плопожл. букейхано. Алихан Букейханов
Скачать 26.53 Kb.
|
Алихан Букейханов: человек - легенда Начало пути Есть деятели, имена которые не тускнеют с годами. Такой яркой личностью был Алихан Букейханов. И несмотря на многолетние запреты, шельмование как «буржуазного националиста», «классового врага» их идеи помогли изменить мир к лучшему. Алихан Букейханов (в личном листке - Букейхан) родился в марте, по одним данным, в 1866, по другим - в 1869, а в энциклопедии «Казахстан» - в 1870 году. (Алихан Букейханов и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родились примерно в один и тот же период. Оба были видными политическими фигурами своей эпохи и оба стали участниками величайших революционных событий начала ХХ века.) Алихан Нурмухаметович Букейханов родился в небольшом ауле современного Актогайского района Карагандинской области. Потомок чингизидов, в детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится в трехклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище, а затем и Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов. Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши. В конце ХІХ века, будучи членом Западносибирского отделения Российского императорского географического общества, Алихан Нурмухаметович публикует глубокие научные исследования. В частности, его труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге, в многотомном альманахе: «Россия. Полное географическое отношение нашего отечества». Кроме того, публикует серию статей по истории и этнографии казахов. Переломную роль в жизни молодого ученого и публициста играет его участие в работе экспедиции Ф.А. Щербины, которая исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана. Затем он принимает участие в исследованиях по Сибири, публикует статьи и монографии. В частности, из-под его пера выходят работы «Женщина по киргизской былине», «Кобыланды» и другие солидные работы. Печатные труды А. Букейханова получают признание среди научной интеллигенции В 1909 году им был издан сборник произведений Абая в Петербурге. Научная и публистическая работа А. Букейханова была многогранной и его исследования не потеряли актуальности и по сей день. По некоторым сведениям, Алихан Букейханов экстерном закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Штурмующее небо Плыли тучи и дожди стучали, А теперь иная полоса. Если мы устали от печали, «Душу просветляют небеса»! М. Жумабаев Идеи защиты бесправного народа от притеснении колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной деятельностью. В этот же период Алихан Букейханов начинает заниматься активной политической деятельностью. Политические взгляды А. Букейханова, сначала принявшего марксизм, изменяются после революции 1905 года. В марксизме он не принимает агрессивные идеи отрицания частной собственности, идеологию классового превосходства. В ноябре 1905 года он выступает как делегат на съезде земских и городских деятелей России, где подготовил доклад о необходимости свободного употребления родного языка, свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. В том же году он вступает в партию кадетов (конституционно-демократическая партия) и избирается членом ЦК. А. Букейханов часто публикуется на страницах газеты, его имя становится известным, в 1906 году он становится на короткий период депутатом I Государственной Думы. Причем в депутаты А. Букейханов прошел, получив 175 голосов «за» и только выборщик был против. При его активном участии начинает издаваться газета «Казах», сыгравшая огромную роль в подъеме духовной жизни местного населения. В этот же период за ним устанавливается мощнейшая слежка, его неоднократно заключают под следствие. Во время национально-освободительного восстания 1916 года Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции, справедливо полагая, что в условиях войны в отношении восставших будут применяться жестокие меры, призвали местное население воздержаться от участия в восстании. Харизматичный деятель конкретными делами помогает обездоленным. В 1917 году Алекен возглавил в Минске отдел инородных народов, призванный помочь восточным народам, представители которых оказались на фронтах Первой мировой войны. Его имя становится узнаваемым в самых разных концах империи. Падение самодержавия А. Букейханов принял с большой радостью, так как надеялся, что теперь последуют социальные реформы. Вместе с единомышленниками он выдвигает лозунг демократической республики, предоставления земель тем, кто извлекает из нее доходы. В телеграмме, отправленной на родину, А. Букейханов пишет: «Взошла заря свободы». В марте 1917 года А. Букейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель в этот период - провозглашение и создание казахской автономии. В мае А. Букейханов добивается прекращения жестокой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле этого же года по инициативе А. Букейханова и его соратников приходит 1-й Всеказахский съезд, создается партия «Алаш» со своей программой. В советский период программа и деятельность партии «Алаш» подвергалась