Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 2. Развитие основных систем письменности

  • Билет № 3. Историческое развитие материалов для письма Первый материал для письма – камень

  • Билет № 4. Форма книги в ее историческом развитии.

  • из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском

  • Билет № 5. Книга на древнем Востоке

  • презентация. Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд. Билет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеБилет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация
    Анкорпрезентация
    Дата31.10.2019
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд.doc
    ТипДокументы
    #92823
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Билет № 1. Источники изучения истории книжного дела. Их классификация.
    Источниковедение - термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под "историческим источником" понимается буквально все, что может свидетельствовать о свершившихся фактах, событиях, процессах и явлениях.

    Источники изучения истории книжного дела классифицируют по типу фиксации:
    1. Письменные.

    а) документальные (точно передают свершившийся факт)

    - законы (указы, манифесты, официальные документы и т.д.)

    - акты (судебные, завещания)

    - справочные материалы (адресные книги, сборники)

    - статистические материалы

    - рекламные материалы (объявления в газетах – цены, ассортимент, тираж)

    - библиографические списки

    б) повествовательные (нарративные, интерпретированные) - излагают, повествуют сокращенно, субъективно и т. д.

    - мемуары

    - дневники

    - записные книжки

    - художественная литература («Евгений Онегин»)
    - периодика. Есть специальные периодические журналы книговедческого направления, которые представляют собой настоящий клад для современного историка. Самым ранним из таких органов был, вероятно, Санкт-Петербургский "Книжный вестник" (1860-1867). Для новейшего периода наиболее ценно продолжающееся издание научный сборник "Книга. Исследования и материалы". С 1959 г. по 2000 г. вышло семьдесят восемь выпусков.

    2. Вещественные (в основном сами издания)

    - здания (типографии, мемориальные квартиры)

    - печатные станки

    - материалы письма
    3. Кино-, фото- источники (в основном визуализация истории)
    4. Технотронные источники

    - электронная книга

    - СД

    - дискета
    5. Устные источники (близки к фольклору, проявляется коллективное сознание)

    - предания, легенды, слухи, анекдоты
    6. Изобразительные источники

    - графические материалы

    - произведения искусства
    7. Лингвистические источники (показывают, как в единицах языка меняется семантика слова)
    Историко-книжное источниковедение ставит своей целью отыскание и исследование источников, раскрывающих историю книги. Это могут быть письменные источники и памятники материальной культуры, например, средства изготовления рукописных и печатных книг. Самостоятельным историческим источником выступают книги. Предметом науки в источниковедении истории книги является поиск свидетельств о возникновении и развитии письменности, средств и форм ее фиксации и распространения, о способах потребления, особенностях чтения и т. д. Историко-книжное источниковедческое исследование выработало особые приемы, которые применяются при историческом изучении книжных знаков (экслибрисов), типографских шрифтов, способов гравирования и печатания, оборудования типографий.

    Билет № 2. Развитие основных систем письменности
    Письмо – атрибут цивилизации, оно тесно связано с речью, создавалось около 30000 лет. Оно связано с разделением труда на скотоводство и земледелие. Нужно было сохранять для потомков опыт, знания. Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать и закреплять ее во времени и пространстве. Письменность – совокупность письменных средств общения, складывающаяся из систем графики, алфавита, орфографии языка.
    В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались "живые письма" - гонцы.
    Первоначально появилось предметное письмо, где каждый предмет символизировал определенное понятие. Позже появились ленточки или узелки, которые завязывались определенным образом и помогали запоминать большие объемы информации. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо. По мере того как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Древнейшим из пещерных и наскальных рисунков в нашей стране - 15-20 тысяч лет.
    Пиктография – рисуночное письмо, использующее определенные изображения. Пиктография действует по принципу: один образ, одна мысль. Этап рисуночно-смысловых комбинаций прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность, а с нею книгу.
    С возникновением рабовладельческого строя пиктографическая запись уже не удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое, в котором каждый знак либо выражал отдельные понятия и идеи, либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков.
    Существовала и иероглифическая система письма. Искусство письма, как и вся древняя система знаний, находилась в руках жрецов ("иероглиф" - "резьба жрецов"). Ради укрепления своей власти жрецы стремились не упростить письменность, а наоборот, сделать ее доступной только избранным. С течением времени иероглифическое письмо изменялось и развивало свою графическую основу. Упрощение знаков - "графем" - привело к созданию так называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного) почерка, в котором число графем значительно сократилось.
    В Шумере, Вавилонии, Ассирии писали трехгранными острыми палочками на сырой глине. Каждый штрих был похож на маленький гвоздь или колышек (клинопись). Китайцы и японцы писали тушью при помощи кисточки, их древние иероглифы имеют вид мазков, легких штрихов.
    Найденный в Египте в 1799 г. "Розеттский камень" установил, что текст, высеченный египетскими иероглифическими, иератическими и демотическими греческими письменами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит. На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира.
    В середине IV века н. э. Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.
    Известны три типа письма:

