Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая справка

  • Работа индивидуально

  • Женя Комелькова

  • «Рита знала, что рана ее смертельная

  • - «Ждали немцы Соню или она

  • - «Немцы шли молча, пригнувшись

  • «Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра

  • Эссе (5 минут) Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему" Авторский стул (выборочно зачитывают свои записи)

  • а зори здесь тихие УРОК. А зори здесь тихие


    Скачать 31.13 Kb.
    НазваниеА зори здесь тихие
    Дата28.11.2022
    Размер31.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаа зори здесь тихие УРОК.docx
    ТипКраткий обзор
    #816079

    08.02.2022 Ососкова А.И

    Внеклассное чтение . ( 11 класс) Б.Васильев "А зори здесь тихие.." Сюжет и композиция повести

    Цели.

    Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести. Рассмотреть сюжет и композицию произведения.

    Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста с помощью приемов критического мышления.

    Воспитывать высокие патриотические качества.

    Приемы и методы: РКМ, работа в парах, самостоятельная работа

    Оборудование: учебник, иллюстрации, раздаточный материал

    Подготовительная работа: знать биографию писателя, прочитать повесть

    Ход урока

    Организационный момент. 

    «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами.»

    Б. Васильев

    Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

    Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

    3. Работа по произведению.

    - Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, как Б. Васильев в своём произведении «А зори здесь тихие…» решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение. Мы привыкли, что на войне нет места сентиментальности и нежности. Тема сегодняшнего урока « Сюжет и композиция повести» по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» / Запись тему в тетрадь/
    - Как вы понимаете слово «герой»? /подобрать ассоциации/

    -Таким образом, ГЕРОЙ в нашем понимании - это сильный, мужественный человек, одним словом, - мужчина. Но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, может быть, и не было бы победы.

    -А каких женщин-героев вы знаете?  пулеметчица Маншук Маметова, снайпер Алия Молдагулова, летчица Хиуаз Доспанова.

    Если для мужчины защита отечества – это долг, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик, снайпер. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли.

    Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» рассказывает о судьбе пяти молодых девушек, которые отдали жизнь за «тихие зори» других людей.

    В основе сюжета повести лежит реальная история о подвиге молодых рябят, которые остановили диверсию врага. Но автор принял решение заменить героев мужчин на женщин. Несмотря на то, что «у войны не женское лицо», автор показал, что и женщина способна противостоять врагу. Вот только воевать противоречить женской сущности. Удел женщины – сохранять семью, продолжать род, согревать своим теплом и нежностью. И это они продолжали делать даже во время войны.

    Сюжет повести не замысловат, здесь нет героических глобальных батальных сцен, но есть нечто более важное, глубинное, то что, оголяет человеческую сущность.

    В центре сюжета – Федот Евграфыч Васков. Он является комендантом 171-го разъезда в одной из карельских глубинок. Начинается повесть с того, что герой не доволен своими подчиненными – они от безделья пьют и веселятся с местными женщинами. Будучи сам человеком серьезным, Васков просит начальство прислать ему таких же подчиненных. Руководство прислушалось к его просьбе и прислало действительно порядочных бойцов, вот только одно но – они женщины. Девушки, назначенные зенитчицами, все равно оставались женщинами. И к их привычкам было сложно привыкнуть «замшелому пеньку» Федоту Васкову.


    Однажды одна из девушек заметила в лесу двух немцев. Было понятно, что враги пытаются пробраться к ним. Васков принимает решение действовать на опережение и собирает небольшую группу для разведки ситуации. В нее входят пять девушек: Соня, Женя, Рита, Галя и Лиза. Все они очень разные, но каждая имеет свой полезный навык для этого дела. Соня знает немецкий язык, Рита – опытный руководитель, Женя – отважная и активная, Лиза хорошо ориентируется в лесу. И вот только Галя была слишком молода и наивна для этого дела. Но ее умение выдумывать помогло ей стать частью команды.

    Когда группа нашла диверсантов, то поняла, что ситуация сложная. Немцев было около 16 человек, что значительно больше, чем их группа. Поэтому Васков отсылает Лизу Бричкину разведать ситуацию и по надобности позвать на помощь. Но по пути девушка увязает в болоте. Она пытается выбраться, тем более, что до земли оставалось всего полшага, но она так и не смогла их сделать. Позже Федот Васков поймет, что с ней произошло, увидев ее юбку, зацепленную за ветку. Он в том момент понимает, что помощи им ждать не от кого. Оставшиеся девушки одна за другой погибают, отважно смотря в глаза врагам. И только старшина остается в живых, которому все же удалось взять в плен немцев. Чувство вины всегда потом преследовало Федота Васкова, хотя он и не был виноват.

    Борис Васильев применяет в повести композиционный прием ретроспекции. Она уводит читателя в прошлое героинь. Мы узнаем о том, как каждая девушка жила до войны. И эта мирная жизнь противопоставляется военному времени. Писатель показывает, что сделала война с жизнью человека.

    Ретроспекция (от лат. retro – назад и specto – смотрю) - обращение к прошлому, рассматривание минувших событий, значит, прием ретроспекции в литературе подразумевает включение в повествование событий прошлого.

    2. Формирование новых понятий.

    а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.

     Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) Б.Л. Васильев много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам

    Историческая справка

    б) «Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград». 

    3. Осмысление материала.

    - Где и когда происходят изображённые в повести события? Найдите в тексте и зачитайте.

    Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на 171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные четверенки.

    -Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты. Почему?

    Работа индивидуально:

    -Сейчас попрошу вас поработать. Нужно дать характеристику каждой героине, следуя вопросам, заполнив таблицу:

    1) Как складывалась довоенная судьба героини?
    2) Что привело героиню на войну?
    3) Как проявила она себя на войне?

    4) гибель

    по таблице №1

    Героиня_______________________________________________________________

    До войны

    гибель







    Соня Гурвич

    Лиза Бричкина

    Галя Четвертак

    Женя Комелькова

    Рита Осянина

    Материал для работы

    Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

    Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

    Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

    В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

    В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

    И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

    «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

    «Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

    Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

    Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

    Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

    Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

    Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

    Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

    Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

    «Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

    - «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

    Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

    Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

    Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

    И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

    «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

    - «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

    С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

    - А-а-а!

    Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

    Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

    Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

    «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

    «А-а-а!

    Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

    Замерло все на поляне».

    «Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

    • Ребята, каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

    фрагмент Васков и немцы

    Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

    Эссе (5 минут) Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему" Авторский стул (выборочно зачитывают свои записи)

    3. Обобщение учителя.

    Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.
    4. Рефлексия

    Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
    Я предлагаю вам сказать несколько слов, выражающих ваше состояние после того, как познакомились с сюжетом повести.

    эмоции

    2 факта,которые вас потрясли

    1 пожелание

    6. Домашнее задание

    Посмотреть фильм 1972 и 2015 года


    написать администратору сайта