Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История возникновения

  • 2. Влияние игр на развитие ребенка

  • 4. Разработка урока с применением игровой деятельности

  • Список используемой литературы

  • Доклад по психологии. 4. Разработка урока с применением игровой деятельности 12


    Скачать 34.31 Kb.
    Название4. Разработка урока с применением игровой деятельности 12
    Дата13.10.2022
    Размер34.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад по психологии.docx
    ТипРазработка урока
    #731777

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Уфимский государственный авиационный технический университет»

    Кафедра экономической теории

    Игра как одна из действенных форм обучения

    Выполнила:

    Студентка Новоселова А.В.

    Факультет ИРТ

    Группа ИБ-322

    Проверила: Тулебаева А.А.


    Уфа-2022

    Оглавление


    Введение 3

    1. История возникновения 4

    2. Влияние игр на развитие ребенка 6

    3. Как играют? Виды игр 8

    4. Разработка урока с применением игровой деятельности 12

    Заключение 15

    Список используемой литературы 16



    Введение


    Современное общество имеет достаточно быстрый темп развития, как науки так и техники, увеличивается объем обрабатываемой людьми информации, скорость ее поступления. Для того, чтобы ребенок смог адаптироваться в конкурентной среде, он должен быть сильной личностью, социально активным, должен самостоятельно уметь решать те или иные задачи, быстро реагировать на них и правильно интерпретировать полученную информацию.

    Для подготовки ребенка должно меняться и современное образование. В настоящее время система образования нацелена на формирование личности, которая будет готова к современным реалиям. Ставится большой акцент на развитие творческих способностей и социальной активности.

    Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. Самое главное – это заинтересовать ребенка во время образовательного процесса. Несмотря на то, что обучение в школе является серьезным трудом по усвоению важной информации, это не исключает того, что в учебный процесс можно включить игровые технологии, а именно дидактические игры.

    Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника; через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе. Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.

    1. История возникновения


    Одной из главнейших задач, которые ставит перед собой учитель – это развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Но не всегда возможно достичь таких результатов проводя обычный урок. Существует так же ряд уроков, которые помогают в реализации задач учителя. Одна из таких форм уроков – игра. Игра — это самый эффективный метод обучения, особенно для младших школьников, ведь непомерно быстрое замещение игр традиционными занятиями приведет к потере интереса. Игра обучает, развивает, выявляет любовь к тому или иному предмету.

    Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Существовало множество теорий о происхождении игры. Но все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечность, не изменчивость игры и ее первичность по отношению к труду, другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее развитие. Эти две противоположные точки зрения отвечают взглядам идеалистов и материалистов.

    Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. В жизни человеческого общества труд гораздо старше игры, поэтому естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Игры были неразделимы с природой, пением, танцами, музыкой. Передаваясь из поколения в поколение, игры выполняли обучающую функцию.

    Игра является одной из форм обучения. В Западной Европе в эпоху ренессанса призывали к использованию именно такого метода обучения, чтобы дети как бы играя, знакомились с науками. Немецкий педагог Фридрих Фрёбель сделал основой своей педагогической теории игру. Он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, величине, цветовой гамме, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее изучение игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются почти все педагогические задачи. Игра во все времена являлась наиболее близким и естественным способом познания окружающей действительности, овладения различными знаниями, умениями и навыками. Организация и использование игры в процессе обучения легло в основу настоящей работы.

    Игра является инструментом преподавания, который позволяет делать учебный процесс интересным. В игре формируются творческие и мыслительные способности ребенка.

    Младшие школьники лучше усваивают материал с помощью наглядности. Ведь для них важно, чтобы все было ярким, увлекательным, а если использовать наглядный материал в играх, то процесс обучения затянет ученика. Именно поэтому ученые поддерживают мнение о том, игра является одной из важнейших форм обучения.

    Игра – средство самовоспитания личности ребенка. В процессе игры учащийся тренирует память и внимание, формирует полезные привычки, развивает речь, волевые черты характера. Играя, дети соревнуются между собой, поддерживают или же защищают друг друга. Все это приводит к сплоченности класса, делает их сильными и дружными, что так же является очень важным в наше время.

    В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к подлинному использованию принципов игрового обучения призывали Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.

