вопросы этно диктанта. А. Это музеизаповедники народной архитектуры б. Там находились столицы удмуртских княжеств в
Скачать 43.61 Kb.
|
Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему? а.Это музеи-заповедники народной архитектуры б.Там находились столицы удмуртских княжеств в.Их воспел один из основателей удмуртской литературы г.Это места народных молений Правильный ответ: г Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. - М: Наука, 2000. У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе? а.Мед и масло б.Соль и сахар в.Молоко и кашу г.Блины и перемячи Правильный ответ: а Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры). На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры? а.Семейские б.Липоване в.Казаки г.Поморы Правильный ответ: г Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г. «С пустыми руками в гости не ходят» - говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» - вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева? а.Сварить для гостя кофе б.Убрать этот кофе подальше в.Погадать на кофейных зернах г.Угостить гостя чаем Правильный ответ: а Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010 Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное? а.Калуга б.Мамонт в.Белуга г.Морж Правильный ответ: б Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности. Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют: а.Небылица б.Небывальщина в.Быличка г.Видальщина Правильный ответ: в Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект. В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье? а.Хомут, в который запрягают лошадь б.Серп, которым жнут зерновые в поле в.Коромысло, на котором носят ведра с водой г.Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб Правильный ответ: г Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины». Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него: а.Шашка б.Черкеска в.Папаха г.Пояс Правильный ответ: а Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе - это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы: а.После получения паспорта б.После развода в.После рождения первого внука г.После свадьбы Правильный ответ: г При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы. Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» - он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах? а.Сахалин б.Медный в.Шикотан г.Земля Санникова Правильный ответ: а В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» - «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов. Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России? а.Нганасаны б.Шапсуги в. Абазины г.Ижорцы Правильный ответ: а Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255. Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется? а.Пянсе б.Юкола в.Тала г.Чак-чак Правильный ответ: а Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала - традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других. В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства? а.Племянника по отцу б.Брата мужа в.Брата жены г.Дядю по матери Правильный ответ: в Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения. У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция? а.Ходить в гости б.Отгонять весной скот в горы в.Избегать младших г.Вставать при приветствии Правильный ответ: г Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал - «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых». Греческое слово «этнос» - «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» - чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»? а.Направление в современном искусстве б.Религиозное течение в.Экологическое движение г.Государственная национальная политика Правильный ответ: а Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран. Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»: а.По национальности отца б.По национальности матери в.По родному языку г.По своему усмотрению Правильный ответ: г Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу. Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами? а.Вольную борьбу б.Эпические песни в.Народные танцы г.Карельскую письменность Правильный ответ: б Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» - карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры») В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»? а.22 б.3 в.9 г.4 Правильный ответ: в В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе? а.Ваша религиозная принадлежность б.Ваше гражданство в.Ваш родной язык г.Ваша национальная принадлежность Правильный ответ: а В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость. Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха? а.Гусь б.Кухлянка в.Кисы г.Бурка Правильный ответ: г Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» - как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена. Как принято называть представителей уральской субэтнической группы русского народа, связанной со старообрядчеством? а.