Аллегория пещеры: современное прочтение. Эссе по философии. Аллегория пещеры современное прочтение
Скачать 21.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭССЕ ТЕМА: «Аллегория пещеры: современное прочтение» Выполнила Павлий Елена Студентка 1 курса Группа ДОТ Учет и Аудит «Аллегория пещеры: современное прочтение» В работе Дерека Джонстона « Краткая история филосии» я прочитала что, Платон утверждает что мы не понимаем окружающих нас вещи если не думай о них усиленно. Но понять это все не очень то просто, особенно понять за короткий промежуток времени. Платон хотел показать нам что реальность находиться за предел нашего понимания. С Платоном были согласны многие , для них свойственно принимать окружающий мир таким , каким он кажется на первый взгляд. Но тогда Платону этого было недостаточно. Он Жаждал продемонстрировать различия меж беззаботным поверхностным восприятием наружных качеств какого-нибудь объекта, методикой знания находящегося вокруг мира простого человека и глубочайшим размышлением над сутью реальности, методикой знания философа. В один день Платон рассказывает одну историю в котором показывает основы мироустройства. Это аллегория пещеры. Платон утверждает, что большинство людей будто бы находится в некоей пещере. Люди смотрят на заднюю стену пещеры. Позади них расположена другая невысокая стена. Все вещи находятся за ней, причем за этой маленькой стеной светло, так как окружающее пространство освещается солнцем. Так что же видят люди, сидящие лицом к задней стене пещеры? Они видят лишь тени вещей, которые отбрасываются светом и отражаются на стене пещеры. Но ведь это нереальные вещи. Чтобы увидеть то, каковы вещи в действительности, человеку необходимо выйти из пещеры на солнечный свет. С другой стороны, хотим ли мы выйти на свет? Большинству людей проще оставаться в пещере, они довольствуются этим, ведь при выходе они, вероятно, испугаются действительности. Им гораздо удобнее и привычнее видеть вещи такими, какими они отражаются в их пещере. Людям достаточно внешних черт действительности. Они попросту не желают видеть вещи в реальности. Они не хотят, чтобы солнце ослепило их. Только философы, намеренные потратить годы на постепенный переход от восприятия внешних черт действительности к осознанию ее реальной сущности, являются людьми, которые выходят на солнечный свет и видят окружающий мир таким, каким он существует в реальности, даже если он совсем не такой, каким они его поначалу представляли. Эта известная аллегория Платона изложена в форме диалога между Сократом и братом Платона Главконом. Сократ предлагает Главкону представить мир, где иллюзия воспринимается как реальность. Для наглядности он приводит такой пример. Предположим, есть пещера, в которой с рождения живет группа людей. На ногах и на шее у них оковы, не дающие им повернуться. Поэтому они видят только то, что у них перед глазами: каменную стену. За спиной узников в вышине горит огонь, а между ним и узниками – низкая стена, по которой ходят люди с разными предметами на головах. Предметы отбрасывают тени на каменную стену. Тени – единственное, что могут видеть узники. Единственные звуки, которые до них доносятся, – эхо пещеры. Поскольку узники никогда не видели настоящих предметов, а только их тени, они ошибочно принимают эти тени за реальность. Эхо пещеры они считают звуками теней. Если на стене появляется тень книги, узники думают, что видят саму книгу: в их реальности нет теней. В конце концов одному из них удастся понять природу этого мира, и он будет догадываться, какая тень появится следующей. Благодаря этому он получит признание и уважение других узников. Эта известная аллегория Платона изложена в форме диалога между Сократом и братом Платона Главконом. Сократ предлагает Главкону представить мир, где иллюзия воспринимается как реальность. Для наглядности он приводит такой пример. Предположим, есть пещера, в которой с рождения живет группа людей. На ногах и на шее у них оковы, не дающие им повернуться. Поэтому они видят только то, что у них перед глазами: каменную стену. За спиной узников в вышине горит огонь, а между ним и узниками – низкая стена, по которой ходят люди с разными предметами на головах. Предметы отбрасывают тени на каменную стену. Тени – единственное, что могут видеть узники. Единственные звуки, которые до них доносятся, – эхо пещеры. Поскольку узники никогда не видели настоящих предметов, а только их тени, они ошибочно принимают эти тени за реальность. Эхо пещеры они считают звуками теней. Если на стене появляется тень книги, узники думают, что видят саму книгу: в их реальности нет теней. В конце концов одному из них удастся понять природу этого мира, и он будет