Главная страница

культурология. культура 13. 4 Казахская культура в контексте современных мировых процессов


Скачать 31.75 Kb.
Название4 Казахская культура в контексте современных мировых процессов
Анкоркультурология
Дата11.12.2021
Размер31.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакультура 13.docx
ТипДокументы
#299937

 Тема 4 Казахская культура в контексте современных мировых процессов

1.Подготовить презентацию «Сакральные места ЗКО»

По ЗКО семь объектов включили в список сакральных мест Казахстана, среди которых городище Жайык, Хан ордасы, мавзолей Таксайской царицы, музей "Алаш", мавзолей Дадем ата, мавзолей Гумара Караша и мавзолей Даулеткерея


2 апреля 2017 года была опубликована статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в котором было отмечено о необходимости создания проекта "Духовные святыни Казахстана" или "Сакральная география Казахстана".

В целях реализации целей и задач данного проекта  во всех регионах Казахстана стали выявляться объекты сакрального значения, имеющие общенациональный характер. В Западно-Казахстанской области также ведется работа по их выявлению. Сакральные объекты условно можно классифицировать на следующие группы: 1) природно-ландшафтные 2) археологические и архитектурные 3) священные места паломничества людей 4) места, связанные с историческими личностями или событиями.

Основной критерий для обозначения сакральности объекта, прежде всего, его всенародное значение, духовная ценность, идентичность с историей, населением края. В этом случае он является частью общенационального культурно-географического пояса святынь Казахстана.

В Западно-Казахстанской области на данный момент выявлено 89 объектов, сведения по 69 объектам направлены для внесения в виртуальную карту микросакральных мест Казахстана, по 47 объектам направлены в республиканский центр для включения в республиканскую энциклопедию.

В список сакральных объектов республиканского значения вошли 6 объектов области: 2 археологических объекта, 2 места-захоронения, 2 музея-комплекса.

В группу археологических сакральных объектов вошли археологические курганные комплексы, остатки средневековых городищ. Один из самых уникальных памятников региона - городище Жайык - было обнаружено в 2001 году. Объект расположен на второй надпойменной терассе р.Урал, в 12 км юго-западнее города Уральска и датируется XIII -  перв. пол. XV вв. Планируется создание историко-культурного и природно-ландшафтного Музея-заповедника под открытым небом.Значение городище Жайык заключается в том, что этот город наряду с Сарайшыком являются единственными крупными памятниками культуры Западного Казахстана в периода Золотой Орды. Его открытие имеет важное значение для отечественной истории в целом, а также для изучения проблем развития городской культуры Казахстана [1, с.265, 292].

В 2012 г. (летом) археологи центра истории и археологии ЗКО в процессе проведения археологических раскопок комплекса Таксай 1 обнаружили захоронение знатной женщины раннесарматского периода (VI-V вв. до н.э.), богатое изделиями из золота, ряд бытовых и ритуальных предметов (Алтын ханшайым – хранится в Национальном музее). Все захоронение было предано огню. Способ захоронения, погребальная конструкция и обнаруженные предметы позволяют сделать вывод об уникальности данного объекта. Отдельные предметы являются уникальными, не имеющими аналогов на территории Казахстана. В частности, это Таксайский гребень с изображением боевой колесницы [2, с.95].

Претендуют на статус объектов республиканского значения еще два курганных комплекса на территории области. Это - комплекс Кырык-Оба и курганный комплекс Сегізсай (Лебедевка). Кырык-Оба располагается в 10 км к юго-востоку от села Коныссай на водораздельном плато, один из самых льск, 2014с.уникальных памятников древней истории. Комплекс состоит из 10 крупных курганов (царских курганов). То есть эта группа объектов поражает своей уникальностью, раскрывая редкие страницы истории края. Главный и второй по величине курганы имеют дополнительные сооружения в  виде двух батонообразных вытянутых курганов. Данная группа уникальна,  так как  аналогов таким сооружениям в Евразии нет. Главный курган имеет высоту – 18,6 метра и является одним из самых высоких курганом в мире. Вместе с вытянутыми курганами данная группа насчитывает 7 объектов. Именно этот комплекс царских курганов должен стать основой предлагаемого Музея – заповедника под открытым небом.

