Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы: 1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель

  • 2. Какие проблемы труднее познавать по мнению Аристотеля: наиболее общие или частные

  • 4. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено

  • 5. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться

  • 6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия

  • практика философия. Практика Философия. Аристотель. Метафизика


    Скачать 17.22 Kb.
    НазваниеАристотель. Метафизика
    Анкорпрактика философия
    Дата12.02.2022
    Размер17.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактика Философия.docx
    ТипДокументы
    #359699

    Аристотель. Метафизика

    ...Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить вы-явлению причин, и, [вчетвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, кото-рая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.

    Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее.

    Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это ; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

    Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67—69.

    Вопросы:


    1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель?

    • знание всего, насколько это возможно, при отсутствии знания о каждом предмете в отдельности

    • способность познать трудное и нелегко постижимое для человека (воспринимание чувствами считается простым)

    • большая точность и большая способность научить выявлению причин

    • желательна ради нее самой и для познания, нежели ради извлекаемой из нее пользы

    • мудрость главенствует в большей мере, чем выполняет вспомогательную функцию (мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, ему должен повиноваться тот, кто менее мудр)


    2. Какие проблемы труднее познавать по мнению Аристотеля: наиболее общие или частные?

    • По мнению Аристотеля труднее познавать общие проблемы, т.к. наиболее общее находится дальше всего от чувственного восприятия

    3. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля.

    • Более способна научить арифметика. В понимании Аристотеля наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами - те, которые исходят из меньшего числа предпосылок. Менее строги те, которые приобретаются на основе прибавления (основаны на большем числе предпосылок).Аристотель относит арифметику к более строгим наукам, чем геометрию.

    • Аристотель считает, что научить более способна та наука, которая исследует причины, а так же что “научают те, кто указывает причины для каждой вещи”. Более строгая наука более способна научить. В данном случае это арифметика.


    4. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено?

    • Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено.


    5. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться?

    • По-мнению Аристотеля удивление побуждает людей философствовать. Вначале люди удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном.

    • Философствовать люди начали, чтобы избавиться от незнания. Недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим. Поэтому умение удивляться позволяет человеку ощутить своё незнание и начать философствовать, чтобы от него избавиться.


    6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?

    • Когда у людей появилось всё необходимое для облегчения жизни и получения удовольствия, они всё равно продолжали стремиться к знаниям, философствовать. Потому можно сделать вывод, что к знаниям стали стремиться ради понимания, а не ради пользы, и философия существует ради самой себя.


    написать администратору сайта