Главная страница
Навигация по странице:

  • Каноническое право.

  • 9. Мусульманское право. Особенности становления и развития мусульманского права.

  • конспект ИГПЗС. 8. Становление христианской религии. Роль католической церкви в становлении государственности Церковь и государственное строительство


    Скачать 26.4 Kb.
    Название8. Становление христианской религии. Роль католической церкви в становлении государственности Церковь и государственное строительство
    Дата27.11.2022
    Размер26.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконспект ИГПЗС.docx
    ТипДокументы
    #814740

    8.Становление христианской религии. Роль католической церкви в становлении государственности

    Церковь и государственное строительство.

    В 325 г. собрался первый в истории «вселенский» собор христианской церкви — Никейский. Председательствовал на нем сам император. Никейский собор выработал Символ веры, объявил христианскую церковь «вселенской» и «ортодоксальной». Римский епископ был провозглашен единственным патриархом западной половины империи. В восточной ее части патриаршество было разделено между четырьмя престолами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.

    Большую политическую силу имели возникавшие еще с VI в. монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством. Католическая церковь создала собственные политические, финансовые и судебные органы, дипломатическую службу. Государственные дела стали рассматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви. Христианская церковь была тесно вплетена в феодальные отношения. Она становилась мощной экономической, политической и культурной организацией Средневековья.
    Догматы церкви становились государственными уложениями. Римские государственно-правовые идеалы и римское христианство стали основой идеологии Запада. В эпоху Средневековья католическая церковь представляла собой практически независимую, автономно управляющуюся организацию. Ее взаимоотношения с королевской властью в разные периоды Средневековья были сложными и неоднозначными. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству. В раннем Средневековье короли - «варвары», принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений.
    Теократическая доктрина рассматривала церковь как единственную организацию, которой принадлежит право быть посредником между Богом и людьми. Сотериологическое (от лат. soter — спаситель) влияние на светскую власть отмечалось императором Константином и Карлом Великим, назвавшим церковь вселенской и непогрешимой. После обретения Римской католической церковью полноценной государственности методология ее влияния сменилась на эвдемоническую (от древнегреч. evdemon — счастье).
    В VII в. оформилась церковная юрисдикция: был установлен церковный иммунитет священнослужителей. Церковь активно добивалась светской власти. О конце VIII в. уже можно говорить, как о времени появления Папского государства со всеми основными атрибутами феодальной государственности. Папа, став главой государства, получил титул епископа Рима, викария Христа, преемника князя апостолов, первосвященника вселенской церкви, патриарха Запада, примаса Италии, архиепископа и митрополита Римской провинции, суверена, Верховного понтифика.
    С начала XI в. папу стали избирать пожизненно. Участие в выборах могли принимать уже не все епископы, а самые почетные из них — кардиналы. Для выбора папы они собирались на конклав (собрание). Резиденцией папы стал Ватикан — предместье Рима, но его власть простиралась далеко за пределами Рима
    В X—XI вв. христианская церковь переживала упадок. Притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и духовенства.
    В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (православную) церкви. Проблемы, с которыми столкнулась церковь, вынудили папу Григория VII осуществить важные реформы, направленные на укрепление его власти: монархи оказались отстраненными от процедуры назначения папы.
    При Григории VII была разработана теория двух мечей. Утверждалось, что папство получило от Бога два меча (символа власти): духовный и мирской. Первый меч папство оставило у себя, а второй вручило монархам, которые должны были пользоваться им под присмотром церкви. Считалось, что монархи не имели права навязывать свою власть папам. Об этом свидетельствует тот факт, что в XII и XIII вв. короли Польши, Венгрии и Болгарии согласились рассматривать свои королевства как ленное владение папы и приносили ему клятву верности. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть.
    Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. interdictum — запрещение) на богослужение. В 1155 г. интердикту за грехи был подвергнут Рим, в 1180 г. — Шотландия, в 1200 г. — Франция, в 1208 г. — Англия. Римские папы активно претендовали на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превращалась в надтерриториальную, общеевропейскую теократическую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. «Христианизация» стала характерной чертой средневековой западноевропейской государственности. Католическая церковь не ограничивалась в своих политических притязаниях территорией Европы, стремясь к мировому господству.
    Каноническое право.