Комплекс Кырык-оба II   впервые подвергся археологическому изучению  в 2001 году совместным отрядом  центра и Института археологии  под руководством кандидата исторических наук  Ж. Курманкулова.  Впоследствии ежегодно работы на данном комплексе велись центром истории и археологии под руководством М.Н. Сдыкова, А.А. Бисембаева, С.Ю. Гуцалова, Р.Мергалиева [3, с. 189].

Исследования показали, что захоронения относятся к элитным погребениям сарматской знати. Это подтверждено многочисленными находками украшений и изделий из золота.

Лебедевка 1 под руководством Г.И.Багрикова была открыта 1966 году. Расположен от 3 км запада Лебедевки и середине  в селе Егиндикул. Состоит из 13 песчанных наносов, диаметром 10-12 м, высотой 0,5-0,7 м. В 1969 году совместно АЭ АИ и УПИ было раскопано одно поселение. Курганные могильники относятся к бронзовому веку, савромато-сарматской культуре и к поздним кочевникам [4, с.392-394].

К природно-ландшафтным относятся природные источники воды, водопады, холмистые возвышенности, холмы, сопки и т.д. Их происхождение народная память связывает с необычными явлениями, святыми людьми. В частности, в Западном Казахстане в Чингирлауском районе близ поселка Аксуат расположен уникальный природный комплекс водопад Сарқырама, который берет начало с маленького родника «Қыз әулие». Место считается местными жителями, имеющими лечебный эффект. Вода в озере не замерзает зимой. Мощные родниковые чистейшие пресные воды бьют с мелового пласта Предсыртового уступа и являются истоками реки Булдырты. Чистая вода родника быстро течет к водоему через известковые отложения. Возможно они служат для очищения  воды в роднике. Стекая, родниковые воды собираются в искусственное озеро диаметром около 50 м. От меловых пород цвет воды в озере становиться бирюзово-голубым. Человек, искупавшийся в этих водах, не простужается, несмотря на его низкую температуру. Родник «Қыз әулие» расположен в лесу Қарағаш и находиться в 5 км. к северо-востоку от аула Аксуат [5, с.222-223]. Судя по преданию, сохранившегося в памяти народа у местного жителя Нұрғали была дочь Салиқа. Когда ей исполнилось 11 лет она очистила источник, однако за это достигнув 17 летнего возраста должна была покинуть этот мир. Предсказание девушки сбылось. С тех пор, родник почитается народом как священное место. При посещении родника люди завязывают ленточки с пожеланиями о благополучии семьи на ветки растущих вокруг родника деревьев,  чтобы дети были здоровы, о единстве народа, а молодежь в основном с пожеланиями о чистой и верной любви.

Целебными свойствами, по мнению народа, обладает родник «Узак омир», расположенный в Акбулакском сельском округе, Бурлинского района Западно-Казахстанской области у подножья горы Айдарлы. Подземные воды на земную повехрность выходят  в меловой местности  вблизи р.Урал. Ключи бьют в нескольких местах, самый крупный оборудован трубой, по которой стекает вода в приспособленное корыто. Из родника берут начало маленькие ручейки, спускась вниз перетекают болотце и теряются между возвышенностями. Местные жители верят в целительные свойства источника, богатого различными минералами и остаются даже с ночевкой.

Еще один природный родник  XVIII-XIX века был  назван именем Жумагазы хазрета, человека получившего религиозное образование в мечети Хазрета Султан Ходжа Ахмеда Яссави расположен на северо – востоке, в  5 км от Приреченского сельского округа. В народе его называют Дадем-ата и почитаю как «әулие», а родник известен как Дадем агаш и является истоком реки Танас. Считается, что человек, ночевавший у родника и испивший его воду, выздоравливает, избавляется от недугов. Родник относится к ботанико-гидрологическому памятнику.