тотальному остракизму, как «буржуазные и националистические». На самом деле, объективный и непредвзятый анализ показывает, что в пунктах программы провозглашаются те принципы, которые характерны для стран с демократическим устройством. В частности, в первой части программы провозглашается, что «Россия будет демократической, федеративной республикой, в которой каждое государство будет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать». Во главе правительства будет президент, избираемый по желанию Учредительного собрания и Государственной Думой на определенный срок. Депутаты будут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия, пол. Члены партии «Алаш» сторонники справедливости, спутник бедняков! Враг притеснителей». Г. Потанин, анализируя проекты, выдвинутые лидерами «Алаш-Орды», подчеркивает, что надлежащей формой государственного устройства для них выступала «не родственная автономия, а автономия, привязанная к земле». В программе также были описаны основные права граждан, религиозное дело, правосудие и суд, защита страны. В налогообложении предусматривалось прогрессивное налогообложение, в параграфе IX рассматривались проблемы науки, образования, в Х - земельный вопрос. И никаких сословных привилегии для диктатуры пролетариата, разжигания классовых различий, характерных для программ коммунистических партий (как известно, Манифест коммунистической партии, программы коммунистов стали идеологической базой всех коммунистических режимов для репрессии, насильственной реквизиции, уничтожения интеллектуалов). Как справедливо замечает Дина Аманжолова (см. «На изломе. «Алаш в этнополитической истории Кахзахстана». Алматы, 2009), установки партии Алаш на создание демократического, правового, экономически свободного, просвещенного общества расценивается как одна из немногих реальных, но упущенных возможностей качественно иного, нежели советской, варианта развития Казахстана. 1917 год. В пламени пожара «В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны. Плакали зеленые бури, Таяли звездные сны». А. Блок Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. В ноябре 1917 года власть в Петрограде (Санкт-Петербург в 1914 г. был переименован в Петроград) захватывают большевики. А. Букейханов в «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам» от 1 декабря 1917 года обвиняет Ленина в единоличном и безответственном правлении и отстаивает приоритет демократических свобод. Он прямо обвиняет большевиков в склонности к насилию, диктатуре и четко, указывает: «... С лица большевика спала красная маска революционера». Идеи демократов России, в том числе и А. Букейханова, о созыве Учредительного собрания и выборе платформы для дальнейшего развития страны были жестко пресечены В. Лениным, Д. Троцким и другими вождями большевиков. В России развернулась гражданская война, жестокая, не знавшая пощад. В условиях кровопролитной гражданской войны казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Созванный срочно ІІ-й Всеказахский съезд (5-13 декабря 1917 г., г. Оренбург) единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, дабы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета Алаш-Орды был избран (большинством голосов) Алихан Букейханов с временной столицей в г.Семипалатинске (Семей). Делегатом было поручено подготовить созыв собрания и провозглашение автономии Алаш-Орды, то есть Казахстана. В программе Алаш-Орды выдвигалась идея справедливого устройства, которая была реализована только частично. В условиях войны лидеры Алаша входили во временный союз с командованием Белой армии, но в то же время начинаются переговоры с вождями большевиков. В марте-апреле 1918 года руководитель Наркомнаца И. Сталин и лидеры Алаша обмениваются телеграммами и говорят по прямому проводу. Д. Аманжолова отмечает, что Сталин в тот период считал даже возможным признать решения Всеказахского съезда. А. Букейханов, будучи в Семипалатинске, несмотря на угрозы лидеров «Уш жуз», активно участвует в переговорах. Лейтмотив и магистральная цель соратников А. Букейханова в этот период -получение автономии. Телеграммы с Москвы печатаются тут же и комментируются в журнале «Абай». Примечание: перевод с оригинала на русский язык осуществлен доктором юридических наук, профессором М. Кул-Мухаммедом. Возможно, эти месяцы с марта 1917 года по осень 1920 года стали звездным часом А. Букейханова. Исполнилась его мечта о создании хоть и куцей, но все-таки казахской автономии. Он и его соратники хорошо понимали, что противостоять вооруженным отрядам Красной и Белой армий невозможно. Входить в конфликт с ними означало гибель и разорение аулов. Это было время ужасной неразберихи, когда человеческая жизнь мало что стоила. А. Букейханов и его соратники сами нередко оказывались на волоске от смерти. Своеобразным характерным их девизом стали строки из письма Миржакипу Дулатову, написанные Отыншы Альжановым: «Для народа наступила лихая година, он умывается кровавыми слезами. В таком состоянии я не могу их бросить. Буду ли я жив, погибну ли - у меня один путь - быть