Главная страница

ПРОЕКТ Биоэстетика. Биоэстетика


Скачать 7.22 Mb.
НазваниеБиоэстетика
Дата11.09.2022
Размер7.22 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПРОЕКТ Биоэстетика.pptx
ТипДокументы
#672213

Проект на тему: «Биоэстетика»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Факультет «Естественных наук»

Кафедра «Биологии и экологии»

Студент: Ефимова Г.Н.

Группа: 881691-З

Проверил: Короткова А.А.

Тула 2021

Введение

Предполагается, что в процессе эволюции человеческого общества естественный отбор уступил место групповому, который шел в направлении отбора общностей, хранивших и передававших культурные элементы. Зародились первобытные культура и искусство. Графические изображения палеоантропов позволяли символически передать важные знания потомкам, орнаменты и знаки на оружии - вызвать положительные эмоции и настроиться на победу. Танцы и музыкальные ритмы – сплотить группу. Все это обеспечивало преимущества по выживанию и далее укореняло важные культурные черты. Средний палеолит характеризует подъем искусства , о чем свидетельствуют многочисленные находки. Это говорит о том , что психика Homo Sapiens усложнилась, возникла осознанная потребность в эстетических проявлениях и наслаждении ими. На протяжении многих тысячелетий были созданы уникальные  произведения искусства, которые несли так же и моральную составляющую. Так феномен культуры разделил человека и животных. Тем не менее, человечество по-прежнему биологический вид и ему свойственны эволюционно-древние составляющие. Поэтому, в данном исследовании обратимся к эволюционно-древним основам человека, найдем «ячейку» эстетического и выясним, как она влияет на сознание современного человека. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – определить эволюционно-древние основы формирования эстетических предпочтений и выяснить, опираются ли современные механизмы восприятия прекрасного на первобытные архетипы, понять, можно ли посредством применения эстетических символов влиять на сознание и процесс принятия политических решений.

2

План проекта

Введение…………………………………………………………………………2

1.1 Направления биоэстетики…………………………...………………..…6

1.2 Взаимосвязь биоэстетики с биополитикой……………………….…7

1. Биоэстетика как наука………………………………………………………5

2. Анализ особенностей работы центральной нервной

системы при восприятии произведений искусства..……………….…9

1.3 Вопросы, общие для биоэстетики и биополитики…………………8

2.1 Искусство с точки зрения биоэстетики..………………………………9

2.3 Механизм влияния искусства на ЦНС..…………………………..……11

2.4 Оценка мозгом произведения искусства..……………………………12

3. Биоэстетика об отдельных видах искусства..……………………..…13

2.2 Строение ЦНС..……………………………………………………...………10

3.1 Роль ритма в искусстве, значимая для биоэстетики..………….…13

3.1.1 Экспериментальные данные по влиянию ритма на ЦНС..…14

3.2 Роль изобразительного искусства в биоэстетике…………………15

3

3.2.1 Экспериментальные данные по влиянию цвета на ЦНС……16

3.2.2 Экспериментальные данные по влиянию

изобразительного искусства на ЦНС……………………………………17

Продолжение плана проекта

5. Арт-терапия с теоретической и практической точек зрения…….….28

4. Оценка влияния биологических эволюционных

закономерностей на эстетическую оценку объектов………………..…20

4

4.1 Общие принципы эстетического восприятия……………….….….…21

4.2 Уровни формирования предпочтений…………………………....….…23

4.2.1 Базовый уровень эстетических предпочтений……………….…24

4.2.2 Видоспецифический уровень эстетических предпочтений.…25

4.2.3 Культуроспецифичнный уровень

эстетических предпочтений…………………………………………………26

6 Выводы. Вопросы биоэстетики, способные оказать влияние

на вопросы биополитики………………………………………..………..…..…30

5. 1 Виды арт-терапии……..…………………………………………………..…29

Список литературы………………………..…………………………….…….…35

Приложение А – Картина И.Репина «Не ждали»…………………………. 37

Заключение……………………………………………………………………….…34

Приложение Б – Подборка археологических находок разных эпох, содержащих растительные или животные орнаменты ………………..38

Приложение В – Подборка археологических находок разных эпох, содержащих сходные символы-образы змеи ………………………..….42

1. БИОЭСТЕТИКА как наука

Биоэстетика – это одна из новейших наук современности, которая сформировалась на стыке биологии, медицины, философии как область междисциплинарных исследований [1].

Основной вопрос, на который пытается ответить биоэстетика, — это вопрос о биологической предопределенности эстетических предпочтений и о существовании художественных универсалий, основанных на биологии.

