Главная страница

тгп общество. Анализу общества Категория общество является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии. На сегод


Скачать 39.93 Kb.
НазваниеАнализу общества Категория общество является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии. На сегод
Анкортгп общество.docx
Дата19.09.2018
Размер39.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп общество.docx
ТипДокументы
#24812

1. Понятие общества

Системный подход к анализу общества

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

2. Основные подсистемы общества

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.\

Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.

С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.

При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.

Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.

Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.

Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

3. Типологии обществ

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

4. Гражданское общество, его признаки и основания

Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных и негосударственных структур. В результате этого стимулируется движение к правовому государству, согласующему свою деятельность с законом, и ответственному обществу, учитывающему объективные потребности государства.

Одна из важнейших задач гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот, охраняло ее.

Степень воплощения этого императива в реалиях публичной жизни – важный показатель существования гражданского общества. Гражданское общество имеет признаки, отличающие его от других негосударственных образований: церкви, общественных объединений, традиционной общины. Среди этих признаков можно выделить следующие:

1) комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений;

2) децентрализованный характер, т. е. невозможность создания гражданского общества централизованными органами государственной власти;

3) динамизм, подвижность различных ассоциаций при свободе их возникновения, ликвидации, деления, перегруппировки, переориентации;

4) демократизм, который определяется самостоятельностью и самодеятельным характером гражданских ассоциаций;

5) зависимость от образа жизни людей, генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества.

Помимо отличительных признаков, гражданское общество имеет и свою четкую структуру. Его элементы существуют во всех сферах общества, что характеризует его как сложную социальную систему. В экономической сфере элементами гражданского общества являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальные предприниматели и др.

В социальной сфере гражданское общество представлено сельскими общинами, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья, органами местного самоуправления, объединениями по интересам.

В общественно-политической сфере это различные общественные объединения и движения, лоббистские образования, профессиональные союзы, избиратели. В духовной сфере проявления гражданского общества – негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы, культурно-национальные общества и автономии.

Итак, нетрудно увидеть, что гражданское общество является сложным образованием, которое охватывает различные сферы общества. Во многом это обуславливается многогранностью функциональных задач, которые оно выполняет. Среди них:

1) воспроизведение ценностей, обычаев, норм, позволяющих осуществлять комфортное общежитие;

2) формирование и поддержка среды, в которой формируется активный социальный тип гражданина;

3) поддержание моральных устоев общества: порядочности, честности, гуманности, достоинства человека;

4) обеспечение формирования разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;

5) регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций, разрешение конфликтов;

6) осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

7) сочетание социальных симметрий и асимметрий в структурах гражданского общества, что позволяет поддерживать социальную справедливость;

8) создание форм демократического оппонирования и демократической конструктивной оппозиции.

Так как гражданское общество имеет выходы во все сферы и активно включается в политическую жизнь, то именно оно способствует формированию интересов и потребностей людей. Интересы и потребности людей нередко осознаются как включенные в социальный статус человека и гражданина. Другими словами они осознаются как сочетание интереса человека с его достоинством. Это сочетание воспроизводится в форме прав и свобод человека и гражданина. Эти права классифицируются в зависимости от включенности человека в те или иные ассоциации на три группы:

1) естественно-антропологические, реализуемые в рамках семьи, местной общины, личного состояния;

2) духовно-культурные, выражающие достоинство человека как мыслящего существа, включенного в сферу мировой культуры, духовных традиций этноса;

3) агентно-профессиональные, реализующиеся как способность человека производить материальные и нематериальные ценности, выступающие как товары и услуги и потребляемые другими людьми.

Формирование гражданского общества в России началось только в начале XX в., когда бурно происходило формирование легальных политических партий, складывался парламентаризм. Однако этот процесс был прерван большевизацией государственной власти.

Следующий этап становления гражданского общества начался лишь в 90-е гг. XX в. Однако этот этап был осложнен значительным ослаблением государства и разрывом между ним и обществом.

Поэтому вместо общественных объединений и организаций силу набирали организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники, криминальные финансовые группы.

В итоге посредниками между гражданским обществом и государством стали мощные лоббисты и олигархические элементы. В результате не сложилась нормальная партийная система, ослабли профсоюзные объединения, возрос абсентеизм избирателей, атомизация гражданского общества. Все это указывает на невозможность говорить сегодня об окончательном формировании в России гражданского общества.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная

совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,

социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим

традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между

обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,

включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,

уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не

институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее

подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,

культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы

наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,

пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.

Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и

внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-

контрольной ролью самой политики .

Политическая система конкретного общества определяется его классовой

природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского

и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического

режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-

политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных

либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства

(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),

характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе

(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности

(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),

исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически

активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,

с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за

счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип

политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в

длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других

систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое

имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом

смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций

(партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти

политического центра и местного самоуправления), границ политического и

экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни

человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных

пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой

и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в

конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического

процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др.

элементов политической системы/ а также отношений между ними, включая такие

существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,

пространства централизованной концентрированн

Уровни

Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной

сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система

складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух

институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или

промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового

(микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно

конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих

структур политическая система включает деление на субъекты политических

отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых

членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая

система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в

демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,

исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества

и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет

исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской

формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций

разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами

контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или

конституционного суда; при приоритете права и закона).

Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти.

Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами:

массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной

властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями -

экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.)

массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами

(ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) .

Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции

(парламентской, партийной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и

функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов

(государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и

т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых

политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей,

бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров

и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями,

партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально

существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и

полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).

Другой ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных,

сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и

неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные

содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.),

группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной

администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы.

Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,

которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его

периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими

эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с

государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и

муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,

профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные

предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие

учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа,

театр, армия).

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами

политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы

государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам

политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень

политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются

наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые

параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных

государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при

определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские

отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются

особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина,

земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция

официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные

(теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный

рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного

рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут

оказывать на них серьезное влияние.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных

групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни:

членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных

организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или

протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее

демократической организации (выборах, референдумах и т.д.) . На микроуровне

сформируются политические народные движения, зарождаются политические

группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается

политическая культура общества - важная составная часть и характеристика

политической системы.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым

уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их

политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни,

хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным

уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной

иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной

власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы,

имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям:

партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.) .
. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

“Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества”.
И. М. Чудинова считает определяющим в понятии политической системы “возможность граждан принимать участие в управлении”. Она же, исходя из особенностей политической системы, определяет ее как “интегрированное выражение власти и политики в социально-политических институтах, политических отношениях, обеспечивающих управление и регулирование социально-политической жизнью общества”. “Д. Истон определяет политическую систему как “взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности”, которые признаются всем обществом”. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:
1) каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом.
2) Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов.
3) Только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
4) Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.
Политическая система общества призвана выполнять следующие функции:
· выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера; ранжирование целей на стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т. п.;
· обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.;
· регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких способов поведения и деятельности людей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений;
· целостное управленческое воздействие на общественные процессы через обработку и использование информации, принятие и реализацию политических решений, достижение необходимого соответствия политических и правовых норм реальной жизни;
· политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности).
Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.
Однако совокупность структурных элементов и определение функций политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.
Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц.
Общество не может существовать на основе приходящих ценностей. Его объединяет общая объективная цель, без которой общество не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией.

Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила общества.

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;
в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
в-пятых, государство обладает суверенитетом;
в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.


написать администратору сайта