Главная страница
Навигация по странице:

  • Заочный теологический институт христиан веры евангельской

  • Глава 1. История догмата о Триединстве

  • Глава 2.Личность Троицы - Бог Отец.

  • Глава 3. Личность Троицы – Бог Сын

  • Глава 4. Личность Троицы – Бог Дух Святой

  • Библиографический список используемой литературы

  • БИБЛЕЙСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОГМАТА О ТРОИЦЕ. Библейские доказательства христианского догмата о Троице


    Скачать 44.17 Kb.
    НазваниеБиблейские доказательства христианского догмата о Троице
    Дата14.12.2022
    Размер44.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБИБЛЕЙСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОГМАТА О ТРОИЦЕ.docx
    ТипРеферат
    #844579

    Религиозная организация – духовная

    образовательная организация высшего образования

    Заочный теологический институт христиан веры евангельской

    РЕФЕРАТ
    По предмету:

    Бог и ангелы

    На тему:
    Библейские доказательства христианского догмата о Троице

    Выполнил: студент КТ-21

    Вознюк Дмитрий Леонтьевич

    Проверил:____________________

    Москва, 2022

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………….3
    Глава 1. История догмата о Триединстве …………………………...…4
    Глава 2 Личность Троицы - Бог Отец …………………………………5
    Глава 3 Личность Троицы – Бог Сын…………………………………...6
    Глава 4 Личность Троицы – Бог Дух Святой ……………………….…7
    Заключение……………………………………………………………….8
    Библиографический список используемой литературы………………9

    Введение

    Несмотря на то, что данное исследование посвящается богословскому подтверждению христианского догмата о Троице, все же уделим внимание некоторым вопросам о Самом Боге. Первый вопрос, который обычно возникает у неверующих людей: «А есть ли Бог?». О Боге хотя бы раз в своей жизни задумываются все люди. Даже те, кто считают себя атеистами. Доказательство очень простое: для того, чтобы не верить в Бога, надо как минимум хоть раз о Нем подумать. В наше же время многие не христиане полагают, что есть некая «высшая сила», которая всем управляет, и даже ученые склоняются к одной из гипотез создания мира – так называемой « теории струн». Вкратце её суть можно передать так, что весь материальный мир состоит из тончайших струн, колебания которых и определяют физическое состояние Вселенной. У богословов сразу возникает вполне резонный вопрос: даже если и так, то Кто же создает эти самые колебания, чтобы все существовало? Христианам же все вышеприведенные факты могут говорить лишь об одном, что многим людям просто не хватает слова – нашего личного свидетельства о Боге и Его удивительном характере Создателя, полном силы и огромной любви ко всем людям. Мы понимаем по себе самим, что для того, чтобы что-то создавать, кого-то любить, надо быть личностью – то есть как минимум обладать разумом, волей, эмоциями. Более того, удивительная основа христианства как вероучения отличается от всех религий тем, что наш Бог во – первых – единственый Господь и не может быть другого, а во-вторых, Он – Триединый Бог. Сие мощное откровение о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом уж никак не могло быть придумано представителями человечества, а дано нам свыше от Него. Мы, конечно, никогда не сможем понять всей сути того, как Три отдельные независимые Личности могут быть едины как Один Бог, но нам и не нужно этого делать. Вполне достаточно просто верить всем сердцем, познавая Бога через Слово, принимая Его любовь и пользоваться всей той благодатью, которую Он приготовил для каждого верующего в Него. Один из отцов Церкви, Павел Флоренский, говорит про откровение о Троице как о кресте для нашего разума.1Этим он подтверждает мысль, что наши стремления ко всеобъемлющему познанию и объяснению всего только рациональным умом тщетны. Ему вторит Афанасий Великий, который пишет, что откровение о Троице: «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры»2. В данном исследовании мы коснемся учения о Триединстве и собственно доказательств из Библии Божественности каждой из Личностей в Святой Троице

