Главная страница
Навигация по странице:

  • 28ОСН ПОНЯТ И КАТЕГОР РЕЛ КИТАЯ.

  • 30.Конфуцианство(Жу Цзя).

  • Цзюнь-цзы

  • 4. Религии Китая. 4. Религии Китая 27религ представлен в др китае


    Скачать 22.46 Kb.
    Название4. Религии Китая 27религ представлен в др китае
    Дата07.06.2018
    Размер22.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4. Религии Китая.docx
    ТипДокументы
    #46359

    4. Религии Китая

    27РЕЛИГ ПРЕДСТАВЛЕН В ДР КИТАЕ. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если напр, религия индийца, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда и Дао -воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.В Китае уже с древности место мифов заняли легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Не религия как таковая, но прежде всего этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

    28ОСН ПОНЯТ И КАТЕГОР РЕЛ КИТАЯ.К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) конфуцианство (жу цзяо «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо «учение Будды»). Конфуцианство и даосизм это не разные религии, а именно «учения», то есть религиозно-философские школы, Буддизм это религия, пришедшая в Китай из Индии.. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». Конфуцианство сложилось мнение, особенно среди современных образованных китайцев, что конфуцианство вообще не есть религия. Это, с одной стороны, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали.Это мнение, конечно, неправильно. В числе конфуцианских книг есть такие, которые несомненно содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире и т. д. С другой стороны, сам Конфуции исполнял весьма добросовестно религиозные обряды 1 учил неуклонному их исполнению. Сам он по смерти был обожествлен, и в честь его сам император совершал религиозные обряды. В начале XX в. в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция. Даосизм резко отличается от конфуцианской религии. Даосская религия имела свои храмы, свои священные книги, своих служителей-жрецов (их в начале XX в. насчитывалось свыше 100 тысяч). Даосские жрецы разделялись на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоял верховный жрец, или патриарх, называемый тянь-ши («небесный учитель»). Династия его восходит ко II в. н. э. Он, подобно большинству даосов, вел семейную жизнь и пользовался среди верующих большим уважением. Считалось, что он господствует не только над жрецами, но и над духами, Буддизм который китайцы называют учением Фо. Впервые он появился в Китае в I в. н. э. ввиде хинаяны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований которым по временам подвергались буддистские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился в Китае, настоящих буддистов, то есть исключительных приверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддистских монахов. Вне этой немногочисленной группы едва ли кто из китайцев признает себя буддистом. Но буддистские обряды выполняют — попутно с даосскими и конфуцианскими — почти все верующие китайцы.

    29. Даосизм.Основан Лао Цзы. Основа-принцип Дао(путь.дорога/метод.высш.принцип)Дао-начало всех начал.жить с дао=покорно следав.потоку жизни,не сопротивл.нму.Принцип У-вэй(плыть по течению);принцип Дэ-добродетель,когда Дао осущ.на практике. Мир подчинен силам Инь-все слабое,темное,пассивное,женское начало;Янь-ясн.мысли,активн,высш.мужск.начало.Легенда 2века до н.э.-мать зачала Лао Цзы от луча светы,вынашив.72 года.родился через левую подмышку с седыми волосами. Важн.текст-Дао Дэ Цзин-авт-во Лао Цзы-модель мира,где над всеми богами царит Дао.Дао-всеобщ.начало;правило.управл.всем,ему присуща мощь ДЭ,кот.он проявляет себя.

    30.Конфуцианство(Жу Цзя). –этико-политич.и филос.учен.,одно из главн.религ.теч.Китая.как даосизм и буддизм. Основ.фил.Кон-цзы(Конфуций551-479до н.э).трактат Лунь Юй(беседы и суждения).Соц-политич.напрвл.учения,призыв.к гармониз.общ.строя,укрепл.сложивш.форм гос.управл. КонцепцияНеба(Тянь)-и небесн.веления(приказ судьбы).небо-часть природы и высш.дух.сила,кот.опред.прир.и чел-ка(жизнь и смерть опред.судьбой,богатство и знатность-небом).Самосоверш-ние до уровня Цзюнь-цзы-благ.муж-должен обладать Жэнь(гуманность,человечность),независит от происхожд.или полож.чел-ка в общ-ве.Концепц.Сяо-почтителность,уваж.к старшим,к род-лям;самый эффективн.метод упр.страной(страна=семья)Концепц.Чжэн мин-иерархич.разд.обязан-тей в общ-ве(как в семье).Конфуций выступал за строгий,четк,иерарх.разд.обяз.в общ-ве. «правитель должен быть правителем,подданный-подданным,сын-сыном»

    Конфуцианство.