Согласно преданию, бытующего в народе здесь располагались летние кочевья Жумагазы хазрета. Первоначально, на этом месте не было родника, а воду приносила невестка с речки. Однажды, жена Жумагазы харета выразила недовольство: «Мы поселились там где есть вода, но нет тепла, а если  и есть тепло,  то там нет воды, мы так убъем невестку». Тогда Жумагазы хазрет сказал: «что сейчас, он на этом месте зароет ветку и будет молить, бога, прося, чтобы на этом месте была вода». На следующий день он увидел,  что на месте где  была зарыта веточка, течет родник. С тех пор Жумагазы хазрет это место облюбовал для летнего пастбища и оставался в теплую зиму. Вокруг родника выросли деревья, на этом месте образовалось поселение. Впоследствие, это поселение стали называть «Дадем агаш». Он расположен в 47 км от захоронения хазрета.

К третьей группе необходимо отнести мазары, мавзолеи, надгробия на местах захоронения людей, которых в народе обозначают понятием «әулие». Эти объекты явлются местами массового паломничества населения, оказывающие при соблюдении определенных обрядов лечебный эффект. Наиболее часто посещаемым из них в области является захоронение-комплекс Жумагазы хазрета, прозванного в народе «Дадем-ата», расположенный в 80 км. от города Уральска  на 75-м километре вдоль автотрассы Уральск-Актобе. Известно, что Жумагазы хазрет родился в конце XVIII века и происходил из рода Тама Младшего жуза. Он получил религиозное образование в мечети Кожа Ахмета Яссави в г.Туркестане, был автором многих философских трактотов, не сохранившихся до наших времен. Однако он был не просто образованным человеком своего времени, а обладал неординарными способностями. Бытует много легенд среди народа, повествующих об этом. Даже в советское время место с захоронением Дадем ата не смогли распахать, так как при приближении все  тракторы ломались. Со временем место стало облагораживаться и сформировался целый комплекс, состоявший из намазханы, гостиницы для паломников, число которых достигает 400 человек в выходные дни [6, с.4].

К этому ряду относятся также захоронения Қоске әулие (ХҮІІІв.), Жарман хазірет(ХІХв.), Салахаддин хазірет (ХІХв.), Мәулімберді хазірет (ХІХв.) и др.

Захоронение «Коске аулие» датируется ХҮІІІ веком и расположен на территории села Ханколь Каратобинскогорайона Западно-Казахстанской области. Коске аулие был родом из  отделения Саспак рода бабаназар маскар. Коске аулие прославился как харизматичный воин, использовавший боевые кличи  «Карасай», «Кок Айдар» в сражениях против  калмыков. Местность Бесоба Каратобинского района называют «Қалмаққырған». Коске аулие также совершил хадж в Мекку и лечил людей. В связи с чем место его захоронения в народе до сих пор почитается и считается «аулие», то есть имеющим лечебную силу.

На сегодняшний день сохранилась только  одна стена мавзолея.  Сохранилось также  место мавзолея и надгробная плита из Актауского камня. Люди до сих пор приходят сюда и проводят ночь с целью излечения.

Местечко «мечеть Жарман хазрета», датируемый ХІХв. расположенна берегу р.Калдыгайты неподалеку от сел Егнидиколь и Жигерлен Каратобинского района. Он окончил медресе в г. Уфе. За глубокое духовное знание его прозвали в народе «Жарман Хазрет». Остатки мечети, построенной его потомками Турганбай-Турдалы  из рода ысық в 1909 г. сохранились до наших времен. Хазрет, его родня и ученики совершали хадж каждый год,  лечили больных людей. Захоронение Жармана хазрета находится в местечке Сухоречка. Однажды место захоронения  отдали для использования под посев. После выравнивания могил, для сброса грунта сюда отправили гусеничный трактор. Как только тракторист приступил к работе трактор сгорел, а он сам сгорел заживо. Эта ситуация повторялась по несколько раз. Уставшие от бесчисленных попыток люди огородили могилу и прозвали «священным местом». Люди, ищущие исцеление читают на этом месте молитву, ночуют на кладбище.