Беспоповцы б.Чалдоны в.Двуперстники г.Кержаки Правильный ответ: г [Два очерка о старообрядцах — Журнальный зал (gorky.media)](https://magazines.gorky.media/ural/2012/9/dva-ocherka-o-staroobryadczah.html) [https://magazines.gorky.media/ural/2012/9/dva-ocherka-o-staroobryadczah.html](https://magazines.gorky.media/ural/2012/9/dva-ocherka-o-staroobryadczah.html) Алексей Корюков. Два очерка о старообрядцах. Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2012 «На Урале их называют по-разному: кержаками, раскольниками, староверами, старообрядцами. Думаю, что самое правильное — староверы, так как мы — православные христиане старой веры, не пожелавшие принять церковную реформу середины семнадцатого века, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым». С какими историческими событиями связано первое массовое появление на Среднем Урале лиц лютеранского вероисповедания? а.Победа России в Северной войне, в результате чего значительное количество пленных шведов-лютеран было направлено на уральские заводы б.В правление Анны Иоанновны в Россию, а затем на Средний Урал в массовом порядке стали переселять немцев-крестьян лютеранского вероисповедания в.Основание Екатеринбурга Вильгельмом де Гениным, который по вероисповеданию был лютеранин и привез с собой большое количество единоверцев г.В массовом порядке пленные немцы-лютеране появились на Среднем Урале в годы Первой мировой войны Правильный ответ: а Е.М. Главацкая [Лютеране среднего Урала в XVIII — второй половине XIX в.: институты, расселение, численность (urfu.ru)](https://idun.urfu.ru/fileadmin/userupload/site15413/projects/2016-2018Religioznoeraznoobrazie/papers/2015/GlavackajaE.M.LjuteraneSrednegoUralavXVIII-vtoroipolovineXIXv..pdf) [https://idun.urfu.ru/fileadmin/userupload/site15413/projects/2016-2018](https://idun.urfu.ru/fileadmin/userupload/site15413/projects/2016-2018Religioznoeraznoobrazie/papers/2015/GlavackajaE.M.LjuteraneSrednegoUralavXVIII-vtoroipolovineXIXv..pdf) [Religioznoeraznoobrazie/papers/2015/GlavackajaE.M.LjuteraneSrednegoUralavXVIII-](https://idun.urfu.ru/fileadmin/userupload/site15413/projects/2016-2018Religioznoeraznoobrazie/papers/2015/GlavackajaE.M.LjuteraneSrednegoUralavXVIII-vtoroipolovineXIXv..pdf) [vtoroipolovineXIXv..pdf](https://idun.urfu.ru/fileadmin/userupload/site15413/projects/2016-2018Religioznoeraznoobrazie/papers/2015/GlavackajaE.M.LjuteraneSrednegoUralavXVIII-vtoroipolovineXIXv..pdf) «Появление институтов лютеранства на Урале непосредственно связано с победой России в Северной войне. Результатом поражения шведов под Полтавой стало пленение нескольких тысяч военнослужащих шведской армии, среди которых были и пасторы, исполнявшие функции военных капелланов. ………пленных шведов в 1710 г. стали переводить подальше от границ, в восточные районы страны. Значительная часть была направлена на уральские заводы, так что лютеранские общины возникли, прежде всего, на территории заводских поселений. О численности первых общин можно судить на основании того, что только в Алапаевском заводе в 1710 г. сложилось целое поселение пленных шведов — около 200 человек, которых духовно окормлял приехавший уже добровольно пастор. Вплоть до заключения Ништадтского мирного договора шведы работали и на демидовском Невьянском заводе. Помимо военнослужащих в плену оказались их жены и дети, сопровождавшие их в походах. Члены семей пленных разделили их судьбу, последовав в глубину страны, на Урал и в Сибирь». Какой из нижеприведенных топонимов в Свердловской области имеет тюркоязычное происхождение? а.Гальянка б.Елань в.Сосьва г.Тавда Правильный ответ: б [ЕЛАНЬ - что такое в Этимологическом словаре русского языка (slovaronline.com)](https://vasmer.slovaronline.com/3603-ELAN) [https://vasmer.slovaronline.com/3603-ELAN](https://vasmer.slovaronline.com/3603-ELAN) елань ела́нь яла́нь ж. \[также ела́нка, диал. – Т.\] "луг, поляна, просторная просека в лесу", пенз., тамб., воронежск., самарск., сиб. (Преобр.). Заимств. из тюркск.: ср. башк., тат. jalan, алт., тел., кюэр., леб. jalaŋ "поле, долина, равнина", бараб., тел., уйгур. jalaŋ "нагой, голый", шорск. čalaŋ "равнина" (Радлов 3, 157, 1879): см. Корш, Акад. Сл.; Преобр. I, 213; Калима 7. Назовите известного уральского ученого-физика и педагога, принимавшего деятельное участие в национально-культурной и религиозной жизни еврейской общины Екатеринбурга в конце 80-х –90-х гг. XX века? а.Абрам Константинович Кикоин б.Иоэль Гильевич Малкин в.Исаак Яковлевич Постовский г.Лев Вениаминович Люльев Правильный ответ: а [Кикоин Исаак: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ (eleven.co.il)](https://eleven.co.il/jews-of-russia/in-culture-science-economy/12073/) [https://eleven.co.il/jews-of-russia/in-culture-science-economy/12073/](https://eleven.co.il/jews-of-russia/in-culture-science-economy/12073/) «Брат Кикоина, Абрам (1914–99), физик-экспериментатор, педагог. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1934 г. Работал в Ленинградском ФТИ (1934–36), Украинском ФТИ (Харьков, 1936–41), заведующим лабораторией в Институте физики металлов (Свердловск, 1943–71), заведующим кафедрой общей физики Уральского политехнического института (1946–53), был профессором кафедры общей физики Уральского государственного университета (1965–85, Свердловск). Автор школьных учебников по физике (совместно с Кикоиным и др.), учебника «Молекулярная физика» (для вузов, совместно с Кикоиным). Учебники переиздавались и переведены на многие языки. Основные научные работы — в области физики низких температур (совместно с Л. Шубниковым выполнил первую в СССР и третью в мире работу по свойствам сверхтекучего гелия), физики металлов и сплавов, физики радиационных дефектов и др. В последние годы жизни занимался просветительской деятельностью в еврейской общине Екатеринбурга, писал популярные статьи по истории еврейского народа. Переводил с иврита и идиш еврейские пьесы и стихи. За новый перевод пьесы «Диббук» [С. Ан-ского](https://eleven.co.il/jewish-literature/in-yiddish/10233/) на русский язык получил премию [Джойнта](https://eleven.co.il/diaspora/public-organizations/11423/)». Свердловская область стала одним из первых регионом России, в котором стал широко праздноваться такой межнациональный праздник. Как называется этот праздник? а.День мира и согласия на Среднем Урале б.Акатуй-Урал в.День народов Среднего Урала г.Уральский Сабантуй Правильный ответ: в [https://sverdlovsk-gov.ru/doc/36210](https://sverdlovsk-gov.ru/doc/36210) Указ Губернатора Свердловской области от 23.09.2008 г № 1022-УГ О праздниках Свердловской области В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 44 Устава Свердловской области, в целях усиления социально-политических позиций Свердловской области, развития исторических традиций, укрепления единства и дружбы народов, проживающих на территории Свердловской области, постановляю: 1.Установить следующие праздники Свердловской области: 1) День образования Свердловской области - 17 января; 2) День народов Среднего Урала - вторая суббота апреля; 3) День Устава Свердловской области - 23 декабря; 4) День пенсионера в Свердловской области - последнее воскресенье августа. 2.В дни праздников Свердловской области, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, в Свердловской области проводятся мероприятия общественно-политического и культурного характера. 3.Органам государственной власти Свердловской области осуществлять подготовку и проведение мероприятий, посвященных праздникам Свердловской области. 4.Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, организациям, расположенным на территории Свердловской области, принимать участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных праздникам Свердловской области. 5.Настоящий Указ опубликовать в "Областной газете". Губернатор Свердловской области Э.Э.РОССЕЛЬ г. Екатеринбург 23 сентября 2008 года N 1022-УГ В XVI-XVII вв. происходит массовое заселение территории Урала русскими. Выходцами с каких территорий России преимущественно были эти переселенцы? а.Малороссия б.Москва и Подмосковье в.Русский Север, Вятка, Прикамье г.Центральная Россия и Поволжье Правильный ответ: в [Cправочник Религии Свердловской области.indd (somb.ru)](http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/782%D1%8D/religii.pdf) [http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/782%D1%8D/religii.pdf](http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/782%D1%8D/religii.pdf) Белобородов С. А. Народы на Среднем Урале: информационно‐справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов; Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург: СОМБ, 2019. – 602 с. – (Средний Урал: народы, культуры, религии. Выпуск 2). – стр. 73, 75-76. «Но основной формой стала стихийная крестьянская колонизация. На ее первом этапе значительную часть переселенцев составляли черносошные («государевы») крестьяне Русского Севера и Поморья» «В ХVII в. на Урале складывается русское крестьянское старожильческое население. Формирование русского населения Урала происходило за счет переселенцев из разных территорий, но основу русского старожильческого населения заложили выходцы из районов Русского Севера, Вятки, Прикамья. В освоении Урала на начальном этапе в меньшей степени принимало участие среднерусское крестьянство из Центральной России и Поволжья. Отдельные села и деревни были основаны южнорусскими крестьянами. Таким образом, в основе этнокультурных комплексов Среднего Урала – севернорусский с элементами средне‐ и южнорусских традиций». Какой автохтонный народ севера Свердловской области положил начало этногенезу современных венгров? а.Башкиры б.Манси в.Татары г.