Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ

  • 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

  • 2. ВЛИЯНИЕ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 7. КРЕЩЕНИЕ РУСИ. 7. Как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие содержание


    Скачать 32.92 Kb.
    Название7. Как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие содержание
    Дата06.06.2022
    Размер32.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла7. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.docx
    ТипРеферат
    #572386

    7. Как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

    1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ………………………………………………………………………………4

    2. ВЛИЯНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ НА ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ………………………………………………………………………..8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………11

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...12


    ВВЕДЕНИЕ
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей.

    История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве.

    Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси и её влияние на историческое развитие, как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

    Объект исследования в данной работе – крещение Руси.

    Предмет – его влияние на ее историческое развитие Руси.

    Основная цель написания реферата – проанализировать, как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие.

    В связи с обозначенной целью необходимо рассмотреть задачи:

    - изучить предпосылки и возникновение христианства на Руси;

    - проанализировать влияние крещения Руси на её историческое развитие.

    1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
    Крещение Руси – поворотный момент в истории страны. Именно христианство принесло нашим предкам грамотность, понятие морали и чести, упорядочило социальные отношения, сформировало как таковой институт брака и многое другое. Как и любая другая монотеистическая религия, православие дает толчок к развитию, а вот язычество, как показывает историческая практика, напротив толкает народы назад, откатывает их в прогрессе.

    Однако, не так прост был процесс крещения. Это ведь только в летописях да народных преданиях все было быстро и непринужденно, в реальности же Русь становилась на новые «рельсы» несколько столетий.

    Предпосылки к возникновению христианства на Руси появились задолго до её крещения.

    Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

    Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

    Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

    Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

    988 год – крещение Киева, но никак не всей Руси. Кроме того, это далеко не первый подобный эпизод в нашей истории. Но несмотря на это, 28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась.

    Так, более чем за сотню лет до этого состоялось полулегендарное Фотиево крещение. Произошло это, согласно преданию, в 867 г, и христианство действительно начало распространяться по северным землям и, отчасти, окрестностям Киева, однако после прихода к власти Олега Вещего процесс этот затормозился, а потом полностью встал, началась реставрация славянского язычества, выраженная в укреплении старой веры и отказом от новых религиозных веяний. В 957 г. крестилась княгиня Ольга, вместе с ней православие приняли некоторые бояре, но на государственный уровень это снова выйти так и не смогло. Таким образом, события 988 года – минимум третья попытка обратить Русь в христианскую веру, да и то реализована она была «со скрипом».

    Добрыня – дядя Владимира Святославича, и, судя по всему, именно он стал прототипом былинного богатыря. Дело в том, что в русском эпосе сохранился эпизод, когда древний воин боролся в реке со змеем, увидел на берегу «шапку» с греческой землей, швырнул ее в гадину, и та, пообещав, что больше не будет убивать и грабить, быстренько ретировалась. Если проанализировать этот момент, и вспомнить, что реальный Добрыня был одним из инициаторов крещения, то все встает на свои места – под змеем подразумевалась вера языческая, а земля из шапки представляется не чем иным, как христианство, пришедшее из Византии, то есть, фактически, из Греции.

    Крещение не обошлось без человеческих жертв, причем число их не известно до сих пор. Согласно самым жестоким версиям, погибло порядка 9-10 миллионов человек, и цифра эта совершенно нереальная. Возможно, несколько тысяч противников новой веры в течение десятилетий. Интересно, что страдали в большинстве своем люди из народа, то есть крестьяне, городские низы и пр. Дело не в злобности властей, а в том, что такие граждане обычно в штыки воспринимают социально-культурные изменения, следовательно, «по шапке» достается именно им.

    Как уже говорилось выше, крещение не было единовременным процессом. Так, некоторые регионы Руси никак не воспринимали христианство аж до конца XI столетия, и это при том, что на тот момент страна уже считалась одним из столпов православия (не всеми и не повсеместно, но были эпизоды). Дольше всех упирались жители Мурома и его окрестностей. По меньшей мере до конца XII века они сохраняли языческие верования, а полностью отказались от них уже в эпоху монголо-татарского ига.

