Антропология Канта. Антропология Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность
Скачать 15.6 Kb.
|
Антропология Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант Антропологию Кант рассматривает с "прагматической" точки зрения. Это значит, что вне поля его зрения остается физиология, то, что сделала из человека природа; его интересует в первую очередь то, что он делает из себя сам, что делают с ним люди. Во многом антропология Канта сродни современной общей психологии. Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. "Антропология с прагматической точки зрения" написана Кантом в 1798 г. В ней он предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке -- антропологию, которую разделил на физиологическую и прагматическую. С прагматической точки зрения человек -- это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате собственных усилий. По мнению Канта, антропология не может называться прагматической, если она включает в себя только знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической она становится только тогда, когда изучает человека как гражданина мира. Избранные фрагменты наиболее ярко отражают общую философско-антропологическую концепцию Канта. Идеи Канта воплотились через полтора столетия в гуманистическую психологию. Человек для Канта - "самый главный предмет в мире". Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид, лицо. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он все же одно и тоже лицо. Вся антропология Канта построена на представлении о том, что видимостью добра рождается добро. Кажимостью чести создается честь. Эти метаморфозы он называет хитростью морали. У Канта вопрос о том, что такое человек, формулировался как основной вопрос философии. Для него человек тоже двойствен и принадлежит как к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру нравственной свободы. Трансцендентальность и нравственная свобода человека позволяют ему сделать себя не только средством, но и целью своего собственного развития, определяя его специфику как человека. Эти идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека или человека, как субъекта духовной деятельности, создающего не только себя, но и мир своей культуры |