Развивается с последней четверти ХХ века [2].

Актуальность биоэстетических исследований - в понимании соотношения биологического и социального, природы человека и человеческого, а также для целенаправленной организации и управления социальными практиками [2]. Кроме того, актуальность биоэстетики заключается в разработке новых гуманистических, духовных ориентиров в понимании красоты, прекрасного. Это важно особенно сейчас, когда в обществе наблюдается дегуманизация и девальвация личности [1]. 

Появление биоэстетики связано с необходимостью создания особого системного подхода к проблеме человека и мира в рамках новой парадигмы, где философия неразрывно связана с биологией и медициной[1].

Главная задача биоэстетики как биофилософии – это исследование совместной эволюции человека, природы, общества, искусства через призму биологии и медицины [1].

5

1.1 Направления биоэстетики

Основные направления биоэстетики [2]

Оценка влияния биологических эволюционных закономерностей на эстетическую оценку объектов

Биоэстетический анализ отдельных видов искусства

Использование биоэстетических закономерностей в эстетической хирургии, стоматологии, косметологии

Исследование арт-терапии с теоретической и практической точек зрения

Выявление врожденной предрасположенности к восприятию и созданию художественных форм и символов

Анализ особенностей строения и функционирования органов чувств, влияющих на создание и восприятие художественных произведений

Анализ особенностей работы центральной нервной системы при восприятии произведений искусства

6

Философия

.

Медицина

Эстетика

1.2 Взаимосвязь биоэстетики с биополитикой

БИОЭСТЕТИКА

Политилогия

Социология

Другие приложения наук о живом

.

- Биология

БИОПОЛИТИКА

Биоэстетика, как и биополитика – новые междисциплинарные науки.

Возникли как результат гуманитаризации биологии ибиологизациисоциальных и гуманитарных наук с включением биологического знания в их орбиту. Похожие междисциплинарные науки: биофилософия, биосемиотика [3].

7

- Этология

- Нейрофизиология и др.

- Социобиология

- Экология

1.3 ВОПРОСЫ, общие для биоэстетики и биополитики

№п/п

Вопросы БИОЭСТЕТИКИ

Вопросы БИОПОЛИТИКИ

1

Анализ особенностей работы центральной нервной системы (ЦНС) при восприятии произведений искусства

Анализ особенностей работы центральной нервной системы при занятии политической деятельностью

2

Анализ функционирования органов чувств, влияющих на создание и восприятие художественных произведений

Анализ  функционирования органов чувств, влияющих на социальное поведение и политическую деятельность

3

Выявление врожденной предрасположенности к восприятию и созданию художественных форм

Выявление врожденной предрасположенности к занятию политической деятельностью



Биоэстетический анализ отдельных видов искусства

Биополитический анализ социального поведения в рамках отдельных политических систем

5

Исследование арт-терапии с теоретической и практической точек зрения

Исследование социальных технологий с теоретической и практической точек зрения

6

Использование биоэстетических закономерностей в эстетической хирургии, стоматологии, косметологии

Использование биополитических закономерностей в построении моделей политических систем

7

Оценка влияния биологических эволюционных закономерностей на эстетическую оценку объектов

Оценка влияния биологических эволюционных закономерностей на социальное поведение и политическую деятельность

Оттолкнувшись от направлений биоэстетики, найдены аналогии в биополитике. Выделены связанные вопросы, которые важны в биоэстетике, но могут оказаться значимыми в биополитике. Их подробно рассмотрим далее.

8

2.1 Искусство с точки зрения биоэстетики

2. Анализ особенностей работы ЦНС

при восприятии произведений искусства

Искусство понимается как одна из коммуникативных систем, служащая для передачи сообщений в виде эстетически привлекательных символов [2].

Искусство служит источником сенсорной стимуляции и возбуждения, удовлетворяет любопытство, вызывает удивление, провоцирует размышления, словом, расширяет опыт — в этом его адаптивное значение [2].

Перед биоэстетикой стоит «проблема воздействия искусства на физиологические и психологические особенности человека». Применение психотехнологий в рекламе, искусстве кино, искусство «оп-арта» – тому примеры [1].

Искусство обслуживает и такие эволюционно древние функции, как борьба за место в обществе и выбор партнера для продолжения рода [2].

9

2.2 Строение Центральной Нервной Системы

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга [5].

В рамках исследования рассмотрим функции головного мозга в ключе когнитивных способностей.