    1. Идеография – «пишу понятиями» (например, иероглифы). Каждому отдельному понятию соответствовал условный символический знак. Более отвлеченное, чем изображение или пиктография.

    2. Словесно-слоговое письмо. Основа – многозначная идеограмма. Преобладали знаки, передающие не слово, а слог.

    3. Алфавитное. Буквенно-звуковая система, где буква или несколько передают звук. Начало развиваться в 1000 г. до н.э. возникло в Сирии; в 14 в до н.э. зачатки появляются в клинописи; в 9 в до н.э. появилось в Греции, где это письмо преобразовали и дополнили буквами; с тех пор – основа всех европейских языков.

    В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенные – на латинской основе (26 букв).

    Билет № 3. Историческое развитие материалов для письма
    Первый материал для письма – камень (стены пещер, надгробные камни).
    Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.
    Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.
    Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались и из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение "хороший стиль". Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.
    Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок.
    С папирусом и пергаменом использовали как калам (камышовую тростинку), так и птичьи перья.
    В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Очевидно, поэтому такая бумага приобрела название от исторических слов "бомбакка" и "бомбицинна". Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Потом Тзай Лун – раб при дворе – изобрел бумагу, изготовляемую из шелковой ваты, которую погружали в воду. Древнейшие образцы – середина 3 в. до н.э.
    В странах Европы предки германцев и славян в основном использовали записи или засечки на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

    Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.
    Итак, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс. Книга была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты.
    Билет № 4. Форма книги в ее историческом развитии.
    Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались и каталоги - клинописные перечни хранящихся книг. Глиняные табличкимогли быть самой разнообразной формы и размера. Толщина в среднем 2-2,5 см. Бывали цилиндрообразные, конусообразные, бочкообразные книги, писали на их гранях. Плоские таблички хранились в корзинах, реже скреплялись шнурами (недолговечно), образуя книгу. Каждая предыдущая табличка заканчивалась первой строкой последующей (вместо нумерации страниц). Названием книги служила первая строка произведения.

    В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей".
    Папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.

    Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).
    Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались и из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.
    Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.
    Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э.

    Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.
    В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы.
    Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.
    Билет № 5. Книга на древнем Востоке
    Древний Восток (Шумер, Египет, Китай, Индия) – колыбель цивилизаций, большинство достижений. Формирование первых государств. Назначение книги - прославить правителя, обозначить в истории его деяния, запись законов.
    Месопотамия – клинопись на глиняных табличках, письмо распространено (носители – жрецы, писцы, чиновники), школы при храмах. Образцы (учебники) тщательно переписывались. Искусство чтения – священно, таинственно.
    Египет – папирус, свитки (см.005) – На папирусе чаще всего изображались писцы, жрецы, чиновники. Центром книжного производства – Александрия.
    Пергамент и папирус долго шли рука в руку. В первых веках н.э. стали соперничать и пергамент, как наиболее долговечный материал, вытеснил папирус.

    Инструмент для письма - калам – камышовая тростинка с заостренным концом, которой писали.
    Китай – бамбук (книга-жалюзи), ткани (дорого), изобретение бумаги, ксилография (Пи Шен, 11 век) - гравюра на дереве - текст в зеркальном отражении клали лист ткани, снимали оттиск. Отдельно вырезанные иероглифы набирались на железную рамку, металлическая пластина покрывалась вязкой смесью, разогревалась и прижималась к набору. Когда доска остывала – литеры прикреплялись (слишком трудоемко).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта