Главная страница

Тема 1. Конспект лекции. Тема Философия, её предмет и место в культуре Основные вопросы темы Мировоззрение и его исторические типы


Скачать 0.51 Mb.
НазваниеТема Философия, её предмет и место в культуре Основные вопросы темы Мировоззрение и его исторические типы
Дата07.04.2022
Размер0.51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТема 1. Конспект лекции.pdf
ТипДокументы
#450680

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре
Основные вопросы темы:
1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Проблема предмета философии. Структура
философского знания.
3. Основные функции философии. Место философии в
культуре. Философия и наука.
Ключевые
понятия
темы:
мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, мироотношение, мифология, религия, основной вопрос философии, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, онтология, гносеология, аксиология, праксиологическая функция, демаркация.
1. Мировоззрение и его исторические типы
1.1. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир и
человека в их сложных взаимоотношениях. Понятие «мировоззрение» имеет и другие более широкие определения.Например, мировоззрением
можно назвать целостные духовные образования, состоящие из
обобщенных знаний о мире и человеке, а также сопровождающих и
преобразующих эти знания явных и скрытых оценок (мнения, представления,
убеждения, верования, традиции, нормы, идеалы и т.д.).
Мировоззрение как целостное системное образование, состоящее, вместе с тем, из различающихся по своему происхождению и составу групп элементов, позволяет выделять следующие упорядочивающие их
«вертикальные» и «горизонтальные» структурные уровни.
С точки зрения специфики восходящих и нисходящих форм чувственного и рационального познания, участвующих в процессе отражения мира («вертикальный» срез), это могут быть:
- во-первых, сходные между собой подуровни мироощущения и
мировосприятия,которые в целом могут быть идентифицированы как
уровень образно-эмоциональных форм познания мира, чувственно зафиксированных в отдельных образах и связанных в целостные сюжеты и композиции при помощи воображения, фантазии и памяти;
-
во-вторых,уровень миропонимания (уровень логико-
понятийного знания), содержащий в себе опосредованные мышлением логически связанные абстрактные понятия, структурированные в иные более сложные формы мыслей (суждения, умозаключения, тексты).
К числу «горизонтальных» уровней структуры мировоззрения могут быть отнесены: познавательная и ценностно-нормативная, компоненты,
определяющиедва основных способа мироотношения: через систему
фактов - актуально существующих достоверных сведений о мире и человеке; через совокупность ценностно-оценочных мнений, представлений,

идеалов,
убеждений,
сомнений
и
других
форм
субъективного
(интерсубъективного) отношенияк миру. Кроме того, в состав мировоззрения иногда включается эмоционально-волевая компонента, связанная с уровнем практического сознания.
Таким образом, в структуре мировоззрения можно обнаружить следующие основные элементы, представляющие собой процессы и результаты разнообразных форм духовной активности:
- знания - совокупность сведений об окружающем мире;
- ценности и оценки – отношения людей ко всему происходящему, различающиеся по степени их объективной и субъективной значимости, включая высшие ценности - идеалы;
- убеждения – активно отстаиваемые взгляды;
- верования - знание, основанные на личном доверии к его источнику;
- сомнения - критические отношения к каким-либо знаниям или ценностям;
- эмоции – субъективные реакции на внутренние и внешние раздражители;
- волю – способность избирательно направлять свою активность.
Центральным элементом мировоззрения выступают знания, которые в современных ментальных структурах представлены следующими двумя основными разновидностями: знания
обыденные
и знания
профессиональные (научные, теоретические, концептуальные).
Носителями мировоззрения могут выступать как отдельные индивиды, так и целые общности людей.
1.2. Обычно принято выделять три основных исторических типа
(формы,
разновидности)
мировоззрения:
мифологическое
мировоззрение,
религиозное
мировоззрение,
философское
мировоззрение.
Исторически первой формой мировоззрения была мифология.
Мифологическое мировоззрение (мифология) - это такая система взглядов на мир и человека, которая основана на образно-эмоциональном переживании мир. В данном определении речь идет о традиционной исторической мифологии, которая в современной культуре сохранилась в форме отделившихся от обрядовой практики мифологических сказаний
(мифы, легенды, волшебные сказки и т.п.). Кроме того, существует современная мифология, которая, чаще всего, представляет собой систему социально ориентированных взглядов, основанных на общественных иллюзиях.
Мифологическое мировоззрение включает в себя комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира и человека.
На этом основании выделяются
космогонические
и
антропогенные мифы – мифы о происхождении вселенной и человека,
космологические и антропологические мифы – мифы об устройстве вселенной, о строении человека и его родовых признаках.