    Каноническое (церковное) право возникло одновременно с христианской церковью, но оформление получило не сразу. Предмет канонического права оформился к XI в. Им стали прежде всего внутрицерковные отношения.
    Но оно также оказывало воздействие и на внецерковную жизнь прихожан (мирян). Так, церковные суды рассматривали дела о браке и семье, клевете, лжесвидетельстве, подделке монет, т.е. дела, так или иначе связанные с «грехопадением».
    Источниками канонического права стали постановления церковных соборов, санкционированные папой римским, Священное Писание, папские нормативные акты — конституции, энциклики, буллы. В конце IV в. толкования Священного Писания, принятые Вселенским собором, были собраны в Апостольские конституции, состоявшие из нескольких десятков правил, определявших основные обряды и догматы церкви, обязанности священников, критерии канонизации святых, таинства брака, признаки вероотступничества и ереси. В это же время появились декреталии — постановления папы, призванные регулировать отношения в церковном государстве. После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства нормы церковного права закреплялись в императорских законах. В XI—XII вв. закончился процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Утвердилось само понятие «каноническое право», более четким стало его юридическое содержание.
    Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140—1141 гг. декрет Грациана, в котором было сведено воедино около 3800 канонических текстов. В последующем путем толкования и комментирования декрета значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли профессора канонического права (канонисты). В XII—XIII вв. правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права.
    Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов. Оно регламентировало организацию церковной власти, а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д. На протяжении XII—XIII вв. из монополии церкви на совершение таинств возникло церковное регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — регулирование наследственных прав, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественных прав, из юрисдикции над клятвами — договорных прав, из юрисдикции над грехами — карательных канонических прав.
    Регулирование брачно-семейных отношений составляло специфическую и важную область канонического права, определявшую вопросы препятствий к заключению брака, законнорожденности детей, расторжения брачных уз. На протяжении многих столетий христианские нормы, регулировавшие семейные отношения, заменяли национальное брачно-семейное право. Каноническое право базировалось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривался как божественная связь и заключался путем проведения таинства. Брачные узы считались нерасторжимыми и могли быть прекращены только со смертью одного из супругов. Однако церковь допускала раздельное проживание супругов в случае доказанной измены или проявления жестокости. Со временем каноническое право признало возможность развода, разрешаемого церковной властью. Каноническое право существенно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны.
    Каноническое право существенно изменило институт наследования. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлагалось направлять его на богоугодные дела. Каноническое право внесло коррективы в институт завещания, которое стало рассматриваться как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рассматривалась как разновидность греха. Был введен новый порядок составления завещания: в форме письменного документа, скрепленного подписями свидетелей и наследодателя в присутствии священника. Впоследствии были признаны устные завещания — последняя воля, выраженная священнику или свидетелям.
    В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право детально разработало институт доверительной собственности и институт защиты владения. Были введены понятие клятвенного заверения и принцип эквивалентного обмена или справедливой цены. В каноническом праве содержались нормы, относившиеся к уголовному праву. В частности, в нем предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В уголовных нормах канонического права первоначально не различались понятия преступления и греха. Впоследствии стали различаться грехи и мирские преступления, подсудные светской власти, однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уголовного права. Появилось понятие преступного греха.
    Каноническое право детализировало понятие вины: было проведено различие между умыслом и неосторожностью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представление о причинной связи в уголовном праве: выделялись отдаленные и непосредственные, привходящие причины. Была разработана система наказаний. Церковь выпустила большое число уложений о наказаниях, в которых перечислялись грехи и указывались наказания за них, описывались не столько греховные действия, сколько образы мышления, побуждения. Различались санкции против духовных лиц и санкции против мирян. Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема).
    9. Мусульманское право.

    Особенности становления и развития мусульманского права.

    Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке, стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII—X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
    После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь» и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях.

    Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна. Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии право понимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения.
    Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека. Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению, к Аллаху.
    Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного право понимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм — к логико-системным.
    Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм, не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.
    Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми.
    Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб имел своих последователей прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны. Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших. Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
    Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644—656 гг.).
    Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.
    Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т. д.
    Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

    Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т. д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т. д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ.
    Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
    Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подати с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по праву собственности.
    Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество.
    Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп.
    У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.
    Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.


    написать администратору сайта