Главная страница
Навигация по странице:

  • М. ФОКИН УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

  • Фокин. А к непосредственному, искреннему чувству широкой массы


    Скачать 2.04 Mb.
    НазваниеА к непосредственному, искреннему чувству широкой массы
    АнкорФокин
    Дата08.06.2022
    Размер2.04 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFOKIN-_Umirayuschiy_Lebed.docx
    ТипДокументы
    #578824
    страница1 из 2
      1   2




    а к непосредственному, искреннему чувству широкой массы»,1 о балете, который будет выражать волнующие темы жизни, в ко­тором каждое па будет движением души сценических героев, каждая деталь костюма и декораций сочетать историческую достоверность с художественной выразительностью, а симфоний ческая музыка будет глубоко связана с балетным действием.

    В 1905 году Фокин поставил свой первый балет «Ацис и Галатея» для выпускного спектакля Театрального училища. Второй его балет «Сон в летнюю ночь» 'создан также для вы­пускников в 1906 году. В том же году Фокин осуществил пер­вую постановку с профессиональными артистами — одну кар­тину балета «Виноградная лоза» А. Рубинштейна. Три следую­щих балета — «Эвннка», «Шопениана» (1-я редакция) и «Па­вильон Армиды», поставленных в 1907 году, сделали его имя популярным в Петербурге. Этими балетами Фокин начал ре­форму, Оказавшую огромное влияние не только на русский, но и на мировой балетный театр.

    С первых лет пребывания в Мариинском театре Фокин про­явил себя не только как поборник нового балета, но и как ак­тивный участник общественной жизни коллектива артистов. Значительную роль в жизни Фокина сыграла революция 1905— 1907 года.

    Революционные настроения. проявились в балетной труппе еще до 1905 года.2 Среди артистов образовалась группа, полу­чившая название «гребловцев».3 Фокин сблизился с этой груп­пой и разделял ее взгляды. Характеризуя гребловцев, Фокин отмечал, что они «направляли духовную энергию на вопросы социальные». Под влиянием гребловцев он пришел к выводу, что нужно «нести искусство в народ». Впоследствии под влия­нием демократических тенденций Фокин пришел к намерению «сделать из придворного балета балет народный».

    Гребловцы, преимущественно артисты кордебалета, интере­совались политикой, устраивали благотворительные концерты, выступали в рабочих клубах. Деятельность их привлекла вни­мание труппы. Влияние гребловцев сказалось в том, что балет­ная труппа сочувственно встретила первую русскую революцию и вступила в конфликт с дирекцией императорских театров. Среди революционно настроенной части труппы находились та­кие артисты, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин и многие другие. В октябре 1905 года балетная труппа оказалась единственной в императорских театрах, протест кото­рой принял массовый характер. Вопреки запрещению дирекции почти вся труппа собралась в репетиционном зале. В течение 7 часов обсуждались происходящие события и ситуация, создав­шаяся в балете. В результате были выдвинуты требования арти­стов к дирекции.

    Во время всероссийской октябрьской забастовки многие ар­тисты частных театров в знак солидарности с рабочими фабрик и заводов отменили свои спектакли. Императорские театры про­должали работать, но руководители выбранного в 1905 году «бюро балетных артистов» добились отмены балетных спек­таклей.

    Разумеется, политические идеалы Фокина, как и многих представителей художественной интеллигенции той поры, не были ясно сформулированы. Во время пребывания в Швейца­рии летом 1904 года он познакомился с русскими политическими эмигрантами, участвовал в их беседах и спорах, увлекся чте­нием политической литературы. «На этот раз книги по искус­ству были заменены сочинениями Кропоткина, Бакунина, Бе­беля, Лассаля»,—писал позднее Фокин. По свидетельству В. М. Фокина, его отец читал в этот период и произведения Карла Маркса. Интересовавшие его авторы относились к раз­личным философским направлениям и защищали разные по­литические идеи. Чтение не носило систематического характера и не мешало ему считать себя толстовцем. Фокин являлся сто­ронником свободы, но не борцом за нее; он был настроен про­тив самодержавия, но вряд ли отдавал себе ясный отчет в том, какой политической строй должен прийти ему на смену. Зна­комство с различными направлениями политической мысли спо­собствовало формированию Демократических взглядов молодого балетмейстера.

    Нет точных данных о том, входил ли Фокин в группу греб­ловцев, но он сотрудничал с ними в 1905—1907 годах и долгое







    М. М/ Фокин

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ

    М. ФОКИН

    УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

    Вступительная статья, публикация и примечания

    Г. ДОБ РОВОЛЬСКОЙ

    Под редакцией Ю. Слонимского

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Ленинград 1961

    БИБЛИОТЕКА I хорвсгр-чфччдекег» I

    училища гй

    м

    СОДЕРЖАНИЕ

    От редактора . 3

    Г. Добровольская.

    Михаил Фокин и его «Умирающий лебедь» 5

    L . М. Фокин.

    «Умирающий лебедь» 21

    ОТ РЕДАКТОРА

    Балетмейстеры, музыканты, актеры, педагоги танца, участники хорео­графической самодеятельности, руководители народных театров, лекторы и слушатели университетов культуры — множество советских людей прояв- ляют интерес к балетам классического наследия и наших дней: к их сцена­риям и музыкальной драматургии, истории рождения и сценической судьбе, постановочным вариантам и различной трактовке главных ролей.

    В литературе же существуют либо брошюры в помощь зрителям, содер­жащие, как правило, краткое изложение сценического действия, либо не­многочисленные научно-исследовательские работы, посвященные отдельным балетам, композиторам и постановщикам.

    Институт театра, музыки и кинематографии подготовил серию брошюр в помощь театрам и зрителям, посвященных важнейшим спектаклям клас­сического наследия и современности. Они будут включать сценарии, балет­мейстерские и актерские объяснения, драматургические комментарии, исто­рические справки и т. п.

    Первый выпуск серии посвящен балету «Тщетная предосторожность», второй — хореографической миниатюре «Умирающий лебедь».

    Танец этот знает весь мир. «Умирающий лебедь» давно стал эмблемой лучших устремлений русского балета, как «Чайка» — эмблемой МХАТ.

    Миллионы зрителей любуются этим танцем в исполнении Улано­вой, Дудинской, Плисецкой. Их волнует образ гордого человека, вольного, как птица-лебедь, который не склоняется перед смертью, а славит кра­соту жизни.

    Желая запечатлеть контуры своей композиции, М. Фокин в 1924— 1925 годах описал ее, пояснив свои намерения, сделал ряд ценных указаний исполнительницам, вплоть до костюма, сценического освещения и тому по­добных деталей.

    Театральная библиотека имени А. В. Луначарского в Ленинграде полу­чила от В. Фокина — сына М. Фокина, ряд рукописей покойного балет­мейстера. Среди них была и рукопись, посвященная танцу «Умирающий лебедь».

    Рукопись Фокина и составляет основу публикуемой брошюры. Ей пред­послан очерк молодого искусствоведа Г. Добровольской. •

    Впервые в вашей литературе о балете излагаются обстоятельства созда­ния этого танца, выясняются связи и опосредствования его мотивов с мо­тивами русской поэзии, музыки и хореографии. Словом, Г. Добровольская вводит читателя в суть художественного замысла Фокина.

    Публикация брошюры, надо полагать, поможет молодым исполнитель­ницам и балетмейстерам лучше оценить и освоить эту жемчужину поэзии, музыки и танца.

    Выражаем благодарность В. Фокину за присылку ценных материа­лов, в частности серии фотографий В. Фокиной («Умирающий лебедь») и С.Морщихин у, директору Театральной .библиотеки имени А. В. Лу­начарского за 'содействие в получении необходимых материалов.

    МИХАИЛ ФОКИН И ЕГО «УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ»

    ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ миниатюра «Умирающий лебеда»

    исполняется в концертах свыше 50- лет. Это небывалый слу­чай в истории балетного театра. И сегодня он остается одним из самых популярных номеров концертного репертуара. Его тан­цуют во всем мире: советские балерины Галина Уланова, Ната­лия Дудинская, Майя Плисецкая, Ольга Моисеева, француженка Иветт Шовире, англичанки Марго Фонтейн и Алисия Маркова, кубинка Алисия Алонсо и множество других артисток прослав­ленных балетных трупп и недавно зародившихся1 коллективов. Поэтичность, музыкальность, глубокая проникновенность и про­стота этой танцевальной миниатюры обеспечили ей- долгий и постоянный успех. Этой славой «Умирающий лебедь» обязан своему создателю-—русскому балетмейстеру Михаилу Фокину.

    Михаил Михайлович Фокин (1880—1942): окончил петер­бургское Театральное училище н 20 лет своей артистической я балетмейстерской деятельности провел в Мариинском театре. Здесь он проявил себя как первоклассный артист балета: к 24 годам добился положения первого танцовщика, а к 27 — исполнял почти все ведущие роли репертуара. Пресса отмечала стремление молодого танцовщика к индивидуализации образов своих героев, его благородную манеру,, изящество, легкость и темперамент.

    В: последних классах Театрального училища и особенно в годы работы в театре Фокин показал себя человеком широких художественных интересов. Он много читал, рисовал, музициро­вал. В1 эти годы Фокин постоянно мечтал о новом балете, с ко­торым «можно будет обращаться не к кучке балетоманов...

    время поддерживал отношения со многими из них. В пользу Гребловской народной- школы он поставил первые свои спек­такли: «Виноградная лоза», «Эвника» и «LLIопвниан а » я неод­нократно участвовал в благотворительных кочергах в пользу этой школы. В период забастовки 1905 года Фокин был среди ее активистов: он входил- в состав выборного бюро балетной труппы, призывал артистов отказаться от участия в спектак­лях и т. д.

