Главная страница

Презентация Основы авторского права. Основы авторского права. Авторское право


Скачать 192.41 Kb.
НазваниеАвторское право
АнкорПрезентация Основы авторского права
Дата25.05.2022
Размер192.41 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаОсновы авторского права.pptx
ТипДокументы
#549976

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Вопрос 1. Общие положения об авторском праве

Авторское право — правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.

Венецианское авторское право.

Моральные права авторов стали естественным образом признаваться с появлением письменности и письменных литературных произведений.

Экономических права авторов, стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии.

Автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю.

С самого начала система исключительного авторского права служила интересам правообладателей, а не авторов.

Все последующие века при любом изменении законодательства тяжелый творческий труд авторов всегда использовался для предоставления все больших и больших прав тем, кто смог получить права на авторские произведения.

1. С одной стороны, государство выполняло цензурные функции, не допуская к изданию произведения, которые могли представлять опасность для государства и церкви.

2. С другой стороны, государство и его доверенные лица были заинтересованы в издании произведений, поскольку полиграфическая промышленность была высокоприбыльной отраслью производства.

Модель защиты интересов издателей, выработанная Венецианской республикой, получила развитие в Англии.

В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу Статут Анны, который считают первым в мире законом об авторском праве.

Книги становились охраняемыми при условии их внесения в реестр гильдии книгоиздателей.

По истечении 14 лет права на издание переходили к автору на 14 лет.

Права автор мог затем уступить любому иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием, т. е. его можно было свободно использовать без каких-либо разрешений и ограничений.

Английская модель авторского права не признавала личные неимущественные права авторов до 1988 г.

Новая модель авторского права сложилась во времена Великой французской революции.

В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. — Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков.

Французская доктрина авторского права оказала влияние на законодательное становление авторского права в других странах и нашла отражение в Бернской конвенции.

В эволюции авторского права России можно выделить имперский (1828—1917 гг.), советский (1917—1991 гг.) и современный периоды.

Имперский период.

Имперский период.

Первые положения об авторском праве в Российской империи возникли в 1828 г.

В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей

в 1845 г. — Правила о музыкальной собственности

в 1846 г. — Положение о собственности художественной.

Советский период.

Советский период.

В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики.

Закон «Об авторском праве» 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

Современный период.

Современный период.

Новым этапом в развитии законодательства об авторском праве явилось вступление в силу законов Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах», который был изменен и дополнен в 2004 г.

С 2008 г. правоотношения в сфере авторского права регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Автор — это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

При создании произведений совместным творческим трудом нескольких лиц все они признаются соавторами.

По закону или по договору субъектами исключительного авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

  • наследники авторов;
  • работодатели авторов служебных произведений;
  • издатели некоторых видов произведений;
  • правопреемники юридических лиц;
  • правообладатели объектов авторского права.

Работодатели авторов— это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведе­ний.

Издатели некоторых видов произведений— это физические или юри­дические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правообладатели объектов авторского права— любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на материальном носителе.

К литературным произведениям относятся литературные сценарии, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на различных предметах или из различных материалов.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с использованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства. Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

Компьютерные программы — это воплощенные на материальном носителе упорядоченные совокупности команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном ма­териальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ. Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носителе упорядоченная совокупность команд и данных для получения какого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Закрытая информация — необнародованные сведения о результатах интеллектуальной деятельности или сами эти результаты.

В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

  • произведения, правовая охрана которым не предоставляется;
  • объекты, которые могут охраняться иным законодательством.
  • К первой категории в РФ относятся:

    • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

    • произведения народного творчества.

  • государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
  • идеи, концепции, принципы;
  • сообщения о событиях и фактах.
  • Официальные документы.

  • Отказ от правовой охраны официальных документов делается ради общественных интересов, поскольку любая охрана ограничивает доступ к таким произведениям.
  • Личное неимущественное право (право авторства) может предоставляться разработчикам официальных документов, согласно ГК РФ.
Авторы произведений народного творчества, как правило, неизвестны, и их личные неимущественные права не могут быть обеспечены, хотя и признаются вечными, а их исключительное право в силу ограниченности срока действия истекло. На основании этого обстоятельства произведения народного творчества считаются перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом. К таким объектам относятся государственные флаги, герб, гимн, ордена, денежные и иные символы и знаки. Несмотря на то что эти объекты имеют признаки произведений искусства, они не считаются объектами авторского права. Государственные знаки и символы охраняются специальным законодательством.

