|
Русский язык и культура речи Практическое задание 4. Введение в евангелии от Иоанна читаем В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть
ВВЕДЕНИЕ В Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть». Здесь Слово (logos) значит одновременно и мысль (разум) и ее воплощение. Нематериальная мысль, чтобы стать доступной для восприятия, облекается в звуки. Воплощаясь, Бог тем самым выражает себя, являет себя людям как Слово. Разум и язык тесно связаны и взаимообусловлены. Человек разумный (Homo sapiens) предстает перед нами, прежде всего, как человек говорящий (Homo eloquens). Данными современной науки подтверждается, что способность говорить и понимать речь является главной способностью человека, отличающей его от всех остальных живых существ. Так, ученыебиологи сравнили генетический аппарат (механизм передачи свойств организмов по наследству) человека и других млекопитающих (шимпанзе, горилл, орангутангов, макак резус и мышей). При этом был найден особый ген (FOXP-2), который определяет способность человека делать еле заметные движения языком и гортанью, что создает необходимые предпосылки для членораздельной речи. Вместе с тем выяснилось, что геном FOXP-2 обладают многие певчие птицы. Они могут подражать различным звукам, в том числе словам человеческого языка, выучивать и воспроизводить их. Однако птицы подражают человеческой речи механически: наличие особого гена само по себе не является достаточным условием для появления членораздельной речи. Сегодня большинство ученых согласно с тем, что способность говорить врожденна человеку, однако, для того чтобы эта способность стала умением, превратилась в навык, необходимо научение языку. Развитие языковой способности человека обусловливает его общее развитие и в то же время является важной предпосылкой общественного прогресса. Согласно Аристотелю, общественное государственное устройство есть, прежде всего, речевая организация общества. Речь как орудие общения служит мощным средством воздействия на окружающих. Существует три вида речевого воздействия на человека. Это убеждение, внушение и принуждение. Убедить человека можно при помощи доводов – логических и психологических, эмоциональных. Принуждение – это речевое воздействие на человека, подкрепляемое угрозами. |
|
|