    Глава 1. История догмата о Триединстве

    Отец, Сын и Дух Святой существовали, существуют и будут существовать всегда. А вот догмат, то есть утвержденное учение о Святой Троице, был принят и установлен христианами в определенное историческое время. Произошло это уже во времена Нового Завета, хотя и Ветхий Завет полон свидетельств о Триединстве Бога. Христианские исследователи Библии признают, что сам термин «Троица» не встречается нигде в тексте Писания. Но богословы понимают, что речь идет не о терминологии, а о Божественных свойствах Самого Бога, выраженных в трех различных Его личностных ипостасях. В богословии принято считать, что одним из первых, кто ввел само понятие Троицы в христианстве около 200 года н. э. был апологет ранней христианской церкви Тертулиан.3 Позже, уже усилиями другого отца церкви, свт. Феофила Антиохийского на рубеже II века нашей эры, термин и понятие Троицы прочно укоренилось в христианском речевом обиходе. Его перу принадлежат строки: «Три дня (творения), которые были прежде светил, суть образы Троицы: Бога, Его Слова и Его Премудрости »4.Само учение о Триединстве Бога получило развитие, и было общепринято в формате догмата сначала на Никейском Соборе в 325 году и позже, уже окончательно, на Константинопольском Соборе. После этих Вселенских Соборов христианский мир получил основные постулаты, известные как «Апостольские символы веры», благодаря которым у многих верующих складывается стройное мировоззрение на предмет и собственно структуру христианства.

    Следует особо подчеркнуть, что богословские догматы основаны не на каких –либо просто умственных и логических умозаключениях, а на богооткровенных истинах: «свойством догматов является богооткровенность (свойство догматов по их Источнику). Это свойство означает, что догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, но результат Божественного Откровения»5 Именно этим догматическое богословие коренным образом отличается от философии, психологии и других естественных наук о природе и человеке. Во все времена вокруг Троицы существовало много разделяющих ересей (монотеизм, гностицизм и прочие антитринитарного толка). Боговдохновенность же догмата о Троице, принятая и закрепленная в богословии, навсегда отсекает подобного рода человеческие рассуждения.

    Глава 2.Личность Троицы - Бог Отец.

    В истории христианства на протяжении всего времени становления и существования догмата Троицы Личность Бога как раз меньше всего подвергается каким-либо сомнениям. Даже еретические учения, разделяющие Троицу, как правило, направлены на признание именно Его Личности как Единственной. Таков, например, монотеизм.

    В богословском учении общепринято, что наш Бог в ипостаси Отца является Творцом. Он сотворил и Небеса, и землю, и всех нас. Этот процесс подробно описан в книге Бытие и по отношению ко всему существующему Он является Творцом. Следовательно, Сам Бог не был никогда сотворен и существует вечно. Некоторые теологи используют термин «всегда», подчеркивая отсутствие связи существования Бога со временем, то есть Его трансцендентальность (от лат. transcendens – выходящий за пределы)6. Сам же Бог так называет Себя Моисею: «Я есмь Сущий», то есть существующий без начала и конца. Писание открывает нам, что помимо способности творить, Бог как Личность обладает и способностью к проявлению чувств: Он способен сострадать, любить, радоваться и даже гневаться. Мы должны понимать, что в отличие от нас, «чувства, которые испытывает Бог, всегда чисты и соответствуют Его образу»7. И, наконец, неотъемлемая часть Личности – проявление воли. Например, в Писании сказано: «Все, что мне угодно, Я сделаю». (Ис 46:10). Богословский взгляд в полном соответствии со Словом Бога подразумевает именно сотворение мира по воле Божьей.

    Ключевым моментом Его Отцовства по отношению именно к нам, как детям Своим в том, что Он создал нас по образу и подобию Своему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26).

    В то же время богословы отмечают, что в этом месте Писания, как и во многих других, Бог сам говорит о Себе во множественном числе. Следовательно, подразумевается участие в процессе не одной Личности. И мы можем видеть, что там же говорится : «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). Из этого места Писания очевидно, что и Дух Божий, который есть Дух Святой, также принимал участие в творении.

    Кроме того, в Писании сказано: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» ( Ин.1:1) и далее: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3). Затем завершающий штрих : «И Слово стало плотию, полное благодати и истины; и мы видели славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). Со всей очевидностью мы можем утверждать, что речь идет о воплощении Иисуса Христа, который и Есть Слово и Сам Бог, также равноправно принимавший участие в сотворении мира.

    В нашем исследовании теме Божественности Христа как Личности Троицы со ссылкой на Евангелие от Иоанна еще будет посвящена отдельная глава. Сейчас же, отталкиваясь от смысла приведенных мест Слова Божьего, мы уже можем сделать неопровержимое заключение о том, что и Сын Божий – Иисус Христос, и Дух Святой наравне с Богом Отцом не сотворены Им, а были всегда как единое целое с Ним, хотя и обладают каждый своей уникальной Личностью – Ипостасью.