Мифологическое сознание обладает следующими основными
признаками:
- опора на родовые традиции, восходящие к тотемному первопредку;
- синкретичность (слитность, нерасчлененность) различных форм и элементов дифференцируемого современного знания
(религиозных верований, искусства, морали, элементов философских знаний, знаний о мире);
- непротиворечивость (миф снимает фундаментальные противоречия бытия путем создания комплексных фантастических образов-символов);
-
типичность
сверхестественного
(отсутствие причинно- следственных связей между предметами и явлениями);
- телеологичность действий мифических персонажей(связь идёт не сразу от причины к следствию, а от цели к причине, а уже затем к следствию);
-
метафоричность,
аллегоричность
и
ассоциативность
мифологического знания (переносы и сравнение признаков и явлений, напр., сон – смерть, сырое – природное, дикое);
- символичность и образность (оперирование не понятиями, а конкретными образами-символами);
- коллективность и социальность (миф – это продукт коллективного родового сознания);
- некритичность, авторитарность, консервативность (мифы не допускают и не воспринимают критики своих положений).
Воплощённые в мифах представления тесно переплетались с обрядами и служили предметом первобытных верований (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и др.).
Основными темами мифологии являются: космическая, антропная и
культурная тематика.
По мере формирования системы обрядовых действий (культовой системы), направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным, сверхчувственным (трансцендентным), абсолютным, вечным формировалось религиозное мировоззрение.
Религиозное мировоззрение этоширокое обобщающее понятие, используемое для обозначения значительного числа систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших и существующих в рамках многочисленных религий. В свою очередь, основными признаками ментальных систем, образующих формы и содержание религиозного сознания, в структуре развитых форм религии, наряду с религиозным культом и религиозной организацией, являются:
- опора на веру в существование абсолютного, сверхъестественного,
сверхучвственного первоначала (Бог, боги) и его (их) главенствующую
телеологическую, хотя и не всегда явную роль в жизни человека и мира в целом (креационизм, провиденциализм, мистицизм и т.д.);
-
мировоззренческий дуализм, позволяющий выделять две принципиально различных иерархически расположенных сферы бытия

(сакральное, профанное, чувственное, сверхчувственное, земное, небесное, святое, греховное и т.д.) и совмещать реальное и иллюзорное, познанное и непознанное, активное, пассивное и т.д.;
- нетипичность сверхестественного (феномен чуда) и одновременная вера впринципиальную возможность иллюзорного преодоления реальных
оппозиций и достижения невозможного;
- образность, символичность и эмоциональная насыщенность картины мира;
- стремление человека изменить отношение к собственной смерти, устранив, либо, снизив уровень трагизма от осознания её неизбежности;
- выделение (чаще всего через какой-либо сакральный акт)
оптимальных с точки зрения целей посмертного спасения и воздаяния
форм индивидуального и социального поведения (нормы морали и
религиозного права);
- некритичность по отношению к догмам и символам веры.
Таким образом, религиозное сознание, рассматриваемое в качестве носителя религиозного мировоззрения, представляет собой одну из основных интегрирующих форм общественного сознания, в которой реализуется процесс формирования субъективных образов объективного мира через его мысленное удвоение и веру в сверхъестественное. Вместе с тем религиозное мировоззрение как особый способ мышления не следует целиком сводить к религиозному сознанию, которое включает в себя процесс формирования определенных образов мира, а также конкретные результаты этого процесса.
Философия как третья основная историко-типологическая разновидность мировоззрения характеризуется, прежде всего, следующими отличительными признаками:
- опора на миропонимание, рационально-логическое мышление и
доказательность;
- теоретический, абстрактно-обобщающий взгляд на мир;
- рефлексивность (размышления над собственными размышлениями);
- наличие особого языка, выражающего систему философских
категорий, законов и принципов, позволяющих рассматривать
различные модели мира;
- поиск законоособразных причинно-следственных связей как универсальной характеристики бытия, нетипичность случайного;
- критичность и свободомыслие.
Помимо трех основных исторических типов мировоззрения, в современных классификациях выделяются также другие
специализированные
и
неспециализированные разновидности мировоззрения. Особенно часто называется такая специализированная разновидность современного мировоззрения как научное мировоззрение.
Вместе с тем, на наш взгляд, точнее было бы говорить о научно- ориентированном (сциентистском) философском мировоззрении, в котором основное внимание уделяется научным, рациональным способам постижения мира и научной оценке его явлений.

