Главная страница

Астрономия. Доклад. Античные представления философов о строении мира


Скачать 20.97 Kb.
НазваниеАнтичные представления философов о строении мира
АнкорАстрономия
Дата20.09.2022
Размер20.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад.docx
ТипДоклад
#686342



Доклад

По астрономии

на тему:

«Античные представления философов о строении мира»


Выполнил студент 3 курса группы 7 СВ

Таранов Сергей

Проверил

Носарев Михаил Григорьевич


В древности знание было единым, синкретическим[1], т.е. нерасчлененным. Постепенно в недрах философии стали вызревать отдельные науки. Великий греческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) первым осознал, чем философия отличается от частных наук. Философия изучает бытие как таковое, науки исследуют отдельные фрагменты бытия.

Аристотель был первым философом, который интересовался не только общими принципами бытия, но и его частными законами. Он явился основателем некоторых наук. Он описал около 500 видов животных и растений, и поэтому его считают отцом биологии. В аристотелевских работах зарождается логика – наука о правильном мышлении. Поэтому рассказ о развитии античных представлений о строении Вселенной мы начнем с учения Аристотеля.

По учению Аристотеля, все тела представляют собой соединение неразложимых первоэлементов. Каждый из них занимает особое место во Вселенной. В центре мира находится элемент земля. Она неподвижна, имеет сферическую форму. Ее окружают элементы вода, воздух и, наконец, огонь, который простирается до орбиты Луны. Выше Луны располагается надлунный, Божественный мир, в котором все тела состоят из пятого элемента ‒ эфира. В каждом мире царствуют свои законы.

Все механическое движение Аристотель разделил на два вида: движение планет в надлунном мире и движение тел в подлунном, земном мире. Движение небесных тел – совершенное. Оно представляет собой равномерное движение по окружности или движение, которое к нему сводится. Оно не имеет ни начала, ни конца, ни причины. Планеты прикреплены к сферам, сотворенным из эфира. Это сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. А в центре этих сфер находится Земля. Перводвигатель, иными словами, Бог, будучи неподвижным, придает движение всем сферам. Космос ограничен в пространстве, но не имеет начала во времени.

Движение в пределах Земли делится на естественное и насильственное. Естественным является движение тяжелых тел вниз и легких вверх. Оно происходит само собой и не требует действия силы. Насильственное – движение под действием силы, например, повозки, которую тянет лошадь.

Ещё древние греки — как и многие другие народы до и после них, — проводили различие между Землёй, которую они считали центром Вселенной, и планетами. При этом многие идеи и мысли древнегреческих учёных отразились и в современных научных представлениях о природе. Тяжело перечислить имена всех учёных Древней Греции, гениальные догадки которых легки в основу современной астрономии. Например, гениальный математик Пифагор считал, что «в мире правит число». При этом считается, что именно он первым высказал идею о том, что наша планета, как и все другие небесные тела, имеет шарообразную форму

Древнегреческий философ Демокрит, с которым вы знакомились ещё на начальных этапах изучения физики и химии, первым предположил, что наше Солнце во много раз превосходит по объёму Землю. Так же он первым высказал догадку о том, что Луна не имеет собственного свечения, а лишь отражает солнечный свет.

К IV веку до нашей эры, выдающийся философ античного мира Аристотель смог обобщить все эти знания. И более 2 тысяч лет его сведения о Земле и небе, о закономерностях движения тел не подвергались сомнению.

Аристотель разделял представления о движении планет греческого ученого Евдокса Книдского (ок. 408 – ок. 365 до н.э.).

Видимое движение планет, наблюдаемое с Земли, весьма сложное. Планета перемещается по небесной сфере, затем возвращается назад, описывает петлю и продолжает перемещение вперед. Для объяснения этого сложного движения Евдокс разработал метод гомоцентрических сфер. В его основе лежит представление о том, что в Космосе находятся несколько вращающихся сфер. У них общий центр, совпадающий с центром Земли. Самая дальняя – сфера неподвижных звезд.

Античные астрономы заметили, что яркость планет меняется. Это явление они правильно объяснили тем, что расстояние от Земли до планет меняется. Но в модели гомоцентрических сфер оно постоянно и равно радиусу внутренней сферы. Поэтому эту модель астрономы отвергли. Более авторитетной оказалась система Птолемея.

Величайший ученый древности, александрийский астроном Клавдий Птолемей (ок. 87 ‒ 165), создал фундаментальный труд «Большое математическое построение астрономии в XIII книгах» («Альмагест»). В нем излагалась геоцентрическая[2] система мира. Она опиралась на следующие постулаты.

1. Земля шарообразна.

2.Земля неподвижна.

3. Земля занимает центральное положение во Вселенной.

4. Небесные тела совершают равномерное круговое движение.

5. Сфера звезд находится на колоссальном расстоянии от Земли[3].

Птолемей предположил, что вокруг Земли находятся окружности, центры которых смещены относительно центра Земли. Они получили название деферентов. По деферентам движутся центры меньших окружностей, которые называются эпициклами. Их центры движутся с постоянными угловыми скоростями по отношению к точке, расположенной симметрично центру деферента относительно Земли. Эта точка получила название эквант. Солнце, Луна и планеты совершают движение по своим эпициклам. Совокупность деферентов и эпициклов вместе с небесными телами получила название геоцентрической системы мира. Она завершила построение первой естественнонаучной картины мира.

Наиболее сложной задачей для него оказалось попытка объяснения петлеобразного движения планет. В своём великом труде «Математический трактат астрономии» (более известным, как «Альмагест») он вводит комбинацию двух равномерных круговых движений планет: движение самой планеты по малой окружности (эпицикл) и обращение центра этой окружности вокруг Земли (деферент). При комбинации этих двух круговых движений получалась эпициклоида, по которой, как полагалось, и двигалась планета.

Конечно же система мира Птолемея была не совершенной, так как она давала чисто кинематическое описание движения планет. Но другого объяснения наука того времени дать просто не могла

Со временем, по мере накопления наблюдений о движениях планет, теория Птолемея всё больше и больше усложнялась (вводились дополнительные круги с различными радиусами, наклонами, скоростями), что вскоре сделало её слишком громоздкой и неудобной. Но не смотря на все трудности система мира Птолемея господствовала ещё более тысячи лет.

Лишь в XVI веке некоторые учёные начинают ставить под сомнение геоцентрическую систему мира Птолемея. В частности, в 1543 году выходит плод более чем 40-летней работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер».

В нём он приводит доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной. В частности, Коперник показал, что суточное движение всех светил на небесной сфере является следствием вращения Земли вокруг своей оси. Также гелиоцентрическая система Коперника очень просто объясняла петлеобразное движение планет.

Создание гелиоцентрической системы мира ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Учение Коперника освободило науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших её развитие. Однако сам великий астроном оставался в плену некоторых предубеждений. Например, Коперник так и не смог отказаться от представления, что планеты движутся равномерно по круговым орбитам. Поэтому его модель Вселенной также содержала множество эпициклов и деферентов.

Но несмотря на это, простота и стройность системы строения мира, изложенная Коперником, быстро нашла своих сторонников. Одним из первых был итальянский монах, поэт и философ Джордано Бруно. Он не только принимает учение Коперника, но и расширяет его. В частности, он первым указывает на то, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются свои планеты. О том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.

«Ты, Галилей, сын флорентийца Винченцо Галилея, был обвинён в сем Святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением... В том, что ты издал несколько писем о солнечных пятнах, в которых вышеуказанное учение объявлял истинным... Наконец, явился на свет экземпляр твоего сочинения, ... и ты в нём, следуя бредням Коперника, развивал некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и Святому писанию»

В результате процесса, Галилей отрёкся от учения Коперника, а также от своих астрономических наблюдений и вычислений. Хотя общеизвестна легенда, согласно которой, после суда Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».

В 1687 году Исаак Ньютон опубликовал открытый им закон всемирного тяготения, который позволил выразить теорию движения планет в виде формул и навсегда отказаться от громоздких геометрических построений. Но это уже другая история, о которой мы поговорим с вами позже.

Источники:

https://mydocx.ru/3-69507.html

https://videouroki.net/video/11-razvitie-predstavlenij-o-stroenii-mira.html


написать администратору сайта