    Глава 3. Личность Троицы – Бог Сын

    Личности Сына Божьего и нашего Господа и Спасителя – Иисуса Христа посвящен практически весь Новый Завет. Но и в Ветхом Завете есть множество упоминаний и пророчеств о Нем. Тем не менее, вопреки вполне логичному и вытекающему из Слова Божьего догмату о Троице, Божественность Иисуса Христа чаще всего подвергается сомнению различными еретическими лжеучениями. Богословы понимают, что происходит это отчасти и из-за того, что часто путают факт рождения младенца Иисуса Христа по плоти и воплощения Сына Божьего, то есть Его приход в этот мир в качестве Спасителя. Из Слова мы понимаем, что именно такая благая абсолютно для всех нас миссия от Отца была поручена Сыну Его – Иисусу Христу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин 3:16).На основании Писания богословы понимают, что и до прихода в этот мир Иисус Христос как Личность Троицы существовал всегда. Доказательство из первой главы Евангелия Иоанна мы уже приводили выше. Но и кроме того, в Библии есть неопровержимые свидетельства Божественной природы Христа. Например, в споре с иудеями Он сказал о Себе: « прежде нежели был Авраам, Я есмь » (Ин 8:58). Прежде Него в Ветхом Завете так о Себе говорит только Бог Отец. Следовательно, Христос как Личность обладает всеми атрибутами Бога: несмотря на то, что в Писании Он именуется Сыном Божьим, Бог Отец никогда не рождал и не создавал Его. В отличие от всего другого творения, Иисус Христос просто есть всегда, как Бог. Единство Сына с Отцом лучше всего иллюстрирует следующий стих: «Я и Отец – одно». (Ин 10:30).Даже воплощение Его и земная жизнь в человеческом теле не могли лишить Его Божественной природы. Будучи 100% человеком, Он оставался 100 % Богом. Понять это разумом до конца невозможно, как и откровение о Триединстве Бога – можно только принимать всем сердцем верою. Попытки разума объяснить богочеловечность Иисуса Христа приводят обычно к различным ересям, где Он объявляется кем угодно – сверхчеловеком, сверхлидером и прочее. Для христианского же учения, как единственно верного и ведущего ко спасению души и вечной жизни с Богом для каждого верующего христианина, Божественная природа нашего Господа имеет принципиальное значение. Как и другие Личности Троицы, Христос Свят и безгрешен, поэтому только Он может выступать равноценной жертвой за грехи всех нас. Через Его добровольную смерть на Кресте мы имеем искупление и освобождение от греха, а также открытие пути на Небеса. В Слове сказано об Иисусе Христе: « Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин 14:6). Отрицание Божественной природы Иисуса Христа просто лишает христианство смысла, а нас всех спасения.

    Глава 4. Личность Троицы – Бог Дух Святой

    В современном богословии существует такая точка зрения, что прямо сейчас на земле идет эра действия Духа Святого. Во времена Ветхого Завета Бог действовал как Отец для народа своего Израильского, во времена начала Нового Завета Он действовал через Сына Своего Иисуса Христа. Но и после Вознесения Господа времена Нового Завета продолжаются, книга Деяния пишется, и именно сейчас Дух Святой действует особо, как полноправная Личность Святой Троицы. В то же время мы понимаем, что это разделение действия, разумеется, чисто условно, так как Троица - Отец, Сын и Дух Святой была всегда, еще до сотворения мира и, как Триединый Бог, будет вечно.

    В Евангелии от Иоанна, предвидя окончание своего земного служения, Иисус говорит ученикам: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о мне » (Ин 16:26). Из этого места Писания богословы делают основополагающие выводы о гармонии Троицы внутри Себя и полной координации действий. Иисус говорит, что Сам пошлет Духа Святого, что автоматически говорит о Его равенстве с Отцом. О Духе же говорит так, что Он от Отца исходит. Следовательно, Писание подтверждает, Дух Святой есть не сотворенный служебный дух, подобно ангельскому или даже архангельскому, но часть, или ипостась, самого Бога. В книге Деяния святых апостолов мы тот момент, когда слова Господа сбылись. Это был день Пятидесятницы, когда «все они были единодушно вместе» (Деян:2:1). Дух Божий явился им в виде как бы огненных языков « и исполнились все Духа Святого…» (Деян 2:1).