    Ян Амос Коменский (1592–1670) предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

    2. Влияние игр на развитие ребенка


    Учеба в школе занимает огромное место в жизни ребенка, в этом возрастном периоде появляются новые мотивы учения, которые связаны с жизненными перспективами, своего места в будущем, профессиональных планов и ожиданий. Принципиальным стимулом к обучению является признание среди сверстников.

    В подростковом возрасте вырабатывается формальное мышление, ребенок может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, он может руководствоваться логикой в рассуждениях.

    Для более высокой ступени развития мышления нужно применять развивающие игры в учебном процессе. И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таковых же свойств у ребенка.

    В своей работе педагог должен руководствоваться возрастными особенностями мотивации учения и умения детей обучаться.

    В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте обучающиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. При этом внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, когда размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и др.). Все виды деятельности, которые типичны для школьника младшего класса, должны быть включены в общую канву урока, чем больше видом восприятия будет задействовано в процессе обучения, тем выше окажется его эффективность.

    Чем старше становятся школьники, тем большее значение для них приобретает познавательный характер игры, то есть верно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личных свойств, сплочает коллектив, воспитывает чувство товарищества. Игра — это средство самовоспитания личности ребенка, поэтому она закрепляет у него полезные умения, сформировывает волевые черты характера, тренирует память, внимание и выдержку.

    Ценность игры в том, что она создает возможности для формирования коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения, результатом чего становится сплачивание детей и формирование дружеских отношений между ними.

    3. Как играют? Виды игр


    Существуют различные виды игр, более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые и подвижные. Любая игра должна иметь целенаправленный характер и преподнесена в доступной, эмоциональной форме. Организация каждого виды игры имеет свои плюсы и минусы, требует меры в ее применении. Игра как процесс имеет свои элементы и педагогические требования. При выборе игры важно учесть возраст обучающихся, особенности распределения ролей, помещение для игры, особенности в объяснении игры. Роль педагога, как правило, руководящая.

    Принято различать игры с открытыми фиксированными правилами и игры со скрытыми правилами. К играм с открытыми правилами относится большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, а также интеллектуальные, музыкальные игры и т. д., к играм со скрытыми правилами относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно, они в нормах поведения героев.

    Деловая игра, как правило, проводится с применением автоматизируемой обучающей системы. Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала.

    Рассмотрим в общих чертах характерные особенности различных типов игр:

    • Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и школьном возрасте. Основные особенности подвижных игр - соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду, а также развивает чувство солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

    • Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни.

    • Компьютерные игры демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. Образцом таких игр могут стать народные сказки. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

    • Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, по роли преподавателя и т. д. Например, игры по ознакомлению с природой, настольно-печатные игры, по формированию математических представлений и т. д.

    • Игры-путешествия имеют сходство со сказкой. Такая игра отражает реальные события, но раскрывает через необычное, загадочное и интересное. Цель такой игры обратить внимание ребенка на то, что находится рядом, но не замечается им, усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочность и необычность. Именно это вызывает интерес у ребенка и активное участие в развитии сюжета игры.

    • Игры - поручения чем-то напоминают игры-путешествия, но по своему содержанию все-таки проще и менее продолжительны по времени. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино правильно написать слово".

    • Игры - предположения заключаются в том, что перед детьми ставится задача, требующая осмысления последующего действия, например, «Что было бы...?».

    • Игры - загадки активизируют умственную деятельность ребенка. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

    • Игры-беседы, в основе которых лежит общение педагога с детьми. Преподаватель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа, чем усиливает интерес и желание повторить такую игру. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть--сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

    Перечисленный перечень видов игр не является исчерпывающим, но это наиболее применяемые на практике игры, которые могут быть использованы как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом.

    В процессе проведения деловых игр были отмечены следующие результаты:

    • повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;

    • студенты получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

    • участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и

    психологическое мышление обучаемых;

    изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний; растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более объективной;

    • накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно

    оценивать возможные реальные ситуации.

    4. Разработка урока с применением игровой деятельности


    Ранее мы рассмотрели теоретические стороны изучаемого нами вопроса. Но для того, чтобы убедиться в эффективности применения данной методики, необходимо правильно разработать практическое занятие с использованием игровой деятельности.

