|
родство. глава 3. Бабушка дедушка, мать
Термины родства чрезвычайно активны в мифологии - языческой и христианской. Если в христианской традиции актуальны ТР, связанные с понятиями ‘отец’, ‘мать’, ‘сын’, то в языческой набор терминов кровного родства гораздо шире - он связан с понятиями бабушка дедушка, мать отец, сестра брат, тетка дядя. Отсутствуют ‘дочь’, ‘сын’ (хотя имеются дети), ‘внуки’ и ‘племянники’.
ТР в русском языческом пантеоне
К русскому «языческому пантеону» мы относим всех представителей «нечистой силы», всех «пенатов»: это мифологические хозяева дома, двора, бани, овина, хозяева воды (моря, рек, ручьев, колодцев), леса, поля, персонажи заговоров, привидения. Посредниками между «нечистой силой» и людьми являются колдуны. В народной культуре православие и язычество тесно сплетены: появление духов может объясняться как свергнутое с небес воинство Сатаны ([Черепанова 1983: 68; Славянская мифология 1995: 348; Слав. древности, 2: 121] и мн. др.):
на избу - избяной бес, на дворе - дворовой, баня - дух банной, в воде - дух водяной.
В задачи этой работы не входит перечисление всех наименований домового, водяного, лешего и прочей нечистой силы- нам важно показать, как часто и регулярно в номинации и обращении к языческим духам-хозяевам используются термины кровного родства (о мотивированности номинации домашних пенатов, в том числе использовании для этого ТР, см. также [Черепанова 1983: 64, 71-72]. Представители «нечистой силы» чаще всего выступают в одиночку, но иногда парами (батюшко матушка, дедушка бабушка), а порой даже целыми семьями (с детьми, с приходящими гостьми). Соотносительные пары образуют понятия мать - отец, бабушка - дедушка:
Дёдушка-домовёшка, бабушка-хозяюшка, благослови детей, храни, береги, напои, накорми.
Батюшко-хозяюшко, матушка-хозяюшка, с малыми детьми, с приходящими гостьми, напоите, накормите, храните, берегите мою скотинушку, любите, как мы вас любим.
Отсутствуют как пары сестра брат, тетка дядя. Эти термины используются либо по отдельности (Лазаревы сёстры, злые долговолосые тётки, соседко-братанко), либо совсем в ином «родственном» наборе: дедушко-братанушко, дяденька-батюшка.
Исследуя использование ТР в отношении к представителями «нечистой силы», мы распределили мифологические существа по месту их обитания (дом, двор; баня, вода; лес) (как это принято в фольклорной и этнографической традиции) и по функциям, для чего иногда пришлось использовать примеры, не содержащие ТР.
Мифологические хозяева дома, двора
По народным представлениям, бытующим в большинстве русских деревень до сих пор, в доме обязательно есть невидимый хозяин:
А на земле все есть: Бог есть и домовой хозяин есть. В каждом доме живет дедушка, дом без хозяина не живет. В каждом доме есть дедушка-домовой, уж он тут хозяйничает, дом стережет.
Дух дома, двора (домовой или дворовой) заботится о людях - хозяевах дома - и домашнем скоте. Он может являться в мужской ипостаси:
Схожу с лестницы – а мужик стоит, это батюшка стоял, батюшка-хозяюшка.
Но может предстать не только в мужской, но и в женской ипостаси; как близкий покойник; как животное - домашнее (кот) и дикое (ласка), птица, насекомое (паук и проч.: см. гл. II, 6.2.2.-6.2.4.); он может обратить на себя внимание каким-н. неожиданным действием:
Хозяин может превратиться в мать или в бабушку. Раньше не знали ласки, это дедушка-домовой. Говорит, Всё дедушко-
домоведушко то птицей черной показался, то кошкой черной, то ворота открыл.
В названии домового и обращении к нему используются ТР дед, дедко (дедка), дедо, дедушко (дедушка), батька, батюшко (батюшка), братанко, братанушко (братанушка), дяденька; бабушка, матушка - лексем, обозначающих мужских персонажей, намного больше, чем женских. Часто ТР сопровождается определением, - как адъективом, так и приложением.