    Богословы едины во мнении, что Божественная сущность Духа Святого проявляется в Его действиях и влиянии на человека. С одной стороны, Он суверенно действует где, как и когда Ему угодно – то есть обладает всеми характеристиками свободной Личности. С другой стороны, несет Божьи Откровения, Его любовь, истолковывает, крестит, помазывает, меняет наши сердца. Словом, делает все то, что является прерогативой самого Бога. Все эти Его характеристики неопровержимо свидетельствуют нам, верующим, что Дух Святой есть Личность Троицы и Сам является Богом. Святой отец церкви Василий Великий пишет : «Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения»8

    Заключение

    В данном исследовании мы рассмотрели много мест Писания, из которых богословы могут сделать твердые выводы о том, что все три Личности Бога: Отец, Сын и Дух Святой, существовали всегда, и что Бог действительно Триедин. Это Его Божественное, присущее только Ему свойство, мы и принимаем как откровение свыше о Святой Троице. Понятие Троицы известно уже давно и в том числе светским институтам обучения. Оно даже внесено в некоторые словари. Вот, например, определение Троица из Энциклопедического словаря Брокгауза: «Троица — богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге»9 . Но это лишь описательная формулировка и не более того. В богословии же, к которому обращаются все истинно верующие люди, желающие познавать через Писания нашего Бога глубже и глубже, мы видим как Иегова открывается нам именно через любовь.

    Как Бог Отец Он сотворил нас как детей и благословил на жизнь, прощал нам грехопадение в Эдемском Саду и жизнь в безбожии. Не отвернулся, как мы от Него в свое время, но продолжает любить. Создал план спасения нашего через Сына Своего – Иисуса Христа, который взошел на крест за грехи наши. А суть – отдал Самого Себя за нас, как и любой настоящий отец за детей. Через Духа Святого любовью только меняет сердца наши, даруя благодать и жизнь вечную. Именно через все три Ипостаси Троицы любовь Божья открывается по отношению к нам во всей полноте, какую и может явить только Бог. И если Господь говорит, что «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет 2:9), то богословы понимают, что речь идет не только о каких-либо преференциях, а о дарованной Им свыше через Духа Святого принимать эту любовь, наполняться ею и нести её всем окружающим, являя Его образ. В то же время мы понимаем, что без твердого основания веры, здравого научения богословия, невозможны никакие полноценные отношения с Богом. Закончить данное исследование можно такими словами: «Мы должны исповедовать веру, преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать от нее ни одного слова, зная что триста восемнадцать отцов говорили не без внушения Святого Духа.»10
    Библиографический список используемой литературы:


    1. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. С. 62–64.

    2. Афанасий Великий, свят. К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1-е. 17 // Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 26.

    3. Свободная энциклопедия - Википедия. Квинт Септи́мий Фло́ренс (Фло́рент) Тертуллиа́н. Концепция Троицы.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тертуллиан. (20.10.2022г)

    4. Р.А. Савушкин. Брошюра «Феофил Антиохийский о составе Троицы». 2018 г. Стр 2.

    5. Догматическое богословие : Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 624 с.; ISBN 978-5-7429-1128-9

    6. Азбука веры. Трансцендентность Бога. Электронная версия.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/transcendentnostboga# (18.10.2022 г)

    7. Мартин П.,Бук Д.,Дункан Д.,Бог и Ангелы, пер.с англ. 3-е изд. испр.МТИ,Н.Новгород:«Агапе»,2019. с.31.

    8. Василий Великий святитель, письма «К святому Амфилохию, епископу иконийскому», глава 7, с 226

    9. П. И. Лепорский. Троица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    10. Василий Великий святитель, письма «К святому Амфилохию, епископу иконийскому», глава 113, с 86




    1 Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. С. 62–64.

    2 Афанасий Великий, свят. К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1-е. 17 // Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 26.

    3 Свободная энциклопедия - Википедия. Квинт Септи́мий Фло́ренс (Фло́рент) Тертуллиа́н. Концепция Троицы.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тертуллиан. (20.10.2022г)


    4 Р.А. Савушкин. Брошюра «Феофил Антиохийский о составе Троицы». 2018 г. Стр 2.

    5 Догматическое богословие : Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 624 с.; ISBN 978-5-7429-1128-9

    6 Азбука веры. Трансцендентность Бога. Электронная версия.[Электронный ресурс]. Режим доступа: (18.10.2022 г)https://azbyka.ru/transcendentnostboga#


    7 Мартин П.,Бук Д.,Дункан Д.,Бог и Ангелы, пер.с англ. 3-е изд. испр.МТИ,Н.Новгород:«Агапе»,2019. с.31.

    8 Василий Великий святитель, письма «К святому Амфилохию, епископу иконийскому», глава 7, с 226

    9 П. И. Лепорский. Троица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    10 Василий Великий святитель, письма «К святому Амфилохию, епископу иконийскому», глава 113, с 86


    написать администратору сайта