Главная страница
Навигация по странице:

  • Мотивация игровой деятельности

  • Использование игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности

  • Баяханова А.Б_статья. Баяханова Айымкуль Беймбетовна, учитель математики и информатики Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности по икт в условиях инклюзивного образования


    Скачать 208.98 Kb.
    НазваниеБаяханова Айымкуль Беймбетовна, учитель математики и информатики Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности по икт в условиях инклюзивного образования
    Дата11.01.2023
    Размер208.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБаяханова А.Б_статья.docx
    ТипДокументы
    #880832






    Баяханова Айымкуль Беймбетовна, учитель математики и информатики

    «Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности по ИКТ в условиях инклюзивного образования»

    Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» 

    Игровая технология – целостная система, охватывающая конкретную часть образовательного процесса. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.

    Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается  в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, интернетом, а также, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

    Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

    Игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).

    Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

    • развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

    • коммуникативную: освоение диалектики общения;

    • самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

    • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    • коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

    • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    • в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

    • как элемент более обширных технологий;

    • в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    • как технология проведения внеурочной работы по предмету.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко сформулированной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при внеурочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    • учебный материал используется в качестве ее средства;

    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

    • Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

    • Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

    • Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности.

    • Социализирующую. Учащийся приобщается к нормам и ценностях общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

    Большинству игр присуще четыре главныечерты (по С. А. Шмакову):

    1.Процедурное удовольствие – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

    2. Эмоциональное напряжение – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

    3. Правила игры – наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

    4. «Поле творчества» – творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности

    В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. 

    Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
    В структуруигры как процесса входят:

    • роли, взятые на себя играющими;

    • игровые действия как средство реализации этих ролей;

    • игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

    • реальные отношения между играющими;

    • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.


    Следует разделять игры по виду деятельности:

    • физические (двигательные);

    • интеллектуальные (умственные);

    • трудовые;

    • социально-педагогические.


    По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    • познавательные, воспитательные, развивающие;

    • репродуктивные, продуктивные, творческие;

    • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.


    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

    Значение и роль игры в работе педагога

    • при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме,

    • сформировать умственные действия;

    • игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир;

    • игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии;

    • игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития;

    • игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

    Педагог должен помочь дошкольнику, школьнику и взрослому сохранить игровую позицию, развивать ее и поддерживать, направляя.

    Использование игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу во внеурочной деятельности, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Сегодня учителя оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Игры, применяемые, многогранны и разнообразны.

    Педагогические возможности игры во внеурочной деятельности могут быть реализованы при соблюдении некоторых методических условий:

    Прежде всего, ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игры. Перевод ребенка на позицию субъекта достигается путем предоставления ему возможности свободного выбора содержания форме игрового действия, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли.

    Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес учащихся к игре, необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске. Последние исследования нейробиологов показали, что структура и организация детского мозга меняется на протяжении всей школьной жизни: чем сложнее задачи, поставленные перед ними, тем быстрее происходит развитие мозга.

    Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры.

    Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция воспитателя в игре толерантная – он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем.

    Весьма важно при выборе познавательных игр опираться на их актуальность и интересы детей, на уровень общего умственного и социального развития, половые различия детей. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

    Использование игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    - в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

    - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    - в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

    Список использованной литературы

    1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.– Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015 – 13с.

    2. Туйбаева Л. И. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95665.htm


    написать администратору сайта