Немцы Правильный ответ: б [Как кочевники-оленеводы с Крайнего Севера оказались в центре Европы и стали венграми (kulturologia.ru)](https://kulturologia.ru/blogs/021217/36889/) [https://kulturologia.ru/blogs/021217/36889/](https://kulturologia.ru/blogs/021217/36889/) «Начало I тысячелетия нашей эры в Евразии было отмечено вторжением гуннов и значительным похолоданием, что послужило началом Великому переселению народов. Волна передвижения подхватила и угорский этнос, населявший территории на границе южной тайги и лесостепи Западой Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья - протоугров. От тех, что пошли на север, произошли ханты и манси, а те, что двинулись на запад, к Дунаю, были предками венгров, или мадьяр, как они называют себя сами – единственных представителей финно-угорской языковой семьи в Центральной Европе. Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» – созвучные варианты одного и того же имени. Собирательство, охота и рыболовство – вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский. Первые два языка оказались более стойкими к заимствованиям из других и сохранили в себе больше от языка-предка». Этноним (самоназвание) какого народа, компактно проживающего на юго-западе Свердловской области, переводится как «мужчина, человек»? а.Татары б.Марийцы в. Башкиры г.Чуваши Правильный ответ: б [https://www.finnougoria.ru/community/12.php](https://www.finnougoria.ru/community/12.php) Происхождение этнонима Cамоназвания марийцев - мари, марий ("человек", "мужчина"), дореволюционное официальное название - черемисы. [https://uraltradicia.ru/about/proekty-centra/etnokulturnaya-karta-srednego-urala/narody-](https://uraltradicia.ru/about/proekty-centra/etnokulturnaya-karta-srednego-urala/narody-prozhivayuschie-v-sverdlovskoy-oblasti/mariycy/) [prozhivayuschie-v-sverdlovskoy-oblasti/mariycy/](https://uraltradicia.ru/about/proekty-centra/etnokulturnaya-karta-srednego-urala/narody-prozhivayuschie-v-sverdlovskoy-oblasti/mariycy/) «Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25 – 27% общей численности марийцев. В Свердловской области насчитывается 39 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах, а также в Екатеринбурге и других городах Свердловской области». В XIX – начале XX вв. татарские купцы из Казани активно приезжали на Средний Урал и вели торговлю. Какая ярмарка была местом их деятельности? а.Шувакишская ярмарка б.Шарташская ярмарка в.Верхотурская ярмарка г.Ирбитская ярмарка Правильный ответ: г [Таиров Н.И. Tатары на Ирбитской ярмарке (irbit.info)](http://irbit.info/history/analytics/34/1232/) [http://irbit.info/history/analytics/34/1232/](http://irbit.info/history/analytics/34/1232/) «Из законодательных источников известно, что к середине XVIII в. уездные служилые татары, в отличии от слободских, обладали меньшими привелегиями в области торговли, но могли совершать поездки «в Уфимский уезд и в другие места (в указе: Санкт-Петербург, Астрахань, Ирбитская ярмарка, Оренбург) для торговых своих промыслов и покупок лошадей» при условии взятия у них «в приезде поруки и обязательства»1. Видимо, казанские слободские татары могли это делать и раньше. Академик Иоганн Гмелин, побывавший на Ирбитской ярмарке в 1734 г., отмечал: «Из чуждых национальностей были греки, татары различных племен». Участие татар фиксируют современные авторы: «В «татарском» его конце \[Ирбита\] останавливались казанские ямщики..., в «теребиловке» — тоболяки: татары, ханты, манси...». Они также упоминают о татарах, которые «торговали мануфактурой "на аршин"». Анализ источников позволяет отчасти выявить товары, поступавшие из Ирбита в Казанский край. Так, К. Фукс, описывая стол казанских татар, указывал на сухие фрукты привезенные из Ирбита. В очень большом ходу были меха, счет которым шел на тонны. Во время торжища в феврале 1872 г. представители Казани закупили для дальнейшей обработки 30 тонн меха лисицы, около 8 тонн меха степного волка6. На этой же ярмарке основные партии (до 1000 пудов) конского волоса, находились у татарских купцов братьев Айтикиных». Выберите названия традиционной русской верхней крестьянской одежды на Среднем Урале. а.Шубы, ватники б.Шабуры, понитки в.Букфатаны, чупаны г.Тулупы, зипуны Правильный ответ: б Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала. XIX-XXI вв. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2015. — 320 с.: ил. – стр. 66 [http://i.uran.ru/webcab/system/files/bookspdf/narody-i-kultury-urala-v-xix-xxi-vv/narody.pdf](http://i.uran.ru/webcab/system/files/bookspdf/narody-i-kultury-urala-v-xix-xxi-vv/narody.pdf) «Верхняя одежда. В качестве верхней одежды крестьяне носили зимой и летом однобортные кафтаны, которые назывались шабурами, понитками, сибирками, азямами, армяками. Шабуры шили с отрезной талией, вначале с широкими складками — пластиками, позднее — с пышными сборками. Перед был прямым, ворот стоячим, полы застегивались на крючки; на груди подшивалась подкладка из холста. Шабуры носили в теплую погоду; они дольше сохранялись у старообрядцев. Шабуры с отложным воротником и составной борчатой спинкой назывались сибирками». |