Выводы: Когнитивные функции осуществляет кора головного мозга. Зрительные функции отмечены в 2,3,4 долях мозга. Речь в 1,2,3. Двигательные зоны в 1. Вероятно, эстетические раздражители стимулирует соответствующие зоны.

10

2.3 Механизм влияния искусства на ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Произведение искусства

Биофизиологические механизмы

получения и обработки информации [2]

Органы чувств (зрение, слух, осязание)

Работа мозга

Активация пропускной способности кратковременной памяти 16 бит в секунду

Эстетическое удовольствие

Анализ объекта, - поиск упорядоченности внутри объекта

Синтез элементов объекта, - разбиение объекта на более крупные элементы

Искусство, как мир чувственных образов, т. е. осознаваемое переживание художественного произведения, есть результат взаимодействия целого ряда функционально сигнализированных нейронных подсистем обоих полушарий мозга [1]. 

11

2.4 Оценка мозгом произведений искусства

Если художественный объект представляет собой сложный структурированный символ, то в силу нейрофизиологических ограничений мозг пытается обнаружить упорядоченность для выделения более крупных элементов и обработки меньшего количества информации [2].

Объект не кажется наблюдателю красивым, если в его структуре не удается обнаружить никакой регулярности или его упорядоченность слишком очевидна [2].

Таким образом, для эстетической привлекательности, согласно биоэстетике, нужно, чтобы объект обладал некой промежуточной степенью упорядоченности — не слишком простой, но все же доступной для восприятия. Умение выделять такие объекты может быть названо одной из адаптивных возможностей, возникших в ходе биосоциальной коэволюции [2].

12

3 Биоэстетика об отдельных видах искусства

Биоэстетика анализирует роль ритма в искусстве. Исследуются нейрофизиологические влияния ритмических раздражителей, приходящие извне, на эмоции и поведение как отдельного человека, так и толпы или коллектива [2]. 

Маршевая музыка

Хоровое пение

укрепление группового единства и приверженности общим идеям 

Поэзия

и художественное слово

Танец

3.1 Роль ритма в искусстве, значимая для биоэстетики

функции

Потребность в устранении аритмии работы нашего мозга потенцирует развитие музыкального и словесного творчества, а так же танца «искусство-ритм» (гипотеза Я.Я. Рогинского) [4]. 

Ритмы оказывают на поведение человека прямое физиологическое действие, влияя на частоту дыхания, сердцебиение: каждому знакомы ощущения от маршевого ритма, от хорового пения, от колыбельной. Нейрофизиология воздействия разных ритмов мало исследована [4]. 

13

Чтение ритмически упорядоченных текстов — стихов.

В ходе эксперимента исследователи наблюдали за активностью мозга добровольцев, которые сначала читали произведения великих английских поэтов, затем переписанные обычным языком те же произведения. Выяснилось, что чтение стихов, содержащих ритм, особые обороты и синтаксические конструкции, вызывает возбуждение в нейронных сетях мозга. Такого эффекта не вызывало чтение обычных текстов. Поэзия способствует переоценке и актуализации личного и социального опыта, установлению новых взаимосвязей между участками мозга.

Танец

При томографическом сканировании мозга танцоров оказалось, что при танце активируется двойник центра речи, располагающийся в правом полушарии. Возможно, что движение представляет собой некую форму коммуникации, существовавшую задолго до того, как сформировалась членораздельная речь. Танец, как коллективное взаимодействие между танцующими, служит для демонстрации единства социальной группы, а также для укрепления ее самосознания и сплоченности.

3.1.1 Экспериментальные данные по влиянию ритма на ЦНС

14

3.2 Роль изобразительного искусства в биоэстетике

Способность и потребность человеческой психики «возбуждаться новизной» и испытывать эстетические переживания от визуальных эстетических стимулов приводит к развитию изобразительного творчества (гипотеза Я.Я. Рогинского). У человека эстетические переживания очень тесно сопряжены с эмоциональной оценкой, а понятие «красоты» у всех народов и во всех культурах тождественно «благу» [4]. 

 

Важно отметить биологический момент в восприятии красоты. Через красоту воплощается особое отличительное свойство человека - его способность произвольно включать механизмы наслаждения. «Красота» выполняет функцию биологического вознаграждения. При этом красота в состоянии вознаградить сразу и ум, и чувство… Искусство преобразует психику человека, его духовную организацию. «Функция искусства по отношению к человеку – очеловечивание» [1]. 

Искусство функционирует в рамках коммуникативных систем и служит для передачи сообщений. Эти сообщения передаются в виде социальных пусковых стимулов и культурных символов, облеченных в эстетически привлекательные формы; среди этих сообщений особенно важны те, которые утверждают культурные ценности и нравственность [7].

15

3.2.1 Экспериментальные данные по влиянию цвета на ЦНС

Биоэстетика указывает, что основные цвета воспринимаются всеми народами примерно одинаково, поскольку у всех представителей нашего биологического вида имеется сходная биология восприятия. Желтый и красный считаются «теплыми» [2].

В комнатах, окрашенных в красно-оранжевые тона, испытуемые оценивали температуру на 3−4 градуса выше, чем в комнатах сине-зеленых тонов, хотя в обоих случаях температура в помещениях была одинакова. «Теплые» тона возбуждают симпатическую нервную систему, отчего учащается пульс и повышается кровяное давление, что, в свою очередь, обеспечивает субъективную оценку температуры [2].

Красный при этом кажется особенно привлекательным, хотя иногда вселяет тревогу, так что он неоднозначен [7].

16

3.2.2 Экспериментальные данные по влиянию изобразительного искусства на ЦНС

Классические опыты по тому, как именно человек воспринимает изображения, поставил советский ученый Альфред Ярбус в начале 60-х годов. Ярбус просил испытуемых рассматривать произведение Ильи Репина «Не ждали» (Приложение А). На глазном яблоке всех участников эксперимента ученый укрепил маленькое зеркальце. Отраженный от него световой зайчик стал писать на фотобумаге след движения глаз. Таким образом, на бумаге появлялся узор из линий, а также точек, которые обозначали место, где человек задерживал взгляд. Ярбус задал очень важный вопрос: почему происходит движение глаз: человек ищет определенные предметы или это композиция картины заставляет глаз двигаться определенным образом? Он сделал ряд открытий. Самое важное состояло в том, что глаза смотрят на картину избирательно. Даже если человек стоит перед полотном полчаса, то он не будет рассматривать всю картину, а будет возвращаться к определенным точкам, фиксируя взгляд. Получается, существует стратегия восприятия, которая формируется очень быстро. Важно также, что она частично определяется элементами картины и тем, что зритель хочет найти в картине. Так, Ярбус просил испытуемых найти на изображении разные элементы, например, старых людей или признаки роскоши, и в результате получал совершенно разные «узоры взгляда». Взгляд задерживался на наиболее важных элементах картины в том или ином случае [6].

17

3.2.2 Экспериментальные данные по влиянию изобразительного искусства на ЦНС

«Когда мы ходим в музеи, то проводим перед каждой картиной в среднем всего 17 секунд. Каждый раз, когда мы перемещаем взгляд, центральная нервная система дает физиологический сигнал, команду смотреть туда или сюда. Это помогает запомнить картину, то есть она воспринимается и с помощью физиологического опыта. Мы проводили опыт. Сначала мы просили художника рассмотреть картину. Потом убирали полотно и просили художника мысленно представить картину и при этом рассмотреть ее глазами. Оказалось, что линии взгляда при наблюдении реальной картины и воображаемой отличались незначительно. Движение глаз – это моторная основа восприятия изображения и памяти о нем. Кроме того, о многом в восприятии человеком объектов искусства говорит и движение тела. Сегодня существуют специальные носимые датчики, которые определяют положение человека в пространстве, регистрируют непроизвольные и естественные

микроколебания тела. Так, мы повесили

на группу испытуемых эти датчики и

попросили их рассмотреть два полотна

– с перспективой и без. Перед первой

картиной люди наклонялись сильнее,

чем перед второй,

их тело колебалось больше.» [6]

18

3.2.2 Экспериментальные данные по влиянию изобразительного искусства на ЦНС

Произведение искусства содержит некоторые конфликты, которые являются результатом исследования художника. Каждый художник использует уникальные методы, чтобы показать их, и произведения искусства дают нам уникальный физиологический стимул, воздействуют на мозг. Когда мы видим какой-либо предмет искусства, активируются определенные зоны коры головного мозга. Конфликтные ситуации и скрытые пространства в картине обостряют наше зрение и восприимчивость, тем самым тренируя мозг и физиологические способности тела. Художественное произведение приводит к ряду сенсомоторных активаций в теле, мозгу, оно может способствовать лучшему ощущению себя, мира, то есть обладать лечебным действием. Поэтому нередко при шизофрении, деменции, дислексии, проблемах с равновесием и концентрацией и других патологиях можно будет применять технологии терапии с помощью искусства. Это растущая сфера. 

