Главная страница

онлайн ворд. Автор Е. А. Доюшенко зороастрийцы в Иране


Скачать 15.85 Kb.
НазваниеАвтор Е. А. Доюшенко зороастрийцы в Иране
Дата10.11.2021
Размер15.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаонлайн ворд.docx
ТипДокументы
#267857

Автор: Е.А.ДОЮШЕНКО

Зороастрийцы в Иране

Зороастризм возник в первых веках I тысячелетия до н. э. на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, и получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм был господствующей религией в древних иранских государствах, а с начала Сасанидской эпохи он становится государственной, религией. После завоевания. Ирана арабами и падения Сасанидов население приняло, хотя и не сразу, новую религию — ислам. уховенства. В настоящее время в Иране проживает около 35 тыс. зороастрийцев1 . До революции 1978—1979 гг. большинство зороастрийцев проживало в городах: Тегеране, Исфахане, Ширазе, Хорремшехре, Ахвазе, а также в Иезде, Кермане—и их окрестностях.

Зороастрийская религия получила свое название от имени ее основателя пророка Заратуштры (Зороастра — в древнегреческом и современном произношении). Главным источником для изучения зороастризма явяляется Авеста — свод священных текстов зороастрийского вероучения. Впервые Европу познакомил с содержанием Авесты французский ученый Анке-тиль Дюперрон в XVIII в. В 1755—1761 гг. он побывал в Индии, а штате Гуджерат у парсов, потомков иранских зороастрийцев. Дошедший до нас текст Авесты включает в себя следующие части: Ясна (жертвоприношение или молитва), Яшты (гимны божествам) и Видевдат (закон против дэвов, злых духов). В Ясну входят 17 Гат (песен или гимнов пророка Заратуштры), а также так называемая Ясна семи глав, примыкающая к Гатам по времени и характеру языка. По одной из версий, Зороастр жил за 258 лет до Александра Македонского. Согласно Зороастру, высшим божеством является Ахура-Мазда.

Греческий историк V в. до н. э. Геродот, собравший подробные сведения по истории и обычаям древних персов и мидян, не уломинает имени Зороастра, хотя и сообщает о религии древних персов. Сведения Геродота о магах дают основание считать, что они придерживались представлений маздеистского типа: «Маги резко отличаются от остальных людей и египетских жрецов. Жрецы египетские свято блюдут правило не умерщвлять ничего живого, кроме жертвы. Маги, напротив, собственноручно умерщвляют всякое животное, кроме собаки и человека, а также вменяют себе в заслугу умерщвление возможно большего числа муравьев, змей, и других пресмыкающихся и летающих животных».

Зороастрпйское сочинение IX в. Денкарт было написано на среднеперсидском языке. Его анонимный автор сообщал, что при Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска) 78 . Дошедшая до нас Авеста состоит из трех главных книг:. Ясны, Яштов и Вндевдата.

авливается размер платы за обряд очищения *в . Особое место в поведении человека, исповедующего зороастризм, занимает отношение к огню, воде, земле; человек должен постоянно заботиться о них и охранять их чистоту.

Интересно проследить зороастрийскую концепцию о мироздании, которая определяет существование мира в течение двенадцати тысяч лет. Развитие мира делится на четыре периода, по три тысячи лет каждый. Первый период — предсуществованпе вещей и идей, когда Ахура-Мазда создает идеальный мир абстрактных понятий, когда в стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на земле. Это состояние называется «менок» («невидимый» или «духовный») 10! . Вторым периодом считается сотворение мира. Ахура-Мазда создает небо, звезды, луну и солнца. За сферой солнца находится обиталище самого бога Ахура-Мазды. ра-Мазда к каждой планете приставляет своих духов 102 . Третий период охватывает время до появления пророка Зороастра.

Последний период (после Зороастра) длится три тысячи лет, когда людям каждые тысячу лет должны являться три спасителя.

Согласно канонам зороастрийской религии, молиться можно было где угодно: в храме, у домашнего алтаря, на лоне природы. Для всех зороастрийцев обряд очищения был обязателен. Обычный обряд очищения включал простейшее омовение лица, рук и ног до и после молитвы.

Браки, заключенные зороастрийцами, как правило, были моногамными, но бывали случаи, когда зороастриец брал в жены вторую жену, а иногда и третью. Однако, согласно брачному кодексу, муж не имел права приводить в дом вторую жену без согласия первой жены. В вопросе взаимоотношения полов также существовали определенные предписания. Безбрачие и абсолютное целомудрие осуждались. Города Керман и ЭДзд, их окрестности и прилегающие к ним отдельные селения и местечки издавна являлись центрами проживания иранских зороастрийцев. Город Керман, расположенный в долине, окружен с востока горной системой Кухебенаи, пролегающей параллельно западному горному массиву Загросса. Горная система Кухебенаи отделяет керманский бассейн от пустыни Деште-Лут1 . Между хребтами Кухебенаи и Кухеруд лежат долины, в том числе Керманская, орошаемая рекою Шураб и ее притоками.


написать администратору сайта