Международные договоры признали неохраняемыми авторским правом не только идеи, но и процессы, методы функционирования и математические концепции как таковые.

Сообщения о событиях и фактах.

В ГК РФ, не являются объектами авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)». Основным принципом правовой охраны произведений литературы, науки и искусства является принцип автоматической охраны, в соответствии с которым авторское право на произведение возникает в силу факта его создания и не требует никаких формальностей, например, регистрации, обнародования произведений.

Основными формами обнародования являются:

  • опубликование произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • сообщение произведения для всеобщего сведения;
  • доведение произведения до всеобщего сведения.
Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя авторского прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект авторского права.

Принцип автоматической охраны распространяется на произведения литературы, науки и искусства, если выполнены следующие условия охраноспособности:

- объективное существование произведения;

- творческий характер произведения;

- правомерность использования охраняемых объектов.

Творческий характер произведения выражается в его новизне и оригинальности как по форме, так и по содержанию.

Возникновение охраны не зависит от содержания произведения т. е. от достоинства и назначения произведения.

Национальное законодательство об авторском праве в той или иной форме признает принцип национального режима и принцип территориальности, которые являются общепризнанными международными нормами.

Принцип национального режима установлен Бернской конвенцией

Территориальность авторского права установлена в Бернской конвенции, в соответствии с которой «охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством».

  • для произведений, впервые опубликованных в какой-либо стране Бернского союза, — эта страна;
  • для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Бернского союза, предоставляющих различные сроки охраны, — та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;
4) для неопубликованных произведений или для произведений, впервые опубликованных в стране, не входящей в Бернский союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, — та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что: б) в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Бернского союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в стране Бернского союза, страной происхождения является эта страна.

Служебное произведение — это произведение литературы, науки или искусства, которое создано его автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

1. Личное неимущественное право на служебное произведение принадлежит автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю или нанимателю, если договором с автором не предусмотрено иное.

3. Автор служебного произведения имеет право на дополнительное вознаграждение.

4. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обна­родованию работодателем.

Создаваемые соавторами произведения могут быть нескольких видов.

Неделимое совместное произведение — это произведение, которое представляет собой одно неразрывное целое.

В неделимом совместном произведении каждая его часть создана совместным трудом соавторов.

В делимом произведении каждая часть создана одним или несколькими авторами. Это наиболее распространенный вид составных произведений.

1. Авторское право на совместное произведение принадлежит соавторам.

Эта норма естественна для неделимых совместных произведений.

2. Соавторы вправе использовать созданные ими части составного произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В этой норме содержится косвенное указание на то, что части совмест­ного произведения специально создаютсядля данного произведения.

Важно подчеркнуть, что ни один из соавторов не имеет права запретить использование такого совместного произведения без достаточных на то оснований.

4. Не признаются соавторами лица, не внесшие творческого вклада в создание произведения, а оказавшие автору (соавторам) только материальную, организационную, техническую и иную помощь и содействие.

Составное произведение — это произведение, включающее другие произведения или их части.

Составное произведение иногда называют сборником примерами таких произведений являются энциклопедии, базы данных, справочники.

Правовые нормы в отношении составных произведений сформулированы в Бернской конвенции, Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву.

Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов.

Производное произведение — это произведение, которое создано в результате переработки другого произведения.Типичными видами производных произведений являются перевод, обзор, реферат.

Правовые нормы в отношении производных произведений установлены в Бернской конвенции.

Этим положением признается, что характер деятельности автора производного произведения является творческим, аналогичным труду ав­тора перерабатываемого произведения.

Перерабатывать охраняемое произведение можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.

Если оригинальное произведение является охраняемым, автор производного произведения обязан получить разрешение автора или другого правообладателя на переработку произведения. Если оригинальное произведение является неохраняемым, автор производного произведения не нуждается в получении разрешения на переработку.

Любые лица могут перерабатывать одно и то же оригинальное произведение при том же обязательном условии — получении разрешения от правообладателя на переработку оригинального произведения.



написать администратору сайта