Особым неспециализированным уровнем общественного сознания, основанном на личном житейском опыте и опыте ближайшего окружения индивидов, видимо, является обыденное мировоззрение. В то время как то, что называется специализированным эстетическим (художественно-
образным)
мировоззрением, скорее всего, представляет не самостоятельный тип мировоззрения и даже не уровень общественного сознания, а лишь одну из его отдельных форм.
2. Проблема предмета и метода философии. Структура
философского знания
2.1. Проблема предмета и метода философии
Уникальность философского мировоззрения определяется своеобразием философской теории, которая выступает ядром философского сознания. В свою очередь, содержательная специфика философской теории обусловлена спецификой предмета философии. Суть последнего заключается в ответе на вопрос: «Что изучает философия?». Для этого, в свою очередь, необходимо ответить на следующие более частные вопросы: 1) какая сторона действительности отражается в философском сознании? (что является объектом философии?); 2) какие стороны этого объекта отражаются в философской теории? (что является предметом философии?); 3) как именно понимается и исследуется предмет философии (какие методологические ориентации: познавательные понятия, принципы и методы применяются в философии?).
Хотя в самом общем плане объектом философского рассмотрения является мир в целом, а, значит, объектом философии может быть всё, что попадает в поле зрения человека, однако специфика предмета философии с касается, прежде всего, отношений системы «мир – человек» (объективное- субъективное, чувственное-рациональное, бытие-сознание, Я - не-Я и т.д.).
Соответственно такому пониманию масштабов и структуры предметной области, охватываемой философией, содержанием философской теории будут выступать проблемы, касающиеся понимания генезиса и сущности двух указанных противоположностей, а также отношений, возникающих между объективной (бытие) и субъективной (сознание) сторонами действительности.
Акцентирование внимания на объективной, либо субъективной стороне системы «мир-человек» оказывает существенное влияние на изменение философской проблематики. В первом случае в качестве исходного основания философской рефлексии будет выступать проблема существования всеобщих законов бытия. Во второмвопросы, связанные с пониманием сущности человека как существа, наделённого сознанием, а также являющегося носителем других родовых качеств, определяющих содержание и направленность форм субъектной активности.
В центре решения указанных проблем находится т.н. основной вопрос
философии (ОВФ). Традиционная формулировка ОВФ включает в себя
вопрос об отношении бытия к мышлению с точки зрения решения
проблемы первичности бытия или сознания (онтологическая сторона) и
проблему познаваемости мира, как ответ на вопрос: познаваем ли мир? и
если познаваем, то, что первично в познании? (гносеологическая сторона).
В зависимости от содержания ответа на первую онтологическую
(бытийную) часть ОВФ в философии принято выделять следующие основные направления: монизм, дуализм, плюрализм, объективный идеализм,
субъективный
идеализм,
стихийный
материализм,
вульгарный
(механистический)
материализм,
диалектический
материализм,
пантеизм, деизм, гилозоизм и др.
Ответ на вторую гносеологическую (познавательную) часть ОВФ позволяет различать следующие философские направления: гностицизм,
агностицизм, эмпиризм (сенсуализм), рационализм, скептицизм,
солипсизм и др.
При этом главным критерием разграничения разновидностей философских школ и направлений принято считать материалистический или идеалистический ответ на ОВФ, который определяет ход онтологических, гносеологических и иных философских рассуждений.
В ответе на вопрос о том, как организована система мир-человек и как следует её изучать, сложились следующие методологические ориентации:
диалектика, метафизика, эклектика, софистика, холизм и др.
2.2. Структура философского знания
Характер и направленность основных философских проблем в значительной степени повлияли на структуру философского знания.
Основными частями (разделами) философской теории являются:
1. Онтологияили теория бытия, которая включает в своё содержание ответы на следующие основные вопросы:
- существует ли первооснова и первопричина (субстанция) бытия и какова её природа;
- что есть движение, пространство, время;
- как устроен мир, как он изменяется, существует ли цель мирового развития;
- существуют ли всеобщие законы бытия, сколько их, каково их содержание;
- что такое сознание, как оно возникло и т.д.
2. Гносеологияили теория познания - учение о познавательной деятельности человека, отвечающая на следующие главные вопросы:
- познаваем ли мир;
-безгранично ли человеческое познание или оно имеет границы;
- как получается знание о мире, каковы уровни, способы и формы познания;
- правдивы или ложны наши знания;
- что есть истина, можно ли её познать и т.д.
3. Философская антропология – философское учение о человеке, которое включает в своё содержание следующие основные вопросы:

-какое место занимает в мире человек;
- какова природа и родовая сущность человека;
- каковы особые качества человека, отличающие его от животных;
- в чем состоит подлинный смысл человеческого существования и др.
4. Аксиология - теория ценностей. Основные проблемы аксиологии:
- какова природа ценностей;
-как ценности связаны между собой;
-как соотносятся ценности и «факты» реальности;
- что такое антиценности и др.
5. Социальная философия - философия общества, решающая проблемы:
- определения сущности социального бытия и социального познания;
- внутренней организации общества;
- его соотношения с природой:
- взаимоотношений между социальными группами;
- роли и положения личности в социуме и др.
6. Этика- философская наука о нравственности, которая отвечает на следующий главный вопрос:
- что такое человеческие нравы и как они соотносятся с представлением о должном.
7. Эстетика - теория прекрасного:
- стремится определить природу прекрасного;
-выявляет понятия, принципы и законы эстетики;
- анализирует прекрасное в жизни и в искусстве и др.
Кроме того, в структуре современной философии выделяются такие специализированные, предметно ограниченные теоретические разделы, которые не занимаются решением собственно философских проблем, но применяют философские понятия, законы, принципы и методы для решения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, культуры, языка и т.д. К их числу, например, относится тесно связанная с социальной философией философия истории, которая с философских позиций исследует проблемы:
- понятия история, её законосообразности и периодизации;
- движущих сил истории, её источников, цели и смысла;
- начала и конца истории;
- субъективного и объективного в историческом процессе;
- познания истории и др.
Помимо философии истории к корпусу специальных философских дисциплин относятся:
-философия природы (натурфилософия);
-философия культуры;
-философия науки;
-философия техники;
-философия права;
-философия религиии др.

3. Место философии в культуре. Основные функции философии.
Философия и наука
3.1. Место философии в культуре. Основные функции
философии
Культура и, прежде всего, её гуманитарная разновидность, ориентированная на ценности человеческого бытия, необходимо включает в свое содержание философскую компоненту. Место, значение и роль философии в культуре и в жизни общества обусловлена наличием присущих ей специализированных функций. Следует отметить, что функциональные особенности философии в значительной степени определили рассмотренную выше структурную специфику массива философского знания.
Основными функциями философии являются:
1. Мировоззренческая функция.
Выполняя мировоззренческую функцию, философия исследует мир и положение человека в нём.
2. Методологическая функция - заключается в том, что философия через систему своих принципов, законов и категорий определяет методологические ориентиры исследовательских программ, применяемых в различных областях естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
3. Гносеологическая функция. Благодаря наличию этой функции философия определяет структуру, уровни, формы и способы познания, раскрывает закономерности, результаты и цели познавательной деятельности.
4. Аксиологическая функция. Эта функция заключается в определении системы общественных и личных идеалов, ценностей и ценностных ориентаций, решении проблемы смысла жизни человека.
5. Праксиологическая функция.Благодаря наличию этой функции философия определяет границы и возможности преобразующей деятельности человека, указывает оптимальные способы этой деятельности, способствует поиску и формированию смысложизненных ориентиров.
К числу других предназначений философии, конкретизирующих основные функции философского знания, иногда также относят:
-
интеллектуальную, мыслительно-теоретическую функцию,
которая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать;
- критическую функцию – подвергающую сомнению окружающий мир и существующее знание о нём, отвергающую догмы и вскрывающую противоречия;
- прогностическую функцию, которая заключается в том, чтобы спрогнозировать тенденции развития и аргументировано предсказать будущее человека, природы и общества;

- социальную функцию – объясняющую общество, причины его возникновения, современное состояние, и указывающую пути совершенствования человеческой цивилизации;
- воспитательно-гуманитарную функцию, котораясостоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, помогать человеку адаптироваться в окружающем мире, искать и находить смысл жизни.
3.2. Философия и наука
Существует позиция, признающая за философией право называться наукой, хотя и особой её разновидностью (наукой наук, наукой о первых причинах, метанаукой и т.д.). Более того, достаточно долгое время философия отождествлялась с наукой, поскольку действительно включала в себя нерасчленённые науки. Размежевание философии и выделившихся из неё наук (в первую очередь естественнонаучной направленности) привело к возникновению следующих вариантов философии как разновидности
научного знания:
- онтологическому (философия – наука о всеобщих законах бытия, тождественных мышлению, либо отражённых в мышлении);
- антропологическому (философия – наука о законах человеческого бытия и духовной жизни);
- позитивному (на смену философской метафизике должна прийти философия науки и метанаучная аналитика).
Общие признаки философии и науки:
- опора на рациональный стиль мышления и рациональный тип
знания;
- поиск объективных закономерностей;
- формирование развивающейся (прогрессивной) системы знаний;
- преемственность, открытая для критики;
- преимущественно наднациональный (общечеловеческий) характер
знания (хотя и созданного, зачастую, представителями конкретных национальных школ);
- соотнесённость теории с практикой.
Различия (демаркация) философии и науки (естествознания):
- философия представляет собой
универсальное знание, опирающееся на совокупный общекультурный опыт; наука – локальное, специализированное знание, базирующееся на части этого опыта;
- философские умозаключения ценностно окрашены; наука предпочитает опираться на фактологические высказывания;
- философские теории строятся преимущественно дедуктивным
способом; научные (естественнонаучные) теории на определенном этапе построения представляют собой результат индуктивных обобщений;