    Забастовка балетной труппы, как и большинство антиправи­тельственных выступлений театральных кругов Петербурга, не имела прямой связи с рабочим революционным движением, Объявление манифеста 17 октября 1905 года и провокационные действия дирекции внесли в труппу раскол. После декабря в театре начались репрессии. Из балета были уволены ®йе греб- ловцы. Анна Павлова получила административное взыскание. Фокина репрессии не коснулись, но его балетам, которые ои на­чал ставить с 1906 года, доступ на императорскую сцену был почти закрыт, и они реализовались в благотворительных спек­таклях.

    С 1909 года, с начала Триумфальных гастролей русского балета в Париже, Фокин становится всемирно известным. К 1909—1915 годам относится расцвет его деятельности. В эти годы Фокин осуществил постановки «Половецких плясок» Боро­дина, «Шехеразады» Римского-Корсакова, «Жар-птицы» и «Пе­трушки» Стравинского, «Карнавала» Шумана, «Призрака Розы» Вебера и многих других балетов. Поселившись после революции за границей, Фокин продолжал активную борьбу за прогрессив­ное жизнеутверждающее искусство балета. Лучшие среди его зарубежных постановок — «Испытание любви» Моцарта, «Пага­нини» Рахманинова, «Синяя Борода» Оффенбаха. Последний балет Фокина «Русский солдат», поставленный им в 1942 году на музыку С. Прокофьева, посвящен героическим воинам Крас­ной Армии.

    Деятельность Фокина в русском и зарубежном балете зна­меновала собой целую эпоху в истории балетного театра. Про­должая искания выдающихся мастеров хореографии, Фокнн вы­двинул требование: выразительные средства в каждом балете должны соответствовать избранной теме, быть эмоционально- убедительными, правдиво раскрывать действие балета, образы героев, их взаимоотношения, исторический и национальный ха­рактер сюжета. Наряду с классическими па Фокин широко ис­пользовал в своем Творчестве элементы национальных танцев и пластику тайцев Дуйкан. Стремясь к слиянию всех компонентов спектакля, Фокин работал « тесном содружестве с композито- рами и художниками и требовал от участников спектакля под­чинения всех деталей целому.

    Новизна танцевальных форм фокинских балетов восприни­малась: современниками как разрыв с традициям» классического' балета. Но- на деле реформа Фокина была продолжением и раз­витием лучших традиций русского балетного театра. Деятель­ность Фокина способствовала превращению балета в обществен­но-значимое искусство, стоящее в одном ряду е литературой, музыкой, живописью, драмой.

    «-Умирающий Лебедь» г—один из первых опытов балетмей­стерской деятельности Фокина. В литературе о балете создание этого танца датируется 1905 годом и сам Фокин неоднократно называл этот год. Много лет спустя, в 1925 году, подготавливая к изданию на английском языке брошюру об «Умирающем ле­беде», он указал эту же дату. Он подтвердил ее и английскому историку балета Арнольду Хаскеллу в 1934 году: «„Умирающий лебедь” был сделан для Анны Павловой впопыхах на благотво­рительном1 предсТавлении-концерте артистов хора императорской оперы в Санкт-Петербурге в 1905 году».

    Несмотря на авторские указания » отсутствие афиши,1 есть все основания отнести постановку «Лебедя» не к 1905, а к 1907 году. 19 февраля 1908 года в «Петербургской газете» в связи с отказом Кшесинской и Павловой участвовать в дивертисменте, назначенном на 16 февраля, были помещены статьи Кшесинской и Фокина. Кшеоивекая утверждала, что исполняемые ею и Пав­ловой танцы «тоном и характером очень схожи между собой». По этому поводу Фокин писал: «Я думаю, что «Лебедь» Сен- Санса и «Ноктюрн» Шопена представляют совершенно различ­ные музыкальные нумера, чтобы под них можно было поставить различные же танцы. И ж моя и не А. Павловой вина, что созданный несколько месяцев тому назад г-жой Кшесинской ил» г-жой Куличевской (наверное не знаю) танец на музыку Шо­пена представляет ©обой «то же самое», что и «Лебедь», постав­ленный мною в прошлом году для А. П. Павловой» (курсив мой.— Г. Д.).

    Итак, «Лебедь» был создан не ранее 1907 года. Думается, что йе будет ошибкой отнести и время постановки номера на октябрь-ноябрь этого года.

    Приведенного высказывания Фокина было бы достаточно, тем более что в 1908 году он, несомненно, лучше помнил дату постановки, чем Щ 1934. Но имеются еще небезынтересные до­казательства. В «Петербургской газете» от 23 декабря 1907 года опубликована заметка по поводу благотворительного концерта в Мариинском театре в пользу новорожденных детей и бедных матерей; где говорится: «Дальше был балет, интерес которого заключался в г-же Гельцер и в новых танцах сочинения г. Фо­кина: «Танец с факелом» (музыка: Арейсюого) и «Лебедь» (му­зыка Сен-Санса)». «Новым» концертный номер можно называть лишь весьма короткий срок. Очевидно, это было если не первое исполнение «Лебедя» (по свидетельству Фокина, (первое испол­нение состоялось на бенефисе артистов хора и йе в Мариинском театре, а в зале Дворянского собрания), то, по крайней мере, одАо из первых.:

    В книге «Анна Павлова» эту же дату называет и В. Данд- ре — петербургский балетоман, а позднее муж Анны Павловой, неизменный свидетель всех ее выступлений: «„Умирающий ле­бедь” был поставлен Фокиным в 1907 или в 1908 году... Танец умирающего Лебедя был создан, как и многие другие вещи, почти сразу, в момент вдохновения».

