Античное наследие в философии Возрождения Философия Сократа
| Основные идеи Сократа
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Сократа
| Интерпретация (критика) учения Сократа в контексте философии Возрождения
| Знание и добро – два ключевых понятия, которыми владеет добродетельный человек
Душа любого человека добрая, злость формируется на основе незнания. Не существует злых людей, ставших такими по доброй воле
Истина кроется в переходе от знаний к действиям
Добрые поступки свойственны мудрым людям
Принцип четырех традиционных добродетелей базировался на храбрости, мудрости, справедливости и умеренности. По Сократу ключевое значение играет мудрость
| Колюччо Салютати
|
| Философия Платона
| Основные идеи Платона
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Платона
| Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения
| Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса);
Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи.
| Томас Мор Томмазо Кампанелл
| Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.
Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.
| Философия Аристотеля
| Основные идеи Аристотеля
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Аристотеля
| Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения
| Онтология. Аристотель рассматривал бытие как совокупность конкретных вещей, а не абстрактных идеальных форм. Он считал, что все сущее состоит из материи и формы.
Теория познания. Аристотель говорил: «Познание себя — начало всякой мудрости». Философ утверждал, что познание начинается с опыта, а затем человек обобщает опыт и создает универсальные понятия, которые позволяют понимать мир в целом. Он различал разные виды познания, включая чувственное восприятие, память, индукцию и дедукцию.
Политическая философия. Философ разработал теорию государства и общества, предложил различные формы правления, включая монархию, аристократию и демократию
| Пьетро Помпонацци
| Самыми значимыми трактатами Помпонацци являются «О бессмертии души», «О причинах явлений природы», «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении».
Решение Помпонацци вопроса о бессмертии души отвечает о необходимости естественной этики, отвергающей откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от органов чувств, о неотделимости души от тела — душа является материальной и поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить.
| Философия Эпикура
| Основные идеи Эпикура
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Эпикура
| Интерпретация учения(критика) Эпикура в контексте философии Возрождения
| человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям;
человек – результат развития природы;
боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле;
человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека;
человеческая душа умирает вместе с телом;
умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука.
|
Ф. Петрарки Лоренцо Валлы
| В первой половине 17-го века, в то время, когда Гассенди возрождал атомистическое эпикурейство, Рене Декарт, которого часто называют основателем современной философии, предложил аргументы, которые имели тенденцию подрывать атомизм. Реальность - это пленум, считал он, полная полнота; не может быть такой вещи, как пустая область или пустота атомизма. Поскольку материя - это не что иное, как пространственное расширение, ее единственные истинные свойства - геометрические и динамические. Поскольку протяженность повсюду, движение происходит не как прохождение через пустоту, как предполагал Эпикур, а как вихри или “водовороты”, в которых каждое движение создает широкую область движения, бесконечно простирающуюся вокруг себя.
| |