Авторское и смежное ответы ИТОГ. Авторское право. История развития авторского права и смежных прав в России
Скачать 334.15 Kb.
|
Авторское право. 1.История развития авторского права и смежных прав в России. -Царский Устав о цензуре и печати 1828 – Он касался только авторских прав сочинителей и переводчиков книг. Исключительные права на книги для них действовали всю жизнь и 25 лет после смерти (после чего становились достоянием публики). И это при условии соблюдения цензуры (если не соблюдается – никаких прав не возникает). Далее положения авторского права были закреплены в : -1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, -в 1846 г. - в Положении о художественной собственности. -1911 г был принят Закон Российской империи, - "Положение об авторском праве" <13>. Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение. Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. -26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". -1964 г . Приняты Основы гражданского законодательства СССР и Республик. Эти основы впервые признали смежные права. Основы увеличили срок действия авторского права до 50 лет и исключили содержащиеся в прежнем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. -Закон РФ от 9 июля 1993 г Об авторском праве и смежных правах (далее - ЗоАП). Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений - авторское право и смежное. Впервые были четко обозначены авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право: личные неимущественные права и имущественные права. - С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, 2.Понятие авторских и смежных прав Авторские права –это Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. 3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения. Статья 1304. Объекты смежных прав 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, танцоров, актеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, сделанная впервые исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. 3.Источники авторского права - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.; далее - Бернская конвенция). Российская Федерация стала ее участницей с 13 марта 1995 г.; - Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжает участвовать в этой международной организации; - Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве . а Российская Федерация присоединилась в (1995 г.; - Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (ДАП); - Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ); - Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.; -Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции РФ). - В главе 69 ГК РФ объединены общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. - постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 276 (в ред. от 29 мая 2008) "Об упорядочении функций федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав"; - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами"; - информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"; - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"; - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" 4. Принципы авторского права а) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора; в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор. б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения) 5.Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. 6.Принцип свободы авторского договора данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.
Виды авторских договоровДоговоры могут быть сгруппированы по различным основаниям. 1) По способу использования произведения:
2) договоры об отчуджении исключ.прав 3) лицензионные (все виды) 4) В зависимости от определенности формы произведения:
7.Возникновение авторского права. Презумпция авторства Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения. Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой- либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ. Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране. Объективная форма: -письменная -изобразительная -объемная -звуковая -устная (публичное произнесение). Презумпция авторства: Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства: - объяснения сторон и третьих лиц; - показания свидетелей; - письменные и вещественные доказательства; - аудиозаписи и видеозаписи; - заключения экспертов. На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор. Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru). Разумеется, презумпция авторства является опровержимой. 8.Сущность знака охраны авторского права Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Значок охраны авторского права © производен от английского слова copyright (право копирования). 9.Объекты авторского права, понятие произведения, сущность творческой деятельности Произведение - результат творческой деятельности автора, выраженный в форме, доступной для восприятия. Объекты АП – смотри ниже. Творческая деятельность-это интеллектуальная деятельность человека, направленная на создание НОВОГО. 10.Виды произведений, охраняемых авторским правом- Произведения литературы, науки и искусства. Произведение - результат творческой деятельности автора, выраженный в форме, доступной для восприятия. Ст. 1259 ГК РФ. Это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. К объектам авторских прав также относятся:
11.Произведения, не охраняемые авторским правом Не являются объектами авторских прав:
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств и тому подобное). 12.Самостоятельные и несамостоятельные произведения (переводы, переработки) Использование производных произведений всегда подразумевает одновременное использование тех оригинальных произведений, в результате перевода или переработки которых производные произведения были созданы, точно так же как использование составного произведения всегда подразумевает использование вошедших в него произведений. Распространение авторско-правовой охраны на переводы и иные производные произведения предусмотрено Бернской конвенцией, согласно п. 3 ст. 2 которой переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения т.е. при использовании перевода или иного производного произведения должны соблюдаться не только права лица, осуществившего перевод, аранжировку или иную переработку произведения, но и авторские права на оригинальное произведение, подвергшееся переводу или переработке. Таким образом, для правомерного использования переведенных или переработанных произведений договоры должны заключаться не только с авторами переводов или переработок либо их правопреемниками, но и с обладателями авторских прав на оригинальные произведения, подвергшиеся переводу или переработке, разумеется, если их права охраняются на территории Российской Федерации. Авторским правом охраняются не только отдельные произведения, но и так называемые составные произведения, представляющие собой результат творческой деятельности авторов-составителей по подбору и расположению включенных в такие составные произведения материалов. 13.Субъекты авторского права (авторы, наследники и правопреемники) Автор –лицо, творческим трудом которого создан результат (произведение) Автор не всегда обладатель исключительного права. Он всегда имеет неимущественные неотчуждаемые права, но исключительные права могут принадлежать другим лицам, например: -работодатель (в отношении служебного произведения) -правообладатель, получивший право по договору -наследник (или иной универсальный правопреемник, например юрлицо после реорганизации) -см ниже переводчик и составитель 14.Составители и переводчики (как субъектыАП) Составитель сборника – субъект, труд которого выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. Переводчик – это лицо, осуществившее перевод произведения с одного языка на другой. Перевод является самостоятельным объектом авторского права. Переводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод: - на обозначение свое имени; - опубликование, воспроизведение и распространение перевода; - авторское вознаграждение. Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Использование перевода допускается только с согласия переводчика. Право автора разрешить перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования позволяет ему получать вознаграждение за использование произведения на другом языке. 15.Понятие и признаки соавторства (раздельное и нераздельное соавторство) Соавторство – это совместное право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторов). Это право принадлежит авторам совместно независимо от того, образует ли их произведение одно нераздельное целое или состоит из отдельных частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Соавторство делится: - на нераздельное; - раздельное; - коллективное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами только сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. (например: романы И. Ильфа и Е. Петрова, в живописи: картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин в Крыму» При раздельном соавторстве произведение является единым, однако состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. (например: музыкально-драматическое произведение, учебник или коллективная монография, написанные несколькими лицами с указанием авторов отдельных глав. При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию соавторов. Однако каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения. Авторское право на коллективное произведение принадлежит все авторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. 16.осуществление авторских прав на созданное совместным творческим трудом произведение при раздельном и нераздельном соавторстве Право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Разумеется, заключение соглашения о порядке использования созданного в соавторстве произведения является правом, а не обязанностью соавторов. Так, соавторы могут в заключаемом соглашении могут оговорить, что все права реализуются ими только совместно либо их реализация возлагается только на одного из соавторов, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных соглашением пропорциях, и решить многие другие важные для них вопросы. Для тех случаев, когда соглашение между соавторами отсутствует, ГК РФ специально оговаривает различные последствия для случаев делимого и неделимого соавторства. 1.Если имеет место делимое соавторство, т.е. каждый из соавторов является автором части произведения, которая может быть выделена из созданного в соавторстве произведения и может использоваться самостоятельно, то при отсутствии иного соглашения между соавторами каждый из них вправе самостоятельно использовать такую часть по своему усмотрению. Таким образом, при делимом соавторстве каждый из соавторов распоряжается созданной им частью произведения, а для использования произведения в целом требуется согласие всех соавторов. Например, автор слов созданной в соавторстве песни не обязан спрашивать согласия у автора музыки при публикации своих стихов, а автор музыки не обязан, если иное не предусмотрено договором между соавторами, делиться с автором слов вознаграждением, полученным за использование его музыки, если слова песни при этом не использовались. 