    Этап подготовки дидактической игры (по Н.Е. Кузнецовой) начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Дидактическая и игровая цель (направление на игру). Под учебной задачей игры понимается постановка определенной темы, обусловленной учебной ситуацией, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

    1. Игровая ситуация (проблема, которую нужно решить в игре; стимулирование учащихся).

    2. Игровые правила (взаимоотношения участников) – это положения, отражающие последовательность действий при решении учебной задачи.

    Ограничения, которые накладываются на участников:

    а) предписание последовательности;

    б) длительность этапов;

    в) влияние болельщиков.

    3. Предметное и игровое содержание (имитация социальной ситуации; ставится проблема, ведется поиск, принятие решений, цель – научить учащихся нормам поведения; новизна, многоплановость).

    4. Средства обучения (пакет дидактических документов).

    5. Композиция игры; детальный план ее осуществления.

    6. Игровая деятельность (цель → мотив → актуализация основных понятий через анализ содержания; знакомство со сценарием, осмысление роли, игра). Специфическими особенностями игровой деятельности при обучении биологии являются: мнимость и действительность; коллективность и неофициальность в отношениях; интерес к игре, где попутно ставится оценка; связь с практикой; занимательность, проблематичность; познавательная самостоятельность; главное не познание, а обучение.

    7. Оценивание (оценка жюри: учитель, дети).

    Рассмотрим пример конспекта урока истории с применением игровых технологий в школе для учеников 8-х классов.

    Цели урока:

    Предметные:

    1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;

    2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;

    Метапредметные:

    А) коммуникативные:

    1) умение обучающихся работать в группе;

    2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;

    3)быстрая реакция, ориентирование при поставленной задаче;

    Б) познавательные:

    1) умение анализировать письменный и устный материал;

    2) обобщать, делать выводы;

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Формы работы обучающихся: в группах, самостоятельно

    Оборудование: проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями, доска, мел, раздаточный материал

    В начале урока учитель здоровается с учениками, наставляет на урок, делит всех на 4 команды. Далее учитель должен поставить цель, мотивацию учащимся. Обязательно нужно провести этап актуализации знаний – это этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. После этого учитель формулирует проблему урока. Из нашего конспекта можно выделить:

    • сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;

    • дать характеристику творчеству писателей;

    • выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве. ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т. п.

    Далее в игровой форме нужно изучить новый материал. Учитель в ходе сценария описывая ситуацию и дает задание командам, например составить словосочетание. После этого команда победителей получает наибольшие балл, остальные – количество баллов по убыванию.

    На основе полученного результаты учитель должен сопоставить полученные результаты с примерами из реальной жизни, а также спросить мнение участников игры по той или иной проблемы, чтобы вести диалог и терять контакта с учениками.

    После проведения нескольких этапов игры нужно подвести итоги и закрепить полученные знания с учениками. Раздается тест на тему изучаемого урока. Подводятся итоги игры и записывается домашнее задание.

    Обязательно должен присутствовать этап рефлексии— это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

    Заключение


    Изучив данную тему и проведя исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Так же я бы хотела отметить, что полностью поддерживаю мысль о том, что игра — это мощный инструмент в обучении и воспитании. Форма игры увлекает и заинтересовывает обучающегося настолько, что порой сложно оторваться от процесса обучения.

    В процессе игры студенты, школьники и дошкольники учатся помогать и заботиться друг о друге, что в дальнейшем становится для них привычным и естественным в повседневных действиях.

    Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

    Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных выше педагогических условий позволит лучше усвоить материал.

    Список используемой литературы


    1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

    2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 c.

    3. Д. Косяков. Игровые технологии обучения [Электронный ресурс]/ Д. Косяков – URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/igrovye-tehnologii-obuchenija.html

    4. Такман, Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике / Б.У. Такман. - М.: Прогресс, 2015. - 572 c

    5. Эдьютеймент: дидактические уроки игровых инноваций в образовании взрослых. [Электронный ресурс]/ В. Бутаков. – URL: https://effortlesson.com/edyutejment-didakticheskie-uroki-v-obrazovanii-vzroslyh.html


    написать администратору сайта