позы и жесты

    Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

    Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

    Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

    Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности;

    Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

    Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

    Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны).

    Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

    Громкость, темп и интонация

    Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.

    Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.

    К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования.

    Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления.

    Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам.

    Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.

    Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

    Слушатель оценивает у оратора следующее:


    1. Как вы держитесь на трибуне?


    2. Как вы говорите?


    3. Как вы одеты?

    4. Все ответы правильные+

    6. Что относят к группе основных аспектов коммуникативной деятельности?

    Коммуникативные действия обеспечивают:

    • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

    • умение слушать и вступать в диалог;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    6. Что включает в себя психологческая структура процесса речевого общения по А.А. Леонтьеву?

    Речевая деятельность определяется А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. По его мнению, речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с “классическими” видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность.

    Отличительными признаками речевой деятельности, по А.А.Леонтьеву, являются следующие:

    Предметность деятельности. Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению А.Н.Леонтьева, протекает “с глазу на глаз с окружающим миром”. Иначе говоря, “в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов – навстречу... объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается”.

    Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

    Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами.

    Иерархическая (“вертикальная”) организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц.

    Фазная (“горизонтальная”) организация деятельности. Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено И.А. Зимней: “...речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения”.

    7. Как трактуется коммуникативная компетенция?

    Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

    8. Самый эффективный процесс коммуникации.

    Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.

    Навыки необходимые для эффективной коммуникации:

    •Умение слушать – не только способность сконцентрироваться и воспринять информацию, но и умение поощрить рассказчика, отправителя, задать уточняющий вопрос, использовать приёмы перефразирования («т.е. вы имели в виду...»), непонимания, отражения, резюмирования.

    •Гибкость и способность искать компромиссы.

    •Эмпатия – способность почувствовать эмоциональное состояние партнера и учитывать его при построении коммуникации.

    •Контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.


    написать администратору сайта