    Одна из причин крещения Руси – безмерная любовь князя Владимира к женскому полу. Очень уж ему понравилась византийская принцесса Анна, посватался он к ней, а император Василий заявил, что хоть огнем жги, но за язычника замуж сестру не отдаст. Владимир было попытался решить вопрос военным путем, но не получилось. Это и подтолкнуло его к окончательному решению о крещении не только собственном, но и общенациональном. В любом случае он не мог не понимать, что христианство – путь к развитию, так что даже если бы Анна на его горизонте так и не появилась, крещение все равно состоялось, вопрос только в том, когда именно.

    Согласно распространенной легенде, незадолго до крещения к Владимиру потянулись представители разных вероисповеданий, и предлагали ему обратить Русь именно в свою веру. В реальности такого не было – миф возник из-за прибытия послов Волжской Булгарии в 986 г., которые просили правителя принять ислам. Князь подумал, и отказался, только не из-за того, что в мусульманстве нельзя употреблять алкоголь, а потому что для него важнее были отношения с Византией, чем с Булгарами, так что выбор был предопределен.

    Русь стала, чуть ли не единственным европейским государством, принявшим христианство на общенародном уровне путем «насильственным». Так, датчане, крестившиеся за 20 лет до нашей страны, новую веру выбирали чуть ли не национальным голосованием (что-то вроде референдума), примерно таким же путем к христианству пришли почти все соседние с Данией государства. Впрочем, Владимира можно понять – человеком он был очень жестким, и крещением хотел достигнуть многих целей, в том числе внешнеполитических, а для этого и на народ надавить не грех.


    2. ВЛИЯНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ НА ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    Принятие христианство на Руси, несмотря на расхожесть мнений, имело важнейшее значение, как для самой Руси, так и для Европы в целом. Русь стала первой Европейской страной, принявшей христианство и ставшей культурной наследницей Византии.

    Так, значением принятия Христианства для Руси стало:

    - укрепление государства и власти великого князя;

    -укрепление международного положения Руси, сближение её с другими христианскими странами;

    - обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ, появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок и др.);

    - появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали;

    - возникновение новой политической организации — церкви (от гр.— дом Господний).

    Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это явилось на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась и с наследием античного мира.

    С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

    Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

    Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

    Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

    Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности постепенно приходило осознание общности всех русских.

    Так, важнейшим историческим событием, определившим направление развития древнерусской культуры, было принятие в конце Х в. христианства и восточного, византийского обряда в качестве официальной религии Древнерусского государства. Принятие христианства стало важнейшим событием истории, обусловившим направление дальнейшего развития древнерусского общества и государства. «Этот выбор был больше, чем только вероисповедательный. По существу, это и обретение нового строя жизни, основанного на законе».

    Таким образом,  одно из главных событий в русской истории, событие, в результате которого появилась письменность, стало совершенно другим зодчество, да и вообще, не было бы всего «нашего», — Крещение Руси. И несмотря на многочисленную полемику, считается, что Русь приняла православие именно в 988 году благодаря великому князю Владимиру.

    Крещение Руси имело огромное значение для дальнейшего развития государства. Оно способствовало укреплению княжеской власти. Также крещение содействовало завершению объединения восточных славян, сплотило их единой верой. Оно сильно повлияло на расцвет культуры Древней Руси, подняло нравственность. Крещение уровняло Русь с другими странами, укрепило её международный авторитет и экономические связи с другими государствами. В связи со всем вышесказанным Русь была признана цивилизованным государством.

    Для русского народа, сравнительно недавно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.

    Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.

    Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпались языческие курганы тайно молились Перуну и огню- Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    На тему «Крещения Руси» можно рассуждать очень долго, рассматривая ее и с бытовой, с социально-культурной, с религиозной точек зрения.

    Тем не менее, переоценить влияние христианства на дальнее развитие Руси и становление её в культурном, политическом и социально-экономическом контексте, невозможно.

    Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

    Общепризнанной датой крещения Руси считается 28 июля 988 года, когда Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.

    Князь обратился к киевлянам с заявлением: «На следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения».

    Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло не достаточно мирно.

    Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. После этого по всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники. Перуна подвергли «наказанию», бросив статую в реку и не давая пристать к берегу до самых днепровских порогов, то есть до границ Русской земли.

    Но не смотря на многочисленные жертвы, Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства, а утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Также огромный толчок в развитии получила культура.

    В результате слияния с язычеством, на Руси сложилась оригинальная

    форма христианства – русское православие. Так, в истории России наметился особый путь развития. И после завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

    Таким образом, основная цель написания реферата - проанализировать, как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие, достигнута.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Александр, Феодосьевич Бестужев «О главном попечителе и наставниках» / Александр Феодосьевич Бестужев. - Москва: РГГУ, 2022. - 970 c.

    2. Андреев, А. История власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти и управления. IX-XX века / А. Андреев. - М.: Евролинц, 2021. - 400 c.

    3. Барщевский, Михаил Все о браке и разводе, разделе имущества, алиментах, правах детей, опеке и усыновлении: моногр. / Михаил Барщевский. - Москва: Высшая школа, 2020. - 256 c.

    4. Ворожейкин Брак и семья в СССР / Ворожейкин, Минаевич Евгений. - М.: Знание, 2018. - 699 c.

    5. Воскресенская, А. Азбука. Для обучения детей в семье / А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. - Л.: Просвещение; Издание 7-е, 2017. - 104 c.

    6. Глисков, А.А. Настольная книга для усыновителей, опекунов (попечителей) и патронатных воспитателей (комментарий к действующему законодательству) / А.А. Глисков. - М.: Феникс, 2020. - 286 c.

    7. Голиков, Ю. П. Попечитель Императорского Института экспериментальной медицины принц Александр Петрович Ольденбургский / Ю.П. Голиков, Н.С. Сапронов. - М.: Росток, 2022. - 240 c.

    8. Горностаев, И. Ф. Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве / И.Ф. Горностаев. - М.: Книга по Требованию, 2022. - 128 c.

    9. Грудцына, Л. Ю. Как оформить опеку и попечительство. Новые правила. Советы адвоката / Л.Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани, 2018. - 160 c.

    10. Доклад Комиссии о соединении дворянских опек уездов С.-Петербургской губернии. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 699 c.

    11. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. - М.: Олимп, 2018. - 608 c.

    12. Кареев, Н.И. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. Часть 2. Попечительство. Поземельное устройство / Н.И. Кареев. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 948 c.

    13. Кодекс о браке и семье РСФСР. - М.: Юридическая литература, 2018. - 170 c.

    14. Коновалов, С. С. Книга, которая лечит. Органы пищеварения / С.С. Коновалов. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 192 c.

    15. Коновалов, С.С. Книга, которая лечит органы пищеварения / С.С. Коновалов. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2020. - 192 c.

    16. Лоуренс, Стефани Красавец опекун / Стефани Лоуренс. - М.: Центрполиграф, 2018. - 997 c.

    17. Михаил, Леонтьевич Магницкий Речь, произнесенная г. попечителем, действительным статским советником и кавалером Михаилом Магницким в торжественном собрании Казанского университета / Михаил Леонтьевич Магницкий. - Москва: Огни, 2018. - 921 c.

    18. Панкрат, Т.В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы. Вторая половина XIX - начало XX столетия / Т.В. Панкрат. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), 2021. - 355 c.

    19. Партридж, Бурго История оргий / Бурго Партридж. - М.: Крон-Пресс, 2021. - 404 c.

    20. Пивоварова, Т. Г. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" / Т.Г. Пивоварова, О.В. Кузнецова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 256 c.

    21. Потоцкий, Степан Инзов, Иван Никитич, Генерал-От-Инфантери, Главный Попечитель И Председатель Попечительного Комитета Об Иностранных Поселенцах / Степан Потоцкий. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 138 c.

    22. Семенова Дом - зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи / Семенова, Анастасия. - М.: СПб: Невский проспект, 2022. - 157 c.

    23. Смоленский, А.П. Кремлевский опекун / А.П. Смоленский. - М.: АСТ, 2022. - 407 c.

    24. Смоленский, Александр Кремлевский опекун / Александр Смоленский , Эдуард Краснянский. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2020. - 480 c.



    написать администратору сайта