Фокин. Ответ- Фокин. Актерские задачи в бессюжетном
Скачать 12.76 Kb.
|
1.Актерские задачи в бессюжетном 2.Хореографические и стилистические особенности балетов «Шопениана» и «Карнавал» В балете М. Фокина «Шопениана» сюжета нет, а есть образы. А если есть образы, возникают ассоциации. Юноша — юноша- поэт, романтический образ, это центр композиции. Хореограф показывает двойственность образа юноши и состояния его души. Мазурка взволнованный порыв, влюбленность, полет. Прелюд - раздумье. Сильфиды - это духи природы, романтический образ,Сильфиды духи природы. Они не живые, не реальные. Сильфиды иносказательно раскрывают образ юноши. В мазурке сильфида улетает от юноши, а он гонится за ней как за мечтой. В дуэте, простые sissones и другие подъемы символизируют образ улетающей Сильфиды. Стремление передать невесомость — это образ Сильфид. Кордебалет в Шопениане — такой же значимый персонаж, как и солисты. Он живое дополнение каждого образа. Фокин обладал редкой музыкальной чуткостью и умением превратить в танцевальные формы впечатления, почерпнутые из изобразительного искусства. Каждое сочинение Фокина имело свой неповторимый образ. Для каждого балета он искал пластику: позы, движения, жесты соответствовали эпохе (а в стилях эпох Фокин разбирался великолепно), сюжету, характерам персонажей, их национальности, социальному статусу. Любое движение танца точно отвечало поставленной драматургической задаче. В спектаклях Фокина гармонично взаимодействовали хореография, музыка, живопись, литературная основа. Фокин отрицал универсальность классического танца и пользовался им как одним из выразительных средств наравне с другими. Он призывал не составлять комбинации из готовых движений, а создавать в каждом случае новые формы. «Каждому спектаклю – свой неповторимый образ», – вот творческий завет М. Фокина. Приверженцем такой позиции будет Л. Якобсон. Фокин создавал только свои оригинальные балеты, не касаясь чужих, не изменял, не переделывал, не «улучшал» и не «совершенствовал». Такое отношение к классическому наследию стало его убеждением. Фокин каждое классическое движение осмысливал как образное. Простые sissones из стороны в сторону у Фокина это образ улетающей Сильфиды, способ показать невесомость. Фокин обращал внимание на акценты. Он писал о том, что часто ни публика, ни танцующие, ни даже сочиняющие танцы не замечают, что одно и то же движение получает совершенно иной смысл в зависимости от т того спускается ли танцовщица в такт музыки или поднимается. В первом случае, как бы отбивая такт или долю такта ногой , она выражает уверенность, во втором, то есть взвиваясь на воздух или на кончик пальцев — легкость воздушность, неземную сущность фантастического существа. Фокин говорил что его мысль в том, что даже в абстрактных танцах, в балетных танцах на пальцах правда жеста, правда движения должна быть основной. Танцы в «Шопениане» показывают зрительный образ музыки. Идеи романтизма как направления в искусстве вылилось в подъем на пальцы как возвышенное устремление. Балерины поднялись на пальцы, чтобы показать воздушность, улететь от земли и не касаться ее. Фокин использует арабеск как символ того что Тальони в «Сильфиде» поднялась на пальцы и устремилась вверх. В другом балете «Карнавал» — бытовое сюжетное произведение, Фокин пользуется необычными для традиционного балета средствами отанцованой пантомимы. Здесь Фокин отказался от условного жеста и пантомимы, в которых движение оторвано от музыки. Здесь фактически та же мысль что и в «Шопениане» — эпоха романтизма, но выражена в другой форме. Классический танец здесь играет эпизодическую роль. Он лишь краска, которой Фокин пользуется очень бережно. Этим «Карнавал» принципиально отличился от «Арлекинады» Петипа 1900 года, где персонажами также были маски итальянского народного театра комедии Дель Арте. В балете тесно взаимодействуют драма и балет. Фокин передаёт серию очаровательных сценок, в которых прелесть зависит от маленьких, неуловимых, быстрых жестов, лукавых улыбок, кокетливых перебегов и стильного жеманства , передающих эпоху. Хореография простая построена на нюансах, на перебежках и полутонах. Фокин изображает то, что даёт ему музыка и костюмы. В каждом из своих спектаклей Фокин находил новую форму, соответствующую исторической эпохе, сюжету, стилю. - Выступал против канонических форм и выразительных средств, против штампов классических балетов. Классический танец он считал не основным, а только одним из многих выразительных средств. - Придал новую – действенную – роль кордебалету. - Нивелировал границу между танцем и пантомимой. - Осуществил синтез искусств, придавая большое значение зрелищной сценографии, драматической составляющей. - Часто использовал музыку, не предназначенную для балетных спектаклей. - Над постановками своих балетов работал в тесном сотрудничестве с художниками, танцовщиками, композиторами (если они специально сочиняли для этого музыку). |