К последней группе мы отнесли сакральные объекты, которые народ связывает с историческими личностями (батырами, биями) или событиями, почитает их как места, достойные памяти и поклонения. С историческим событием связано, например «Сырым шыққан төбе» – это вершина на левой стороне дороги Уральск-Актобе, в 12 км к востоку от села Тоганас сельского округа Шолаканкаты Сырымского района Западно-Казахстанской области. Считается, что возвышенность была сооружена руководителем национально-освободительного движения в 1783-1797гг. на территории Младшего жуза Сырымом Датулы и его сарбазами в 1790г. На самой высшей точке этой возвышенности Сырым батыр установил дозор. В ясные дни с этой возвышенности просматривается округ на расстоянии 10-15км. По рассказам старцев, сарбазы Сырыма взбирались без остановки на самую верхушку и сбегали вниз, создавая видимость многочисленности воинов, тем самым, введя в заблуждение врагов и наводя на них страх. Народ почитает это место как связанное с такой харизматичной личностью как Сырым батыр, защищавший интересы своего народа. В связи с этим в 1992г. на этой возвышенности был установлен обелиск.

Еще одно историческое место также связано с именем двух казахских батыров Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы, руководивших народным восстанием в 1836-1838гг. на территории Букеевской Орды. 18 ноября 2013 г. в Жангалинском районе Западно-Казахстанской области был установлен памятник-обелиск сражению при Тастобе (Тастобе шайкасы) [7, с.27]. Памятник был установлен к 175-летию со дня сражения при Тастобе. Памятник изображает облик Махамбета и Исатая, два кинжала, а также волка, символизирующего храбрость и смелость. На памятнике указан список всех людей, принявших участие в данном сражении.

Подобных исторических объектов достаточно много на территории области. Это места захоронения исторических личностей, места сражений, здания и т.п. Большинство из них включены в список сакральных объектов областного значения, некоторые получили республиканский статус. Мы думаем, что реализация проекта «Рухани жангыру» не только определит их статус как культурно значимых объектов, но и даст возможность их реконструкции, сохранения важной информации о них. Сохранение объектов, несущих в себе ценную информацию для духовного развития народа является необходимым, своевременным и важным делом. Историко-культурные и природно-ландшафтные объекты Западно-Казахстанской области несут в себе подобную информацию и являются частью культурно-географического пояса сакральной географии Казахстана. Они несут в себе определенный код национальный идентичности, составляя основу нашей духовности.

Литература

  1. Памятники природного и историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области. / Батыс Қазақстан облысының табиғат және тарихи-мәдени мұралары ескерткіштері. – 14 томды ғылыми басылым. ТXIII. – Орал. 2010ж. - 312б.

  2. Лукпанова Я.А. Курганный комплекс Таксай I. // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Ежегодник. Вып.1./Под ред. Сдыкова М.Н. - Ура.

  3. Памятники природного и историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области. – в 14 т. Т.IV. Бурлинский район. – Орал. 2008ж. - 276б.

  4. Батыс Қазақстан облысының тарихи-мәдени және табиғат мұралары ескерткіштері. – 14 томды ғылыми басылым. ТXIV. I-кітап. Тарихи-мәдени мұралар ескерткіштері. – Орал. 2010ж. - 448б.

  5. Памятники природного и историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области. – в 14 т. Т.I. Чингирлауский район. – Орал. 2005ж. - 370б.

  6. Жумагазы хазирет (XIX век) Приуралье. №124, от 17 откября 2017г.

  7. Шарафутдинов З. Тастөбе соғысы. – Орал, 2015. – 95б.

 


написать администратору сайта