- философские истины недоступны прямой опытной проверке
(верификации) и опровержению (фальсификации); опытная база – необходимая часть любой развитой системы научного знания;
- философские понятия, принципы и идеи обладают семантической
многозначностью; наука стремится к чёткости и однозначности языковых выражений;
- философия – антропоцентрична; наука - неантропоцентрична;
- философские учения строго персонифицированы и глубоко личностны; наука допускает анонимность;
- философия развивается циклично, кумулятивно и многовекторно; наука – некумулятивно, линейно и поступательно;
- философия тесно связана с политикой и идеологией государства и нации; наука непосредственно не связана с политикой и идеологией.
Табл. 1. Структура мировоззрения
миропонимание
миропонимание
МИР-
- ЧЕЛОВЕК знания – сведения о мире
МИР-
- ЧЕЛОВЕК знания – сведения о мире
мировосприятие
мировосприятие
мнения, представления, оценки, эмоции и др. формы субъективного отношения к миру
МИР-
- ЧЕЛОВЕК мнения, представления, оценки, эмоции и др. формы субъективного отношения к миру
МИР-
- ЧЕЛОВЕК
мироощущение
мироощущение

Табл. 2. Исторические типы мировоззрения
Типы мировоззрения
Мифология
Религия
Философия
опора на родовые традиции опора на веру в существование абсолютного, сверхъестественного, сверхчувственного первоначала опора на миропонимание и рационально- логическое мышление, рефлективность синкретичность, непротиворечивость картины мира мировоззренческий дуализм, иерархия миров многоообразие картин мира
(монизм, дуализм, плюрализм) метафоричность, аллегоричность, ассоциативность образность, символичность, эмоциональность рациональность, логичность, доказательность типичность сверхъестественного, телеологичность нетипичность сверхъестественного, телеологичность типичность законоособразного и нетипичность случайного наличие табуированных слов и действий наличие норм религиозной морали и религиозного права наличие универсальных законов бытия родовой коллектизм, индивид как часть целого религиозная солидарность индивидов, стремление человека изменить отношение к собственной смерти творческая индивидуальность, свобода и необходимость как условие личного существования некритичность некритичность критичность

Табл. 3. Предмет и структура философии
Мир,
Объект
и межобъектные
отношения,
«Не-Я»,
Телесное,
Чувственное
(Бытие)
Система
«Мир-Человек»:
субъектно-
объектные
отношения
Человек,
Субъект
и
межсубъектные
отношения,
«Я»,
Духовное,
Рациональное
(Сознание)
Положительный ответ на первую часть основного вопроса философии с указанием на объективную сторону системы «Мир-
Человек»:
материалистический
монизм,
материалистический
плюрализм,
объективный
идеализм,
идеалистический
плюрализм,
гилозоизм и т.д.
Положительный ответ на вторую часть основного вопроса философии:
эмпиризм,
сенсуализм,
гностицизм
и т.д.
Положительный ответ на первую часть основного вопроса философии с указанием на одновременность и независимость объективной и субъективной сторон системы
«Мир-Человек»:
дуализм,
пантеизм,
деизм и т.д.
Частично положительный ответ на вторую часть основного вопроса философии:
диалектика,
интуитивизм,
философия
жизни и т.д.
Положительный
Ответ на первую часть основного вопроса философии с указанием на субъективную сторону системы «Мир-
Человек»:
субъективный
идеализм,
солипсизм
и т.д.
Отрицательный ответ на вторую часть основного вопроса философии:
рационализм,
софистика,
скептицизм,
агностицизм и т.д.

Онтология,
Философия природы,
Диалектика
и др. разделы философии
Гносеология,
Эпистемология,
Аксиология,
Эстетика,
Философия науки и др. разделы
Философская
антропология
Социальная
философия,
Философия
истории,
Этика,
Философия
сознания,
Логика
и др. разделы


написать администратору сайта