Можно увидеть некий параллелизм, с одной стороны, в отношениях человека и подвластных ему домашних животных, и, с другой, мифологических хозяев дома (двора) и людей. В отношении к домашним животным хозяйка берет на себя функции матери-кормилицы (см. гл. II, 3.1.1.), в отношении к мифологическим хозяевам дома, двора, бани, леса и т.д. все домочадцы считают себя его подчиненными, зависимыми, признают главенство домового хозяина как «отца».
Многочисленны примеры, где домовой выступает как ‘дедушка’: дед:
Зовут хозяином, а когда и дедом.
Мифологический хозяин дома чаще всего является одновременно и хозяином скотного двора (ср.: «На значительной территории произошли совмещения образов домового и дворового, нейтрализация их признаков, в результате чего персонажи не различаются» [Черепанова 1983: 24]), но иногда эти функции - и, соответственно, представления о количестве домашних духов, - разделяются, как это произошло с сочетанием дедушко хлевной:
Дедушко хлевной, я тебе овец привела. Храни, не обижай, напои, накорми.
Домовой (или дворовой) хозяин часто выступает не один, а вместе с хозяйкой, даже с семьей:
В каждом дворе есть хозяин и хозяйка. Дедушка домовой, бабушка домовая, деточки домовые, вы нас примите, погладьте и поухаживайте за нами.
Батюшко-хозяюшко, матушка-хозяюшка, с малыми детьми, с приходящими гостьми, напоите, накормите, храните, берегите мою скотинушку, любите, как мы вас любим.
Мир духов параллелен миру людей (ср.: «Существует... представление о том, что сколько живет в доме домочадцев, столько же в нем и домовых» [Слав. древности: 2: 120-121; Никитина 208: 17, 34-35]: если настоящими хозяевами дома является семейная пара, то и домашние духи будут представлять собой пару:
Домовой - муж и жена, хозяин и хозяюшка. Не домового просят, а батюшко-хозяин, матушка-хозяйка... Хозяин с хозяюшкой, с малыми деточками, напои, накорми, на путь наставьте - из медных денег, копейку там – в щель спускают.
Если в отношении к мифологическим хозяевам дома термины дедушка, бабушка могут рассматриваться в качестве метафоры как от основного значения (кровного родства), так и от производного (‘старый человек, неродственник’), то пару батюшка матушка мы связываем непосредственно с ТКР. Есть красивая теория функционального распределения ТР по отношению к духам дома, по которой «старшие родственники» (деды и бабки) указывают на «мифологизированных предков», и таким образом домовой является персонифицированным предком, духом-охранителем, тогда как «младшие родственники» - «матушка, батюшка, браток, сестрица, как правило, имеют комплиментарную функцию, являясь сигналом почтительного отношения к персонажу» [Криничная 1983: 64-65,71]. Однако насчитывается около двух десятков однословных лексем со значением ‘предки’, среди них не только деды, прадеды, дедки, прадедки, бабки, прабабки, старухи, прародители, но и родители, отцы, мамы, а также около пяти десятков словосочетаний, среди которых опять же встречаются не только «старшие», но и «младшие» родственники: бабки да матки, отцы да деды [Качинская 2009в: 117]. Желание за каждым ТР, использованным для обозначения представителя «нечистой силы», увидеть «мифологического предка» ведет к тому, чтобы считать таким предком практически каждого духа.
Приложения, сопровождающие пары, противопоставленные по гендерному признаку (батюшко / батюшка матушка), отличаются по роду (хозяин - хозяйка, хозяюшко - хозяюшка и пр.), у слов женского рода может быть различная суффиксация (хозяйка и хозяюшка):
Не домового просят, а батюшка-хозяин и матушка-хозяйка. Хозяин-батюшка, хозяйка-матушка, пойдем со мною жить.