вместе с ними». Трагедия движения автономистов и лично лидеров движения А. Букейханова, Ж. Досмухамедова, А. Байтурсынова заключалась в том, что руководство Белой и Красной армий не понимало стремление националов к свободе, к обществу, свободному от угнетения. Драма алашординцев была и в том, что они оказались втянутыми в водоворот событий гражданской войны, стали активными участниками этих событий, но они не были их инициаторами. При желании лидеры Алаш-Орды могли эмигрировать или отсидеться на тихой окраине. Их метания, желание войти в союз с теми или иными силами были продиктованы стремлением защитить народ от пылавшего огня. В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер Алаш-Орды привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Одаренный от природы, энергичный А. Букейханов занимается также землеустройством, организацией овцеводства. Кроме прочего, он нередко консультировал наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, давшая большие обещания, становилась все более агрессивной. Один эксперимент следовал за другим. В 20-е годы ограничиваются гражданские свободы, пресекается деятельность альтернативных партий, свободные СМИ уничтожаются. По мере укрепления большевизма все более-менее значимые лидеры республики были взяты «под особый контроль». Естественно, не избежал этой черной участи А. Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году, за выезд из Москвы без разрешения (?) был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Вызовы в «контору» и краткосрочные аресты были и в последующем. Но тяжелые времена, гибель зятя, молодого наркома Казахстана Смагула Садвакасова, не сломили его волю. Видевшая Алихана во время похорон в мае 1934 году в Москве жена Сабита Муканова - Марьям - вспоминала: «Он был очень красивый и имел царственный вид». Конец. Лихая година. «... И глухо заперты ворота, А на стене, а на стене -недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине.» А.Блок Алихан Букейханов, один из выдающихся деятелей Казахстана, был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил дочери, что его теперь уже не выпустят и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много прекрасного для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. Парадокс заключался в том, что ему, так же как многим его соратникам, пришлось увидеть тюрьмы как Российской империи, так и Советского Союза. 27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно. Говоря о людях, попавших под репрессии, а они длились не один десяток лет, мы должны понять, какие глубокие страдания понесли эти люди. Они теряли своих друзей, соратников, целые семьи повергались разгрому, растаптывались их человеческие идеалы во имя мифических целей «построения коммунизма». Социальный эксперимент (о нависшей опасности, исходящей от большевиков, А.Букейханов предупреждал еще в 1917 году) в 20-е годы был развернут по всем фронтам. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге семидесятилетия. Какой вред мог он нанести могущественной Советской власти?!! Он пережил В.И. Ленина на 13 лет, хотя мог жить долго и приносить людям добро. Имя его и его соратников запрещено было произносить, а если и упоминали, то только в крайне негативных тонах. Вырастали целые поколения казахстанцев, не знавших о трагической судьбе лидера казахских интеллектуалов начала ХХ века. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Букейханов был оправдан связи с отсутствием состава преступления. В работе «В потоке истории» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Мы можем определенно сказать, что деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному, но и по своему гражданскому и нравственному уровню». «Казахская степь... не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью». «Стремление служить нации и народу – это не от знаний, а от характера» «Нужно предоставить народам право жить не по Марксу, а так, как они захотят!» «…Для укрепления нового порядка необходимо скрепить братские узы с другими народами» «До самого судного дня казахи останутся казахами. В нынешний век просвещения, создав современную «Казахскую культуру» с одной стороны и «Казахскую литературу» - с другой, казахи намерены сохранить свою национальную самобытность и идентичность!» «Самоуправление начиная снизу, с поселков, и кончая высшей теперешней административной единицей. Все должно быть выборное, все должно получить санкцию народа. Иначе ни одно учреждение не имеет оправдания в своем существовании». «Народ, его мнение, его воля – это высшая санкция закона». «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и, пока я жив, не перестану служить казахам». «Желать зло другим, значит делать себе. Потому что мы с другими составляем то, что называется человечеством. Что царит над природой в силу своего ума, и без чего нет у нас жизни. Самое трудное, что невозможно достигнуть ни умом, ни богатством – спокойствие душевное, доступное только высшей нравственности, которое мы почувствуем только тогда, когда ни душой, ни телом не сделаем никому зла». |