2. При неделимом соавторстве отсутствие согласия одного из соавторов на использование произведения может приводить фактически к "парализации" прав всех остальных соавторов. В связи с этим законодательно предусматривается специальное правило, в соответствии с которым ни один из соавторов такого произведения не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование. На практике соблюдение данного положения сталкивается со значительными трудностями, поскольку не установлен порядок его реализации. Следует предположить, что при отказе одного из соавторов разрешить использование созданного в соавторстве произведения, образующего одно неразрывное целое, такое разрешение может быть получено через суд. Независимо от того, делимое или неделимое соавторство: Согласно абзацу второму п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования созданного в соавторстве произведения должны распределяться между соавторами (их правопреемниками) поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Наконец, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры в случае нарушения его прав независимо от того, имело ли место делимое или неделимое соавторство, согласен ли другой соавтор на принятие таких мер и т.д. В отношении созданных в соавторстве произведений применяется особый порядок исчисления сроков действия исключительных прав на них (абзац второй п. 1 ст. 1281 ГК РФ), согласно которому исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти такого последнего из оставшегося в живых соавтора. 17.Понятие служебного произведения –это произведение науки, литературы или искусства, созданное в рамках осуществления обязанностей по трудовому договору. Личные неимущественные права на такое произведение всегда остаются за автором, а исключительные права на произведение по общему правилу переходят к работодателю, так как считается, что именно он оплачивал труд автора, т.е. финансировал работу, приведшую к созданию произведения. В качестве служебных произведений могут рассматриваться только такие произведения, создание которых непосредственно относится к трудовым обязанностям работника в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, должностными инструкциями. 18.Использование служебного произведения Искл. Право принадлежит работодателю (по общему правилу) – если иное не предусмотрено труд.договором. Так вот если предусмотрено, что иск права принадлежат АВТОРУ – то работодатель вправе использовать произведение на условиях простой лицензии. Если работодатель в течение трех лет после предоставления ему служебного произведения не начнет его использование, не передаст исключительное право на такое произведение другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то обладателем исключительного права на произведение становится его автор. Для случаев когда работодатель начал использование служебного произведения в указанный срок, передал исключительное право на него другому лицу или принял решение о сохранении произведения в тайне, предусматривается, что автору служебного произведения должно выплачиваться вознаграждение, размер и порядок выплаты которого должны устанавливаться соглашением между автором (работником) и работодателем, а в случае спора - судом. Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам. (то есть само вознаграждение, сумма – переходит) 19.Личные неимущественные права автора принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, причем даже сам автор не может от них отказаться. 1.Право авторства (право признаваться автором произведения) 2.Право автора на имя(т.е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно ) 3. На неприкосновенность произведения(не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Внесение в произведение любых изменений должно осуществляться только с согласия автора, а после его смерти - только с согласия лица, обладающего исключительным правом на произведение) 4.На обнародование (т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики - "для всеобщего сведения". Таким образом, обнародование произведения - это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т.д.), публичного показа (размещение картины в художественной галерее), опубликование в журнале, издание в виде книги и т.д. Обнародование – понятие более широкое, чем опубликование, первое включает в себя второе). Наряду с понятием "обнародование" используется также понятие "опубликование", под которым подразумевается создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение "в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения" (абзац второй п. 1 ст. 1268 ГК РФ). Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает опубликование от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например при публичном выступлении автора с новым произведением. 5.На отзыв (иное). Данное право дает автору возможность в любой момент до фактического обнародования его произведения, отозвать свое разрешение на его обнародование. Речь идет о тех ситуациях, в которых автор передал свое исключительное право другому лицу, и поэтому реализовать право на отзыв можно при условии возмещения этому лицу (правообладателю) убытков, причиненных отзывом (право распространяется на все случаи, за исключением программ для ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект). 6.право следования – иное, а не личное (ниже) 7.право доступа – иное а не личное (ниже) 20.Право на обнародование, право на отзыв-См выше 21.Право на опубликование (отличие от права на обнародование) обнародование (т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики - "для всеобщего сведения". Таким образом, обнародование произведения - это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т.