В номинации мифологического хозяина дома и в обращении к нему используются также ТКР братанушко (братанко) и дяденька. Оба термина активны в обращении к неродственникам (и в их номинации) и, видимо, уже оттуда происходит дальнейший метафорический перенос. Братанко, братанушко = ‘родственник мужского пола по боковой линии, двоюродный или родной брат’, ‘мужчина’; дяденька = ‘родственник мужского пола по боковой линии, брат отца или матери’, ‘мужчина’,‘человек среднего возраста’.
Наименование и обращение к домовому может состоять одновременно из двух терминов родства: дедушко-братанушко (дедушка- братанушка), дяденька-батюшка, дедушко-богоданушко:
Дедушко-то братанушко - он всем видится, не одной мне.
Дедушко-братанушко, напои, накорми мою скотинку. Дедушко- братанушко, напои, накорми моего теленка.
Мифологические хозяева бани
Мифологическим хозяином бани может быть дедушко (дедушка),
дедко, баенной дедко, дедко-баянник, дедушко-байничек, дедушко- братанушко, дедушко-оведушко, батюшка-хозяюшка, а также бабушка- байница, бабушка-овбабушка, хозяюшка-матушка, баба:
Хозяюшка-матушка в парной баньке.
Заходя в баню, нужно было «проситься» помыться, а уходя, благодарить мифического хозяина. В обращении к хозяину бани зафиксированы лексемы и словосочетания дедушко, дедушко-братанушко, дедушко-оведушко, хозяинушко-батюшко, хозяюшка-матушка, матушка-саламандруш- ка, бабушка-овбабушка:
А в баню идешь: «Дедушко-братанушко, пусти меня помыться» - это в пёрвый раз. Матушка-саламандрушка, пусти меня помыться, погреться, здоровица набраться.
Мифологические хозяева воды
По народным представлениям, различаются духи, надзирающие над пространством, которым управляет человек (дом, скотный двор, амбар, баня), и пространством, не подчиненным человеку: реками, лесами, полями:
В каждой в реки-то семь девушек было хозяек.
Это пространство осознается как опасное:
Дедко злой – в лесу, в омуте.
К водяному хозяину нужно обращаться, когда берешь воду из реки (ручья, колодца):
Царь земной, дед водяной, дай мне воды ключевой.
К водяному хозяину обращаются, когда надо переправиться через реку (в следующем примере переправляются с конем по кличке Карько):
Дедушка водяной, храни и береги Карька.
Мифологическое существо, обитающее в ручье, - дедушко-ручьевой:
А в ручьях ручьевой дедушко.
Встречаются и женские персонажи, живущие в воде. Так, например, зафиксирована бабка яга - обычно это персонаж сказок или существо, которым пугают детей:
в колодце бабка-яга, уволочёт! - вру.
Мифологические хозяева леса
Свои невидимые «хозяева» есть и в лесу:
Есть леший лесной, а есть и водяной, царица водяная. Лесной был, и дворовой был, и батюшко-хозяюшко. Под елкой - и то хозяин есть.
В основном это мужской персонаж:
Мужичок-лесничок, разреши ягод набрать, а мы тебе хлеба дадим. Леший - он человек, всяк покажется.
Но бывают указания на иную гендерную принадлежность:
В лесу живет леший с лешихой, говорят леший выше елки водил их.
Леший есть да лешачихи есть, жена-то его. Боровуха - эта сама лешачиха и есть.
«Лесного хозяина» могут именовать с использованием ТР: дедко, дедушко (дедушка), дяденька, батюшко, отец:
Дедко в лесу - на смех называют.
В отношении к женской ипостаси лешего (лешачихе) зафиксированы единичный случай использования ТР (лесавая бабушка):
Бабушки такие лесавые.
Чаще всего леший «водит» человека по лесу, и тот перестает узнавать знакомые места:
Дедко тебя таскал-то по лесу какому-то.
Он может привидеться человеку в лесу или рядом с лесом:
Мужик рубил дрова в лужке, стал воду пить, встал - а перед ним маленький дедушка седой-седой стоит.
К лешему обращаются, когда заходят в лес, чтобы выйти назад:
Дедушка лесной - хозяин, прими меня, помоги мне и выведи.
Он помогает пасти скот, его просят вернуть пропавших коров:
Этот лесной всё лето пасет его скот.
К представителям «нечистой силы» относятся с опаской, но и с уважением. Мифологические хозяева поля
Мифологический персонаж, обитающий в ржаном поле, - баба. Видимо, это метафора не от ТР, а от значения ‘женщина, обычно замужняя’. С этим согласуется описание мифологического персонажа полудници (русалки) как жонки:
Баба во ржи васильки рвет, говорит, защекотаю до смерти.
Не вполне ясен персонаж бабушка Соломидушка - ее просят прийти из чиста поля:
Бабушка Соломидушка, приди из чистого поля.
Бабушка Соломидушка (Соломонаюшка, Степанйдушка) - персонаж заговоров, помогающий роженице при родах (см. § 1.7.3.), а также женская ипостась мифологического хозяина дома.
Привидения
Рядом с «нечистой силой» находятся привидения, они могут быть в мужской или женской ипостаси, чаще в женской:
В огородце баба в белом стоит.
Часто привидение опознается не как чужой, незнакомый член социума, а как родственник, возможно, дальний предок, хотя и незнакомый:
Вот говорят, идешь в квартиру новую - надо просить у домового. И старого надо позвать. Я не позвала - мне всё снилось, старые бабки всё снились.
Старым в данном примере назван «домовой» из прежнего дома (квартиры). После того, как женщина выполнила необходимый ритуал, старые бабки ей сниться перестали. В следующем примере речь идет о некой мамушке-покоенке - привидении (это вовсе не мать информанта):
У нас на озерах ходила мамушка-покоенка.
Колдуны
Колдуны часто выступают посредниками между «нечистой силой» и людьми. В народной культуре колдуны имеют разный статус, они могут «делать» и на добро, и на зло:
Бабки делали и на хорошее, и на плохое.
Среди лексем, обозначающих колдуна и колдунью (т.е. людей, имеющих особые мистические знания или способности и с их помощью воздействующих на других людей и/или животных), терминов родства (или терминов близких к ним ЛСГ) встречается не так много: баба, бабка, бабушка, дедко, мама, старуха, старушка, тётенька, ведьма, ворожей, ворожейка, ворожея, волшёбница, дока, домна, знатовка, знатко, знатлйвой, знаток, знатушка, знахарь, знахарйха, знающей, знаючей, колдовка, колдун, колдунья, панка, шептунья и мн. др. Интересующие нас лексемы чаще выступают в более узком значении ‘женщина, сведущая в колдовстве и лечении’ (или, соответственно, ‘мужчина, сведующий в колдовстве и лечении’):
С другой стороны, есть противоположное мнение, свидетельствующее о том, что колдовские способности нельзя было передавать родственникам: Тамарушка, по крови ничего не пойдет, бесполезно тебе давать (пастушеский «отпуск» - заговоры на скот).
Лечение бабушками, старушками помогало не всегда. Помогало оно, если шло по крови, под кровь. Хотя лексема кровь встречается и в значении ‘родня, кровный родственник’, в данном случае речь идет не о родстве:
По крови - помогало, а не по крови - не помогали. На особом положении в деревне были повивальные бабки - женщины, принимающие роды. Круг лексем, обслуживающих это более узкое значение, был примерно тот же (за исключением лексем, называющих мужчин), чаще всего использовалось слово бабка, в том числе в словосочетаниях: бабка, бабка-голанда (голанка), бабка-знахарка, бабка- повивалка (побивалка, повивуха, повивушка, поюха, повивальная), бабушка, повитуха и проч.
Раньше ведь как родится ребенок, скорее бабка ведь принимала роды эти. Бабка-то бывало у нас детей принимала, знахариха. Бабушки к родам ходят, их созовут они.
Такая женщина могла быть вовсе не старой, вот пример, где объясняется, почему молодую женщину называют бабушкой:
Оттого что она на родах, так она все бабушка.
Современная деревня считает, что злые колдуны и колдуньи, а также представители нечистой силы остались в прошлом, что их больше нет:
Забылись более бабы-то ведьмы. |
|
|