Главная страница
Навигация по странице:

  • 15.06.1867 - 23.12.1942

  • Бальмонт Константин Дмитриевич. Бальмонт Константин Дмитриевич 15. 06. 1867 23. 12. 1942


    Скачать 16.14 Kb.
    НазваниеБальмонт Константин Дмитриевич 15. 06. 1867 23. 12. 1942
    АнкорБальмонт Константин Дмитриевич
    Дата18.03.2021
    Размер16.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБальмонт Константин Дмитриевич.docx
    ТипДокументы
    #185987

    Бальмонт Константин Дмитриевич

    15.06.1867 - 23.12.1942

    Родился в поместье близ деревни Гумнищи Владимирской губернии. Считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как "Белый Лебедь Золотой Орды", и в то же время вырос в небогатой дворянской семье. Отец — земский деятель, более всего увлекающийся природой и охотой, влияния на сына не имел. Мать выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Именно она ввела сына в мир музыки, поэзии, истории, научила понимать красоту, которой, как считал Бальмонт, будет насыщено все его творчество. Много писалось о революционных настроениях Бальмонта. Видимо, это была дань моде.

    Так, в 1876—1884 гг. поэт учился в классической гимназии г. Шуи и был исключен за принадлежность к "революционному" кружку. Связи родителей помогли закончить гимназический курс в г. Владимире (1886), а затем поступить на юридический факультет Московского университета, откуда Бальмонт вновь был исключен и выслан под негласный надзор полиции за участие в студенческих волнениях.

    В 1888 г. вновь поступает в университет, но на этот раз бросает занятия сам. В следующем году пытается продолжить образование в Демидовском юридическом лицее Ярославля, но вновь отказывается от этой идеи, так как все более определяется в своем литературном призвании. Кроме того, печально заканчивается первый брак поэта. В 1890 г. он пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна, после чего следует длительное лечение. Но это приводит к прозрению, в корне изменившему мировоззрение Бальмонта. По его словам, он "научился великолепной сказке жизни, понял ее святую неприкосновенность. И когда, наконец, встал, его душа стала вольной как ветер в поле, никто уже над ней не был властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом". В этом же году в Ярославле выходит первая книга Бальмонта - "Сборник стихотворений". Первые произведения его, вошедшие в книгу, были опубликованы еще в 1885 г. в журнале "Живописное обозрение" (№ 48) и встретили, благодаря народническим настроениям, сочувственное отношение В. Г. Короленко. Но сама книга интереса у критики не вызвала, а близкие люди ее не приняли. Несмотря на это, Бальмонт начинает заниматься литературной деятельностью. Настоящий успех вначале приносят ему переводы (Ибсен, Бьернсон, Брандес, Байрон, Шелли, Кальдерон, Лопе де Вега). На этой почве происходит знакомство и сближение Бальмонта с меценатом, знатоком западноевропейских литератур, князем А. И. Урусовым, который во многом способствует расширению литературного кругозора молодого поэта, а главное — помогает ему "найти самого себя", задуматься о природе своего дарования. На средства Урусова Бальмонт выпустил две книги переводов Э. По ("Баллады и фантазии", "Таинственные рассказы").

    С середины 1890-х гг. начинается все более возрастающая, широкая и шумная популярность Бальмонта. Это связано с наивысшим расцветом его художественного дарования и со своеобразным положением, которое Бальмонт занимает в русском символизме. С одной стороны, он становится одним из лидеров, снискавших достаточно скандальную славу, "старших" русских символистов, а с другой - он понятнее и ближе читающей публике. В результате и критика, и читатели воспринимали его и как новатора, открывшего новые возможности русского стиха, намного расширившего его изобразительность, пусть временами даже эпатирующего (А. И. Урусов назвал "Горящие здания" психиатрическим документом), но все-таки "своего", не разорвавшего с "привычным", имеющего традиции. Кроме того, именно на эти годы пришелся наивысший "всплеск" революционной активности Бальмонта, что, в свою очередь, способствовало росту его популярности и в радикально настроенной среде.

    Былая власть Бальмонта над умами и сердцами современников кончилась, но активная творческая работа продолжалась. Особую роль в его писательской судьбе играли многочисленные путешествия. Современники говорили, что он путешествовал более, чем все русские писатели, вместе взятые. В 1896—1897 гг. он побывал во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Испании; в 1905 г.— в Мексике и Калифорнии. Живя в 1906—1913 гг. в Париже (на положении политического эмигранта), он посещает Балеарские острова (1907), Египет (1910), Канарские острова, Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию, Новую Гвинею (1912). В 1916 г. уже из России едет в Японию. Очерки о Мексике и "переложения" индейских мифов составили книгу "Змеиные цветы" (1910), очерки о Египте — книгу "Край Озириса" (1914), впечатления от Океании — поэтический сборник "Белый зодчий. Таинство четырех светильников" (1914), поездка в Индию увенчалась "пересказами" древнеиндийских памятников. Многочисленные переводы, бывшие результатом путешествий Бальмонта, в большинстве случаев делались с подлинников. Правда, некоторые из них подвергались критике за неточность, но Бальмонт и не стремился к точности — ему важно было передать "дух" подлинника, как он его ощущает.

    Много путешествовал поэт и на родине — средняя Россия, Волга, Урал, Сибирь... В апреле 1914 г. он впервые побывал в Грузии. Очарованный ею, он изучает грузинский язык и создает один из замечательных переводов поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", которую считает лучшей поэмой о любви, когда-либо созданной в Европе.

    В опубликованной в 1918 г. брошюре "Революционер я или нет?" заявляет о том, что большевики — носители разрушительного начала, подавляющего личность. Он убежден, что поэт должен быть вне партий, что у поэта свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета. 25 июня 1920 г. Бальмонт навсегда покинул Россию.

    Во Франции, где поэт прожил большую часть оставшейся жизни, он вначале активно сотрудничает в газете "Парижские новости", журнале "Современные записки" и других периодических изданиях, регулярно публикует (в разных странах) книги стихов: "Дар Земле", "Светлый час" (обе — 1921), "Марево", "Песня рабочего молота" (обе—1922), "Мое - ей. Стихи о России" (1923), "В раздвинутой дали" (1929), "Северное сияние" (1933), "Голубая подкова", "Светослужение" (обе — 1937). В 1923 г. выходят две книги его автобиографической прозы — "Под новым серпом" и "Воздушный путь". Активно работает Бальмонт и как переводчик литовских, польских, чешских и болгарских поэтов. В 1930 г. публикует перевод "Слова о полку Игореве". Несмотря на то что в творчестве Бальмонта 1920—30-х годов встречаются негативные оценки революционных событий, он очень тоскует по родине и оставшейся в России дочери (ей посвящен сборник 1905 года "Фейные сказки"). Последние годы жизни он практически не писал. Умер в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.


    написать администратору сайта