    Любопытно в этой связи воспоминание М. Горшковой, уче­ницы Фокина, об истории рождения «Лебедя» Анна Павлова должна была танцевать На концерте в Дворянском собрании Адажио из «Лебединого озера». За несколько часов до кон­церта заболел ее партнер. Костюм Одетты уже был взят из гардероба, и положение казалось безвыходным. Тут-то и при­шел на помощь Фокин. Найдя среди нот Павловой • «Лебедя» Сен-Санса, он поставил этот номер за какие-нибудь 10— 15 минут.

    О том, что номер был поставлен в несколько минут, писал и Фокин. Это дало балетмейстеру основание считать постановку «Лебедя» «почти импровизацией». Но импровизации бывают разные. В одних образы возникают в творческой фантазии ху­дожника внезапно и тут же получают свою художественную жизнь; в других — рождаются исподволь, первоначально не принимая ясных очертаний, а воплощение их в художественной

    форме, являющееся, по сути дела, последним штрихом в созда­нии произведения, кажется их автору единственной стадией творчества.

    «Лебедь» относится к произведениям второго рода. В тече­ние какого-то времени Фокин разучивал на мандолине музыку Сен-Санса, следовательно, уже жил в мире ее образов, и как балетмейстер, не мог не думать о возможностях ее реализации. Не мог избежать Фокин и воздействия образа лебедей из ба­лета «Лебединое озеро», в котором в течение многих лет он участвовал в pas de trois I акта.

    Тот факт, что Фокин неоднократно называл датой создания «Лебедя» 1905 год, дает основание предположить, что к этому году относится замысел танца. Характерно в этой связи, что танец назван Фокиным «Лебедь» и только позднее получил свое второе название — «Умирающий лебедь».1

    «Лебедь» поставлен на музыку одноименной фортепьянной пьесы К. Сен-Санса, написанной в 1886 году. Композитор соз­дал музыкальный образ птицы, прекрасной в своем горделивом спокойствии и поэтичности. Лебедь плывет по глади озера, и в музыке слышно спокойное колыхание воды. На этом фоне воз­никает мелодия — пластичная, закругленная, певучая, романоо- вого склада. Музыка немного задумчива, безмятежна: это основ­ное настроение пьесы. Оно утверждается в начале и возвы­шается в конце «Лебедя». В первом разделе есть поворот в ми­нор, вносящий оттенок мечтательной грусти. Средний раздел — более беспокойный, неустойчивый, с гармоническими отклоне­ниями. Если экспозиция пьесы статична, то здесь музыка при­обретает взволнованно-эмоциональный характер, хотя образ и остается в рамках общего созерцательного настроения. С воз­вращением основной мелодии в звучании пианиссимо вновь по­является светлое, гармоничное, умиротворенное настроение. Здесь, при повторении уже нет отклонения в минор.

    В постановке таНца отразилась и своеобразная трактовка музыки Фокиным. В ее грустном спокойствии и меланхоличе­ском величии балетмейстер услышал трепетное биение сердца Лебедя в последние минуты его жизни.

    Хореографически «Умирающий лебедь» — законченная, ло­гически замкнутая композиция. Канвой, на которой разверты-







    вается танец, служит pas de bourree — мелкие движения (пере- ступание) ног на пальмах. Pas de bourree соответствует аккомпа­нементу музыки, но в отличие от него привносит впечатление трепетности; и душевной напряженности, которые в музыке лишь едва намечены. На протяжении номера характер pas de bourree меняется: темп его то ускоряется, то замедляется, • напряжение то усиливается, то ослабевает. Pas de bourree — это видимый, осязаемый пульс жизни Лебедя, его воли к борьбе, его духов­ных и физических сил.

    В отличие от непрерывно находящихся в движении напря­женных ног, руки, подобно взмахам крыльев; подымаются и опускаются плавно и неторопливо. Это отвечает основной му­зыкальной теме «Лебедя» Сен-Санса. Но если у Сен-Санса тема и аккомпанемент сливаются, дополняя и обогащая друг друга, то в балетном номере pas de bourree тема трепетного волнения, а позднее И отчаяния, с каждым тактом усиливается, начинает доминировать, подчиняя себе все остальное.

    * На фоне pas de bourree, не останавливая его мерного ритма, иногда на какие-то мгновения прерывая его, рисунок танца скупо расцвечен несколькими па и позами. Вот опустился кор­пус и бессильно упали руки; вот Лебедь поднялся в аттитюд, взмахнул руками-крыльями, пытаясь взлететь; вот с мольбой протянулась рука, и танцовщица завертелась iв отчаянном дви­жении; вот Лебедь упал на колено—подымется ли он еще раз? ..