д.), публичного показа (размещение картины в художественной галерее), опубликование в журнале, издание в виде книги и т.д. Обнародование – понятие более широкое, чем опубликование, первое включает в себя второе). Наряду с понятием "обнародование" используется также понятие "опубликование", под которым подразумевается создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение "в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения" (абзац второй п. 1 ст. 1268 ГК РФ). Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает опубликование от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например при публичном выступлении автора с новым произведением. 22.Имущественные права автора исключительное право – это право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, право разрешать или запрещать другим лицам использование произведения, а также право распоряжаться этим исключительным правом, в том числе передавать его другим лицам. Таким образом, исключительное право включает в себя 3 правомочия правообладателя. Перечень действий, признаваемых "использованием" произведения с точки зрения законодательства об авторском праве и подпадающих под контроль правообладателя, не является закрытым: - воспроизведение произведения, т.е. создание любых его копий, в том числе в электронной форме; - распространение (продажа, иное отчуждение) оригинала или экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе; - прокат оригинала или экземпляра произведения; - импорт (ввоз на таможенную территорию Российской Федерации) оригиналов или экземпляров произведений; - демонстрация произведений в местах, открытых для публики: - публичный показ произведения, т.е. любая статичная демонстрация произведения, в том числе с использованием технических средств; - публичное исполнение произведения, - сообщение произведений с использованием технических средств (радио, телевидение, цифровые сети и пр…. -перевод -переработка и пр 23.Право на вознаграждение (минимальные ставки) Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" 1-вознаграждение предусматривается лицензионным договором 2-договором об отчуждении искл.права 3-договором авторского заказа и пр. 4- Доходы от коллективного управления правами 5-СЛУЖЕБЕНОЕ: Право автора на вознаграждение за служебное произведение – также является иным правом автора. Оно неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе по наследству. Право на вознаграждение состоит в том, что автор произведения имеет право вернуть себе исключительное право на свое произведение от работодателя, если последний в течение трех лет с момента, когда такое произведение было ему предоставлено, не начал его использовать, не передал исключительное право другим лицам, а также не сообщил автору о том, что намерен сохранить произведение в тайне. В случае, если работодатель совершил одно из указанных действий, автор имеет право на получение от него вознаграждения. Особенностью этого права является то, что само по себе оно не отчуждается и не переходит другим лицам (в том числе по наследству), но вознаграждение (денежная сумма), причитающееся автору – входит в состав наследственной массы. 24.Право на воспроизведение Понятие "воспроизведение" охватывает любые случаи создания копий произведения в любой материальной форме. Понятие "воспроизведение" не определяется в Бернской конвенции, которая ограничивается только общим указанием на то, что авторам принадлежит исключительное право разрешать воспроизведение произведения. В ГК РФ дается специальное определение данного понятия: "изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. -Воспроизведение включает также случаи копирования части произведения, -случаи создания двухмерного изображения трехмерного произведения (например, при фотографировании произведений скульптуры) -или трехмерного произведения на основании двухмерного. Законодатель посчитал необходимым специально оговорить, что создание экземпляра трехмерного произведения (например, скульптуры) в двухмерном варианте (например, в форме фотографии) или создание трехмерного произведения (например, архитектурного сооружения) на основании двухмерного (чертеж, рисунок и т.д.) для целей закона признается воспроизведением соответствующего произведения. 25.Право на распространение и право на импорт Распространение. к случаям распространения произведения относятся только случаи продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров, т.е. только случаи передачи экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе (продажа, дарение и т.д.). К случаям распространения произведений не относятся случаи, в которых создаются какие-либо новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без передачи материальных носителей, как это имеет место, например, при передаче произведений с помощью цифровой сети. Импорт: Понятие "импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения" фактически представляет собой специфическое дополнение к понятию "распространение" экземпляров произведений и предоставляет правообладателям дополнительную возможность контролировать ввоз в страну тех экземпляров произведений, которые были изготовлены за рубежом. Точно так же как в отношении права на распространение экземпляров произведений, в данном случае речь может идти только об импорте экземпляров произведений на каких-либо материальных носителях, но не о случаях передачи произведений с помощью эфирного вещания, кабельного вещания или интерактивных цифровых сетей. 26.Право на перевод и право на переработку Право на перевод позволяет автору самому переводить произведение или доверить перевод другому лицу Переработкой произведения признаются, в частности, случаи обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. При этом под переработкой в общем случае будет пониматься только творческая переделка произведения. Все иные случаи внесения изменений в произведение, результатами которых не является создание нового, производного произведения, не могут рассматриваться как переработка произведения. Для использования таких произведений (производных) требуется получение разрешения как от обладателя прав на оригинальное произведение, так и от обладателя прав на перевод или переработку - соответственно от автора перевода, автора переработки или их правопреемников. Право на перевод распространяется только на те случаи, в которых перевод является результатом творческой деятельности автора перевода. Право на переработку точно так же охватывает только случаи творческой переработки произведения, включая, например, переделку литературного произведения в киносценарий, аранжировку музыкального произведения и т.д. 27.Право доступа и право следования (для изобразительных произведений) Рассмотрим такое иное интеллектуальное право, как право доступа. Этот вид интеллектуальных прав принадлежит лишь авторам таких произведений, как произведения изобразительного искусства и архитектуры. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала его произведения предоставления ему возможности осуществлять воспроизведение. Автор произведения архитектуры имеет право требовать от собственника оригинала произведения предоставить ему возможность осуществлять фото- и видеосъемку произведения. Еще одним иным интеллектуальным правом является право следования. Данное право может принадлежать лишь авторам произведений изобразительного искусства, а также литературных и музыкальных произведений. Право следования – это право автора , в случае отчуждения им оригинала произведения, при каждой его последующей перепродаже получать вознаграждение (размер которого определяется Правительством) в виде процентов от цены перепродажи. Данное право может быть реализовано только в том случае, если посредником перепродаж является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, например магазин, аукционный дом и пр. Необходимо учесть, что автор литературного или музыкального произведения обладает правом следования, в случае продажи рукописи его произведения. 28.Охрана программ для ЭВМ авторским правом, охрана баз данных как сборников. Авторские права на все виды программ для ЭВМ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ . Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных. То есть у правообладателя программы для ЭВМ есть 2 варианта: -не регистрировать программу и охранять ее как литературное произведение (в течение всей жизни автора + 70 лет) -зарегистрировать ее в роспатенте и получить свидетельство. База данных – это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных охраняется как составное произведение. 29.Охрана аудиовизуальных произведений, созданных в СССР Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. ??? 30.Правовое регулирование, связанное с использованием произведений, преобразованных в цифровую форму???? Воспроизведение включает также случаи копирования части произведения, случаи создания двухмерного изображения трехмерного произведения (например, при фотографировании произведений скульптуры) или трехмерного произведения на основании двухмерного, а также случаи преобразования произведений в цифровую форму и их записи в память компьютерных устройств. Важное значение имеет указание на то, что "запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением", т.е. воспроизведение произведения имеет место при любой записи произведения в любую компьютерную систему. Однако в отношении данного вида воспроизведения сделана специальная оговорка о том, что к нему не относятся некоторые случаи, в которых запись имеет временный характер, обусловленных особенностями технологического процесса????????? К случаям распространения произведений не относятся случаи, в которых создаются какие-либо новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без передачи материальных носителей, как это имеет место, например, при передаче произведений с помощью цифровой сети. 31.Случаи свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения 1) Статья 1273 ГК РФ устанавливает возможность свободного, т.е. осуществляемого без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, воспроизведения произведений гражданами в личных целях. Такое воспроизведение допускается только в отношении правомерно обнародованных произведений. Только для граждан (в личных целях). НО: закреплено несколько исключений - случаев, в которых свободное воспроизведение в личных целях не допускается: 1) не допускается воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, 2) не допускается воспроизведение баз данных или их существенных частей. 3) не допускается воспроизведение без согласия правообладателей даже в личных целях программ для ЭВМ, 4) не допускается репродуцирование даже в личных целях книг (полностью) и нотных текстов (даже частично); 5) не допускается осуществление видеозаписи аудиовизуального произведения "при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи" 2). Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. 3). Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями. 4). Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, ) 5). Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения 6). Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения 13> |