    Конфуцианство Самоназвание Жу цзя (Школа ученых книжников). — китайское учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и3 поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. После смерти Конфуция его ученики и последователи образовали множество направлений, которых было не менее восьми. Главными же духовными наследниками конфуциz считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства. Постепенное нарастание влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Первым Создателем неоконфуцианства, kвилсz Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.),
    этико-политич.и филос.учен.,одно из главн.религ.теч.Китая.как даосизм и буддизм. Основ.фил.Кон-цзы(Конфуций551-479до н.э).трактат Лунь Юй(беседы и суждения).Соц-политич.напрвл.учения,призыв.к гармониз.общ.строя,укрепл.сложивш.форм гос.управл. КонцепцияНеба(Тянь)-и небесн.веления(приказ судьбы).небо-часть природы и высш.дух.сила,кот.опред.прир.и чел-ка(жизнь и смерть опред.судьбой,богатство и знатность-небом).Самосоверш-ние до уровня Цзюнь-цзы-благ.муж-должен обладать Жэнь(гуманность,человечность),независит от происхожд.или полож.чел-ка в общ-ве.Концепц.Сяо-почтителность,уваж.к старшим,к род-лям;самый эффективн.метод упр.страной(страна=семья)Концепц.Чжэн мин-иерархич.разд.обязан-тей в общ-ве(как в семье).Конфуций выступал за строгий,четк,иерарх.разд.обяз.в общ-ве. «правитель должен быть правителем,подданный-подданным,сын-сыном»

    Даосизм.

    Основан Лао Цзы (конец VII – середина VI вв. до нашей эры). Основа-принцип Дао(путь.дорога/метод.высш.принцип)Дао-начало всех начал.жить с дао=покорно следав.потоку жизни,не сопротивл.нму.Принцип У-вэй(плыть по течению);принцип Дэ-добродетель,когда Дао осущ.на практике. Мир подчинен силам Инь-все слабое,темное,пассивное,женское начало;Янь-ясн.мысли,активн,высш.мужск.начало.Легенда 2века до н.э.-мать зачала Лао Цзы от луча света, вынашив.72 года.родился через левую подмышку с седыми волосами. Важн.текст-Дао Дэ Цзин-авт-во Лао Цзы-модель мира, где над всеми богами царит Дао.Дао-всеобщ.начало;правило.управл.всем,ему присуща мощь ДЭ,кот.он проявляет себя.В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. Основатель – Лао Цзы.  Начиная со II в. н.э. о Лао-цзы появилось много легенд. В одной из них, в частности, утверждается, что он был зачат лучом света, что мать носила его во чреве 72 года и на свет Божий он появился у нее через левую подмышку. Лао-цзы родился с седыми волосами, а долго жил благодаря помощи магических сил. Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» - «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы. В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао - всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.


    1. Религиозные представления в Древнем Китае.