    В хореографии «Умирающего лебедя» каждое па, каждая поза, каждая остановка рождены эмоционально-логической не­обходимостью. Оки не комментируют, не объясняют происходя­щее. Движения возникают точно отражения духовного мира Лебедя,, его борьбы и отчаяния.

    Обращение Фокина к «Лебедю» не случайно. Лебедь — один из самых давних и популярных образов. О» встречается уже у Эсхила и Овидия, широко представлен в народных, в част­ности русских сказках, в произведениях романтиков. В «Сказке

    о царе Салтане» Пушкина, ib одноименной опере Римского-Кор- такова, в «Лебеде» Врубеля, «■ балете Чайковского и. Льва Ива­нова тема Лебедя каждый раз получала новую трактовку в за­висимости от индивидуальности художника и времени возник­новения произведения. Лебедь воплощен в литературе и музыке, в живописи и театре. Но от десятилетия к десятилетию содер­жание и характер этого образа менялись.

    Поэтическая ошюательность, мотивы лирического ожидания и связанной с ним надежды, гармоничность — этот комплекс •черт характерен для Лебедя ® XIX веке. В картинах Врубеля он начинает существенно изменяться. В XX веке в .нем появ­ляются надлом, мотивы неверия в жизнь, в которой прекрасное является лишь иллюзией.

    Тщетность борьбы « даже помыслов о ней, неизбежность смерти—вот. тема «Лебедя» французского поэта декадента Сте­фана Маллармэ. Его Лебедь—символ поэзии и красоты, -обре­ченных на смерть. Несколько «ной аспект приобретает эта тема в одноименном стихотворении русского поэта К. Бальмонта. Для экспрессивного, увлекающегося Бальмонта характерны резкие смены настроений; от бурной радости и веры в будущее он легко переходит к грусти, к мыслям о смерти. В стихотворении Бальмонта умирающий на озере Лебедь сокрушается о своем невозвратимом прошлом, которое промелькнуло «быстрым сно­видением», а надежды жизни и любви оказались тщетными.

    И только

    .. .пред смертью вечной, примиряющей Видел [Лебедь] правду — в первый раз.

    Смерть освобождает от лжи действительности, а радость, надежды, наслаждения представляются поэту мимолетным сно­видением, недостижимой мечтой.

    «Лебедь» Бальмонта оказался созвучен настроениям подав­ленности, растерянности, уныния части русской 'интеллигенции предоктябрьской лоры. Он завоевал огромную популярность оказал влияние на восприятие образа Лебедя в эти годы. Совре­менникам казалось, что «Лебеди» 'Бальмонта и Фокина чем-то дополняют друг друга. Позднее их даже исполняли вместе: ба­лерина танцевала созданную Фокиным миниатюру, а драмати­ческий актер декламировал в это же время стихотворение Баль- . манта.

    Возможно, что фокинский «Лебедь» навеян стихотворением Бальмонта, но суть этих образов глубоко различна. В противо­положность образу, 'воплощенному поэтом, Лебедь Фокина не предается воспоминаниям о «невозвратимом прошлом» и не мо-. лит о прощении. Лебедь Фокина мечтает о жизни, любит жизнь* хочет жить, собирает все свои силы, чтобы отдалить от себя смерть. Процесс умирания не интересует Фокина в этом танце. Не «правду смерти», а красоту, которая не подвластна даже смерти, воспевает Фокин. Балетмейстер отказывается от баль- монтовского озера, цредпочитая как фон для Одинокой фигуры

    Лебедя—небо, воздух, простор. Символом стремления всего живого к жизни назвал этот танец сам Фокин, символом «не­престанной борьбы за жизнь», и «Умирающий лебедь» по праву может быть назван песней о любви к жизни, песней о грусти и страдании при расставании с жизнью. В этом — величие бес­смертного творения Фокина и в этом его глубокая связь с луч­шими балетами русского хореографического театра.

    Фокинскому Лебедю близок другой образ: не стихотворный, а балетный. Это Одетта — лебедь из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Одетта Льва Иванова и Лебедь Фокина решены одним и тем же приемом; у обоих тот же традиционный балет­ный костюм, та же традиционная балетная техника на пальцах; колышущиеся белоснежные тюники и пуанты, благодаря кото­рым, кажется, что Лебедь вот-вот готов оторваться от земли.

    Использование, пачки — традиционного костюма балерины — один из редких случаев в творчестве Фомина. Фокин перени­мает у Одетты не только костюм с ненавистной ему ®о многих случаях пачкой, но и сам принцип решения образа Лебедя как девушки-птицы. Тем самым балетмейстер как бы соглашается с высокими достоинствами шедевра Льва Иванова.

    На первый взгляд, только несколько штрихов отличают Одетту Льва Иванова от традиционных принцесс балетов Пе­типа, от канонических партий балетного репертуара. Но эти штрихи создали целую эпоху в хореографическом театре. Лев Иванов ограничил количество танцевальных форм, используе­мых им для образа Лебедя: высокий аттитюд, как бы очерчи­вает форму тела птицы; плавные движения имитируют плыву­щего по воде Лебедя; высокие прыжки и взмахи рук создают впечатление взлета. По сравнению с традиционным классиче­ским танцем Лев Иванов изменил положение рук: кисть пово­рачивается, продолжая линию всей руки, что напоминает крыло.

    Фокин использует в своем «Лебеде» и постановку рук «Ле­бединого озера», и выбранные Ивановым движения, хотя еще больше ограничивает их. В «Умирающем лебеде» нет ни прыж­ков, ни туров на пальцах, которые использованы в «Лебедином озере». Но принцип отбора остается тем же. Это плавные или 'трепетные движения и аттитюд — рывок к полету, взлет или, как у Фокина, попытки взлететь. Фокин перенимает у Иванова и постановку рук. Но в отличие от «Лебединого озера» руки в «Умирающем лебеде» интенсивнее и играют большую роль. Если в балете движения рук преимущественно способствуют созданию внешнего облика птицы, то в миниатюре Фокина руки выполняют основную эмоциональную роль. Наконец, тело фо- кинского Лебедя живет в танце, в то время как у Одетты оно еще неподвижно, как то и предписывала классическая школа танца. Изгибы и наклоны корпуса и головы придают танцу выразительность н определенность художественного образа. Ин­тересно наблюдение В. М. Красовской: она отмечает, что фи­нальная поза «Умирающего лебедя» точно соответствует позе Одетты перед началом ее адажио с Зигфридом.

    Любопытно и обратное влияние, которое оказал «Умираю­щий лебедь» на «Лебединое озеро» и, в частности, на образ Одетты. Так, в течение нескольких лет московской постановке Горского вместо номера «Последняя песня Лебедя» в заключи­тельном акте шел фокинский «Лебедь» с музыкой Сен-Санса.1 В воплощении образа Одетты отдельными балеринами усили­лась роль рук, начал, ib той или иной степени, «танцевать» кор­пус. Внесенный А. Я. Вагановой в ленинградскую постановку танец встречи Одетты и Зигфрида широко использует pas de bourree и некоторые другие элементы фокинского «Ле­бедя» и т. д.

    Но создавая образ по мотивам ивановского «Лебедя», Фо­кин по-своему переосмыслил, по-своему высветил этот образ.

    Фокин ставил «Умирающего лебедя» в период, когда, в связи с поисками новых выразительных средств и форм танца, сказка уступала свое место на сцене хореографической новелле. Соответственно с этим менялись и формы выражения. На смену вариациям старого балетного спектакля приходил мо­нолог. Отличие этих двух форм глубоко принципиально. Вариа­ция — трехчастный, замкнутый, обязательно виртуозный танец. В многоактном старом балете вариация была одним из компо­нентов характеристики героини и ограничивалась передачей од­ного чувства или настроения. Когда вариация оказывалась недостаточной для выражения мысли балетмейстера, рождались и иные формы танца—сцена безумия Жизели («Жизель») или танец Никни со змеей («Баядерка»). Но такие примеры еди­ничны.

    В эпоху «красноречивых пауз» и «немых монологов» в дра­мах Чехова и Ибсена форма монолога развивается и в балете. Она становится обычной в творчестве Фокина. Практика одно­актных балетов и небольших номеров заставила балетмейстера искать наиболее содержательную форму сольного танца, в кото­

    рой можно выразить несколько, иногда противоречивых, чувств и (состояний персонажа. Монолог — свободная форма, не «вя­занная какими-либо обязательными рамками. В нем может быть произвольное количество частей; степень виртуозности танца также зависит от замысла балетмейстера. Это позволило неогра­ниченно расширить и вкладываемое в монолог содержание. Если образ Одетты на протяжении трех актов балета дается, в разви­тии, действии, борьбе, то Лебедь появляется на сцене, когда уже рвется его «жизни нить». Это развязка, последний акт тра­гедии. Именно потому все чувства здесь обострены и утончены, именно отсюда резкая смена грусти и отчаяния, мольбы, страха, надежды и разочарования.

    Вся гамма эмоций разворачивается в коротком двухминутном номере (длительность 130 секунд), что придает ему остродра­матический характер. Ори всем сходстве ивановской Одетты и ■фокннскоро Лебедя — это совершенно различные персонажи, по- разному воспринимающие мир. И разница настолько велика, что даже при исполнении этих партий одной и той же балери­ной у нее неизменно найдутся иные краски, иные настроения для каждого из'них.

    Несмотря на это различие «Лебединого озера» и «Умираю­щего лебедя», принцип соотношения реального и художествен­ного в обоих одинаков. Фокин искал комплекс движений, при помощи «которых балерина сможет воссоздать этот поэтичный образ. Но он категорически отвергал приемы имитации птицы и физического изображения страдания. «Жизненный жест, из которого развивается танец, должен быть возвышен над прав­дой, возвышен до правды художественной»,—писал Фокин. По­желание обойтись без подражательности птице выражал Фокин и тогда, когда говорил об «ирреальной форме выражения его ■(«Умирающего лебедя».— Г. Д.) эмоционального содержания», понимая под ирреальным антитезу натурализма. Иными сло­вами, отражая реальную жизнь, искусство, по мнению Фокина, должно подняться над частным, привнести в образ обобщение.

    Одним из важнейших элементов создания образа для Фо­кина являлся ритм. Ритму в танцевальном искусстве балетмей­стер придавал огромное значение. В 1945 году он посвятил этому вопросу специальную статью, которая называлась «О рит­мическом суеверии».1 Фокин рассмотрел разнообразные «детали ритмического построения» танца и возможность применения

    ритма в балете, как то: использование ритма музыки, использо­вание ритма, отличного от музыкального, обогащение музыкаль­ного ритма и т. д. В «Умирающем лебеде» Фокин расчленил музыку Сен-Санса на мелодию и аккомпанемент и в соответ­ствии с этим построил ритмический рисунок ног, с одной сто­роны, рук я всего тела — с другой. Это позволило балетмейстеру расширить диапазон выражаемых в балетном номере чувств и переживаний, соединить одновременно напряженное волнение и грустную мольбу.

    «Умирающий лебедь»—программный номер Фокина. Вы­ступая против самодовлеющего техницизма и развлекательности балета, он ни в коей мере не хотел упразднить классический ба­лет или пренебречь им. Единственное требование, которое, по мнению Фокина, необходимо предъявлять к любому балет­ному танцу,— это выразительность, наличие художественного образа.

    Фокин писал, что «мысль о создании художественного об­раза, о перевоплощении (в балете.—Г. Д.) лишь зарождалась» в первом десятилетии XX века; «в то время только начинали задумываться над необходимостью единства костюма, грима, танца и пантомимы».1 Деятелям хореографического театра этого периода и в первую очередь Фокину принадлежит честь худо-; жест венного воплощения этого замысла.

    «Лебедь» — одна из первых попыток Фокина создать худо­жественный образ в пределах техники и костюма традицион­ного балета. «В «Умирающем лебеде» я старался доказать, что танец сольный может быть выразительным даже при самом условном костюме...»,— писал балетмейстер в своих мемуарах. Именно это дало основание Фокину считать «Умирающего ле­бедя» переходом от старого балета к новому. Таким танец был для творчества самого Фокина. В истории балета он сыграл значительно большую роль.

    «Умирающий лебедь» — это не просто удачный концертный номер. В нем нашел отражение один из принципов использова­ния Фокиным классического балетного наследия.

    В «Умирающем лебеде» можно заметить косвенное отраже­ние настроений, характерных для русской интеллигенции после поражения революции 1905 года. Однако в танце Фокина воплощены не только трагедия смерти, но и вера в жизнь, любовь

    1 М. Фокин. Воспоминания балетмейстера.— «Анна Павлова». «Ино­странная литература», М., 1956, стр. 161.


    2 м. Фокин






    к жизни. Поэтому его «Умирающий лебедь» сохраняет непре­ходящую художественную ценность и для современного зрителя.

    Первой исполнительницей «Умирающего лебедя» была Айна Павлова. В репертуаре гениальной русской балерины, танцевав­шей такие противоположные по характеру и темпераменту пар­тии как нежная, прозрачная Сильфида («Шопениаяа») и чув­ственный бравурный испанский танец («Раймонда»), «Умираю­щий лебедь» навсегда остался коронным номером. Павлова ис­пользовала в Лебеде и лирические, и драматические краски. Поднимаясь до высот подлинной трагедийности в изображении отчаяния и страдания, она подчеркивала в своем Лебеде тему борьбы за жизнь. При каждой остановке и при каждом падении Павлова — Лебедь собирала все силы для того, чтобы снова подняться, чтобы снова я снова преодолеть, побороть смерть. «Бесконечно любовались мы Павловой в «Умирающем лебе­де»,— писал Фокин.— Волновала, до слез трогала она своим изображением смерти. Но в то же время хорошо, радостно было на душе, и казалось, что бессмертна красота, бессмертно великое иЬкусство и нет ему конца».

    Анна Павлова первая показала «Умирающего лебедя» за границей, и именно ее исполнение обеспечило этой миниатюре мировую славу. Павлова объехала почти весь земной шар. Она танцевала в Европе и Америке, в Китае, Японии, Индии, Египте, на Филиппинах, и всюду в ее программах был «Уми­рающий лебедь». Прав был Дандре, когда писал, что образ Лебедя слился с Павловой, сделался ее символом. «Умирающий лебедь» сыграл особую роль и в жизни Анны Павловой. «Все знают,— писал Фокин,— как удивительно хороша она была в нем, но лишь немногие знают, какое место занимал этот двух- минутный номер в ее сердце... Нетрудно понять, что я почув­ствовал, когда после кончины Павловой узнал, что последние ее слова были об этом танце».

    Лучшая советская исполнительница «Умирающего лебедя» — Галина Уланова продолжает и развивает традиции русского ба­лета. В характеристике улановского Лебедя преобладают эле­гичность, мягкость, нежность. Сама фигура Лебедя — Улановой, ее манера танца глубоко трогательны. Совсем юной балериной Уланова впервые станцевала «Умирающего лебедя»; с тех пор ее трактовка сильно изменилась: как и у Павловой, централь­ной стала тема борьбы за жизнь, усилилось драматическое зву­чание танца. Дарованию Улановой чужда надрывность, и в ми­ниатюру Фокина она вносит свойственные ей гармоничность,

    чистоту, интимность, оттеняя в своем Лебеде черты, роднящие его с Одеттой.

    За годы, прошедшие с момента рождения «Умирающего ле­бедя», на сцене появилось много постановок этого номера, при­надлежащих другим балетмейстерам. Они варьируют преимуще­ственно основные движения фокинского номера. Причины появ­ления этих «Лебедей» различны: одни из них возникли при неудачной попытке восстановить подлинник, другие — как при­способление к индивидуальности определенной танцовщицы; одни постановщики хотели ввести в репертуар всемирно-извест­ный, но незнакомый им номер, Другие — поставить свое имя под гарантирующей успех чужой работой. Постепенно и постановка Фокина претерпевала изменения: переделки и поправки наслаи­вались одна на другую, заслоняя образ подлинника. Отличается от фокинского танца и тот «Умирающий лебедь», который сей­час бытует на советской сцене. В нем первое падение Лебедя оказывается и последним, в то время как у Фокина Лебедь не­сколько раз падает и подымается, что сильнее передает его волю к жизни, его борьбу за жизнь.

    Чтобы избежать искажений танца и дать возможность желающим восстановить подлинник, Фокин и написал предла­гаемую вниманию читателей брошюру «Умирающий лебедь»; она была издана в 1925 году на английском языке.

    Для настоящего издания использован не перевод с англий­ского, а подлинный русский текст Фокина, который и публи­куется без изменений (см. стр. 21—32); некоторые слова, фразы, вычеркнутые Фокиным, но существенные для понимания либо танца «Умирающий лебедь», либо текста брошюры, поставлены в квадратные скобки.

    В брошюре освещены история создания номера и его идей­но-тематическое содержание, общая картина танца и его деталь­ное описание. Фокин рассматривает все основные компоненты «Умирающего лебедя» и его исполнения: характер танца, его технику, музыку, декорации, костюм, освещение. Несмотря на то что Фокин много писал о балете, пропагандируя свои идеи и выступая по поводу различных явлений в балетном театре, он всегда считал, что слово бессильно выразить живое движе­ние. В брошюре не все изложено достаточно ясно и подробно, тем не менее она представляет несомненный интерес.

    Несколько лет спустя после создания «Умирающего лебедя» Фокин показал танец своей жене — Вере Фокиной, другу и по­мощнику балетмейстера на всем протяжении его жизни. Выпуск­ница петербургского Театрального училища, Вера Фокина еще на сцене Мариинского театра проявила себя как незаурядная полухарактерная танцовщица. С «Умирающим лебедем» она выступала во многих городах Европы и Америки. Фотографии Веры Фокиной и иллюстрировали брошюру. Судя по фотогра­фиям, ее Лебедь во многом отличался от павловского: в нем пре­обладали слабость, беспомощность, страдание. Впрочем, сам Фокин указывал на возможность двух трактовок «Умирающего лебедя» — лирическую и драматическую, увеличивая сем самым разнообразие интерпретаций танца.

    Судьба брошюры Фокина оказалась печальной. Она появи­лась в 1925 году, когда профессиональное балетное искусство в Америке только начинало зарождаться, когда США обходи­лись иностранными гастролерами, а количество американских балерин насчитывалось единицами. В этих условиях книга Фо­кина не могла найти читателей; издательство сожгло всю нерас- ироданную часть тиража, считая, что это- более выгодно, чем оплачивать помещение для хранения...'

    «Умирающего лебедя» танцуют во всем мире. В Советском Союзе он пользуется особенной популярностью. Издание бро­шюры Фокина принесет большую пользу не только практикам балета, но и всем многочисленным любителям балетного ис­кусства.

    «УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ»

    ПРИСТУПАЯ к изложению для печати [моего любимого] одного из первых моих сочинений, танца «Умирающий лебедь», я очень хорошо сознаю, как трудно передать словом живую пре­лесть движения, как мертвы все фотографии, диаграммы, испещ­ренные номерами словесные описания... мертвы в сравнении с искусством живого человека на сцене. Но все же я хочу всеми возможными средствами зафиксировать этот танец, изложить возможно понятнее его [смысл], композицию, технику, план.

    Делаю это потому, что в течение почти двадцати лет с тех пор, как я сымпровизировал «Умирающего лебедя», я видел тысячи подражаний и переделок, я видел в самых разнообразных частях света желание передать, воспроизвести то, что пригрези­лось давно когда-то в Петрограде юному начинающему балет­мейстеру. Я хочу помочь тем, кто так же стремится к красоте одухотворенного танца, кто верит в значительность пластиче­ского выражения, кто, не удовлетворяясь пустыми физическими упражнениями, ищет поэзии в движениях танца.

    «Умирающий лебедь» — это переход от старого балета к но­вому. Здесь использованы и техника старого, так называемого классического танца, и традиционный балетный костюм. Но здесь уже все элементы, из которых создался Новый русский балет.1
      1   2


    написать администратору сайта