догадываться, какая тень появится следующей. Благодаря этому он получит признание и уважение других узников. Когда бывший узник вернется в пещеру, ему снова нужно будет адаптироваться к темноте. Другим его поведение покажется странным (ведь темнота пещеры по-прежнему остается их единственной реальностью). Вместо благодарности и признания они назовут своего бывшего товарища глупцом и не поверят его словам. Они даже станут грозить ему смертью, если он их освободит В «Аллегории пещеры» Платона мы знакомимся с вымышленными заключенными, которые с самого рождения жили в глубине пещеры всю свою жизнь. Поистине, они не знают ничего другого, кроме того, что им предоставляется. Заключенные в цепях, поэтому они могут только смотреть вперед. Позади них есть тропинка с пылающим огнем, которая проецирует предметы на стену перед ними, от теней людей, которые путешествуют, предметов и других вещей. Для них, безусловно, есть одна реальная вещь – это тень, проецируемая перед ними. Это можно перевести как низкую форму понимания из-за того, что заключенные хотят верить в реальность. Затем Платон дает описание того, что могло бы произойти в случае, если один из заключенных смог сбежать из кабалы и покинуть пещеру. Если смотреть прямо на солнечный свет, его глаза будут болеть, и он может даже захотеть вернуться в пещеру, потому что действительно удобнее быть там, где меньше боли. Но если этого не произойдет, он может приспособиться и увидеть людей и объекты, которые он первоначально видел как тени. Платон продолжает: если заключенный продолжит побег и сможет покинуть пещеру, он будет ослеплен истинной реальностью. Но через некоторое время он привыкнет и сможет увидеть вещи в этом верхнем мире и признать, что они более реальны, чем тени, которые он испытал в пещере. Если этот сбежавший заключенный, наконец, вернется обратно в пещеру с намерением просветить своих собратьев-заключенных, все еще частично ослепленных осветительным опытом, заключенному будет трудно приспособиться к жизни в тени. Таким образом, он не сможет убедить других заключенных в том добре, которое он видел. Люди и реальность того, что представляет собой вселенная, прекрасно отражаются заключенными и темным миром, где мы постоянно испытываем тени реальности. Пещера Платона Как и заключенные в пещере, люди проводят большую часть своей жизни в пещере, прикованной на месте, так что мы можем видеть только тени реальности, проецируемые на стену перед нами через большой огонь. Большинству людей будет приятно видеть изменяющиеся узоры теней перед ними, но немногие будут пытаться их видеть и учиться у них, но в любом случае они видят только тени реальности. Тем не менее, если одному такому человеку удастся вырваться на свободу и сбежать из «пещеры». Он непременно увидит истинную природу существования. Он, несомненно, мог бы вернуться обратно в пещеру и попытаться объяснить другим, что такое истинная реальность и насколько она отличается от проекции, но есть большая вероятность, что он ему не поверит. Скорее всего, они будут довольны тем, что продолжат придерживаться своих давних убеждений, какими бы плохими они ни были. Люди воспринимают то, что можно считать тенями воображения, как реальность. Выход из наших пещер символизирует изучение истинной природы человечества в его божественной форме, в духе и во всем остальном, но самое главное, в морали, доброте, красоте и истине. Для Платона солнечный свет является представлением истины, а божественный, в то время как огонь в пещере, является низшим источником света и не является частью истины и добра. Как только человек может достичь этого знания об идеале, ему может быть трудно вернуться в обычный мир, где обычные объекты являются лишь отражением. Лично я, возможно, не в состоянии воспринимать истинную форму реальности, а не просто тени, подобные тени заключенных, но, по крайней мере, я понимаю, что истинная форма реальности лежит за пределами нас и того, что мы воспринимаем в Мир – это только тень, спроецированная на стену, которая заставляет нас думать, что это реальный объект. Мышление, основанное на тенях, связывает человечество с цепями невежества. Поэтому мы видим и слышим вкус и ощущения, обоняем и интерпретируем мир и формируем наши убеждения таким образом, который определяется опытом, который мы воспринимаем из мира. Эти убеждения, однако, не имеют никакого отношения к объективной реальности. Таким образом, мы живем двумя жизнями, одна из которых является тенью нашей реальности, движима воображением и формируется от рождения общественным опытом и теми, которые нам не видны, что, по моему мнению, охватывает действительную реальность. Одна из этих двух реальностей раскрывается перед человеческим глазом, день за днем отражаясь прямо перед нами на протяжении тысячелетий. Как люди, мы живем в реальности того, что мы видим, чувствуем и ощущаем – тени на стене пещеры. Аллегория Платона предназначена для того, чтобы побудить человеческую расу выйти из тьмы своего невежества в сияние солнечного света, например, познать вещи такими, какие они есть на самом деле. Писающие тени, отбрасываемые сквозь мерцающий огонь, показывают воображение людей. Ирония показывает, что только естественный солнечный свет может пролить свет на ошибки, которым подвержены наши убеждения. Аллегория Платона о пещере показывает, как наше первобытное подсознание удерживало нас во тьме суеверий, а также невежества. Задавая вопросы тем, кто предполагал, что они обладают знаниями, он обнаружил неловкий факт, что мы обычно живем по смутным полуправдам, и он доказал ложность софистики, которую мы обычно используем для маскировки нашего невежества. В диалогах Платон оставил запись о неповторимой мудрости Сократа. Сам Платон считает, что личная преданность идеалу была необходима для того, чтобы душа стала бессмертной. Поэтому я считаю, что когда человек живет верным себе, когда он или она посвящает свою жизнь работе, вере или идеалу, человек вряд ли делает это в целях эго. Я, я и я не имеем ничего общего с любовью или преданностью. В этом случае поиск совершенства выходит за рамки личности и требует решимости и преданности делу. Только когда ум находится в состоянии сверхъестественной концентрации, вечность становится очевидной. Это состояние переживается за пределами каждого индивидуального ограничения, эмоций и интеллекта. Сегодня большинство из нас слишком озабочены успехом, деньгами, вознаграждением, а не реализмом. Однако не так много добродетелей заключается в такой форме страсти. То, что кто-то делает ради себя, ищет и находит свою награду. Любое чувство истинного достижения имеет тенденцию быть больше, чем любое тщеславие успеха. То, что понимает разум, превосходит реальность этого мира. Пещерная метафора предполагает, что понять идеальную реальность может быть непросто, поскольку мы привыкли думать, что видимая реальность – это все, что есть. Даже при том, что мы все рождены с пониманием идеальной реальности, проблема в том, что большинство из нас забывают, что мы родились, зная, потому что нас сбивают с толку видимости вещей. Даже если мы можем забыть идеальную реальность, иногда мы можем вспомнить ее снова. Смысл истории в том, чтобы показать, насколько сложно понять идеальную реальность. Тени, отраженные на стене пещеры, представляют собой то, что реально. Изображение чего-либо или отражение, увиденное в чем-то, не является самой действительной вещью, но иногда мы можем верить, что это, на самом деле, действительная вещь. Точно так же тени в пещере не являются вещами, которые отбрасывают тень, даже если они могут помочь нам понять, что это за вещи. То, что происходит в пещере, отражает наш обычный опыт. Мир вне пещеры представляет идеальный мир форм. В заключение я утверждаю, что, основываясь на «Аллегории Платона» о пещере, правду о том, что реально, можно постичь только после того, как человек выйдет из пещеры и останется там, несмотря на трудности, с которыми он может столкнуться. Помимо этого, люди и реальность того, что представляет собой вселенная, прекрасно отражаются заключенными, мы ограничены контролирующими силами, которые являются результатом того, чему мы учимся в целом, чему нас учат и, конечно, внедряет систему образования. Это, однако, тени воображения, воспринимаемые как реальность, и мы проводим наши жизни в наших собственных пещерах, прикованных так, что мы можем видеть только тени реальности. На этом этапе человеку нужно по-настоящему осознать, что является правдой и что включает в себя воображение. Тени на стене пещеры становятся реальностью, как только человек покидает пещеру. Поэтому Платон продолжает: Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь? — Конечно, он так подумает. — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не отвернётся он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают? — Да, это так. В этой притче Платон обращает внимание на то, что познание и понимание сущности вещей не даётся само собой, а требует труда и усилий. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те, кто проник в сущность идей, в особенности — идеи блага. Сопоставление образа пещеры с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет утверждать, что это не просто «литературное отступление», а сердцевина платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа определяет чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии. |