    В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

    Значительную роль в жизни китайского общества играла религия. Своими корнями религия древнего Китая уходит в доклассовое общество. Примитивное хозяйство первобытного общества, незначительный запас знаний, неспособность человека противостоять стихийным силам природы, незнание иных связей в обществе, кроме кровнородственных, служили причиной того, что анимистические и тотемистические представления были широко распространены на ранних этапах развития китайского общества и составляли основу его религиозных верований. Литературные памятники сохранили предания, которые сообщают о существовании тотемных групп ряда животных, таких как медведя, барса и т. п. Сохранившиеся названия некоторых племен, окружавших царство Инь, таких как “мафан” (племя Лошадь), “янфан” (племя Баран), свидетельствуют об остатках тотемизма в период Инь. Суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей, беспомощных перед силами природы. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование — культ предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. Он мог оградить человека от козней злых духов, гнева богов и от ударов судьбы. Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение космоса и природы, с другой стороны — развитый культ предков. Естественно, в родовом строе могла возникнуть только невысокая культура — культ преклонения перед волей неба. В эпоху Инь закончился процесс классового расслоения и общество стало рабовладельческим, правители стали нуждаться в использовании сверхъестественных сил. В этом новом обществе возникает более высокая культура - культ почитания предков. Представления инь-цев о потустороннем мире были зеркальным отражением порядков, существующих на земле. Считалось, если в Поднебесной вся власть принадлежит вану, то и на небесах все подчиняется Верховному божеству (Ди), позднее — Шан Ди. Он всемогущ, все зависит от него: счастье и горе, благополучие и страдание. Его ближайшее окружение составляют усопшие предки вана, которые являются его слугами. Они выполняют все поручения Ди, а также передают ему просьбы вана о ниспослании благоволения и помощи. Ван мог умилостивить предков, принося им жертвоприношения, и, благодаря этому, заручиться поддержкой Верховного божества. Таким образом, ван выполнял роль верховного жреца, главной функцией которого было осуществление общения со своими предками, которые выполняли посредническую роль между миром людей и миром богов. Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что привело к обособлению культа предков от культа Верховного божества. В эпоху Чжоу, когда начался расцвет рабовладельческого общества и появляются зачатки феодального, происходит утверждение системы ритуала “обрядов”. Ритуальная обрядовая культура была выше предшествующих, так как в какой-то степени признавала права простолюдинов, хотя они были крайне незначительными. Но ритуально-обрядовая система еще больше укрепила положение правителей, и ее роль была более значительной, чем роль злых и добрых духов. В период Восточного Чжоу, когда ведутся беспрерывные междоусобные войны, происходит взаимопоглощение княжеств с помощью военной силы, формируется новое понимание двух важнейших вопросов: жертвоприношений и войны. Правители стали осознавать, что небо, злые и добрые духи, судьба — не очень надежные понятия, что самое надежное — это простой народ, который платит налоги и отбывает воинскую повинность. Таким образом, в идеологии произошел значительный сдвиг — народ был признан основным, а духи — сопутствующим, зависимым элементом общества. За весь период Чжоу религия в китайском обществе никогда не абсолютизировалась и не служила тормозом общественного развития. В этом большую роль сыграли китайские мыслители, их толкование сверхъестественных сил и духов заслуживают серьезного внимания. Сыма Цзы-юй из Сун говорил: “Жертвоприношения совершаются ради людей. Народ — владыка духов”. Высказывания Ши Инь из Го: “Слышал я о том, что государство идет к процветанию, если правитель слушает народ, и гибнет, если он спускает духов. Дух — это всего лишь ум и прямота, а проявляются они в людях”. Мир духов состоял из добрых и злых. В качестве добрых духов выступали люди и предметы, полезные для человека. Под злыми духами понимали привидения, болезни, оборотней. Добрые духи делились на три категории. В первую входили элементы мертвой и живой природы: солнце, луна, небо, планеты и звезды, горы и реки (они рождают облака и посылают на землю дождь), кошки (т. к. они уничтожают полевых мышей), тигры (они поедают диких свиней). Ко второй категории относились предметы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни: ворота, дорога, очаг, дверь. Третью, самую значительную категорию, составляли далекие предки, которые в своей земной жизни сделали много полезного для жизни людей — установили новые законы для народа, защищали его от бед, погибли в интересах народа, свергли жестоких правителей. Сюда входили Чжоу Ци (дух злаков), Ку (прославившийся астрономическими наблюдениями), Гунь (погибший во время борьбы с наводнениями), Хуан-ди, Джуань Сюй (научивший людей создавать богатство), Вэнь-ван (известный своим просвещенным правлением), У-ван (покончивший с бедствиями народа). За крупные заслуги перед народом все эти люди, почитавшиеся как духи, пользовались особой любовью и благодарностью.


    написать администратору сайта