19

4 Оценка влияния биологических эволюционных закономерностей на эстетическую оценку объектов

О том, что эстетическое поведение свойственно не только человеку, но и многим другим животным, в свое время отмечал еще Ч. Дарвин [4].

В животном мире имеются предэстетические формы поведения, которые выражаются эмоциональными реакциями некоторых высших животных на эстетические стимулы (форма, цвет, и др.), а так же так называемые «украшательства» (в том числе у низших животных), что связано напрямую с половым отбором и внутривидовой конкуренцией [4].

Пролить свет на происхождение графической изобразительной деятельности поможет изучение «рисования» приматов. Считается, что у них есть зачатки эстетического чувства: процесс рисования им приносит удовольствие, они проявляют индивидуальные предпочтения в выборе техники изображения, цвета, ритма и чувства композиции (изображения абстрактные, а не фигуративные), на языке жестов пытаются объяснить смысл изображенного.

В дикой природе приматам свойственны и другие формы эстетического поведения: они украшают себя, любуются природой, издают гармоничные звуки (так называемые «хоры» гиббонов и сиамангов), лепят снежную скульптуру (японские макаки) и даже танцуют («танцы дождя» у шимпанзе) [4] .

20

4. 1 ОБЩИЕ принципы эстетического восприятия

Биоэстетика сформулировала несколько базовых принципов восприятия эстетических объектов:

1. принцип золотого сечения

 (соотношение сторон или частей 1:1,63) 

людям приятен вид квадратов, а также прямоугольников с соотношением сторон, близким к 1:1,63. Фигуры, слегка отличающиеся от квадрата, воспринимаются как "плохие квадраты", а прямоугольники, заметно отклоняющиеся от требований золотого сечения, — как "плохие прямоугольники". Зандер утверждает, что принцип "хорошей формы" позволяет объяснить привлекательность различных архитектурных стилей [7].

2. принцип «максимального смещения», то есть реагирования на преувеличенные стимулы [7] (в искусстве разных эпох и народов мужчин изображали с подчеркнуто-преувеличенными очертаниями плеч, что в свою очередь сопоставимо тому, что в иерархии животных место у самцов определялось размерами тела).

21

4. 1 ОБЩИЕ принципы эстетического восприятия

Процесс отыскания порядка, сортировки и истолкования.

Явление двойственного восприятия возникает при рассматривании "вазы Рубина": мы видим здесь либо два человеческих профиля, либо вазу в середине. По-видимому, мы склонны замечать фигуры, выделяющиеся на более светлом фоне. В воспринимаемом мы ищем упорядоченности и получаем от нее удовольствие. [7].

Склонность видеть "хорошие", правильные формы при беглом осмотре различных геометрических фигур — с небольшими изъянами. Несмотря на искажения, фигуры видятся совершенно целыми, правильными и симметричными [7]. Эксперименты показали, что и у животных проявляются эстетические склонности: асимметрии и хаосу животные предпочитают упорядоченность и симметрию.

3. Принцип симметрии ("тенденциозность» восприятия)

22

4.2 Уровни формирования предпочтений

На наше восприятие (в т. ч. эстетическое) влияют филогенетические адаптации анализаторов; которые, как считают этологи, проходят базовый, видоспецифичный и культуроспецифичный уровни формирования перцептивных предпочтений [Эйбл-Эйбесфельдт] [4].

Уровни эстетических предпочтений

23

4.2.1 Базовый уровень эстетических предпочтений

Некоторые особенности окружающей обстановки вызывают у животных адаптивную реакцию — нередко даже без соответствующего прошлого опыта. Своим поведением они реагируют на определенные знаковые стимулы, на которые их сенсорные системы уже "настроены" в процессе эволюции. Типберген назвал такие перцептивные устройства "врожденными пусковыми механизмами».

Иногда такие стимулы очень просты — это может быть всего лишь цветное пятно; или несколько пятен; или рот рыбы из семейства цихлид; цихлиды выводят свое потомство во рту, и именно туда устремляются мальки в случае опасности.

Пусковыми стимулами бывают не только зрительные, но также слуховые, обонятельные и осязательные сигналы.

Стоит, например, проиграть новорожденному младенцу магнитную запись плача, как разревется и он сам. Проигрывание с той же громкостью других звуков плача не вызывает. Этот ранний ответ младенца на специфические слуховые стимулы можно считать изначальной безусловной реакцией сопереживания [7].

Ранее были рассмотрены принципы, определяющие эстетическое восприятие. Они у нас в основном те же, что и у многих других животных, по крайней мере у высших млекопитающих и птиц [7]. 

24

4.2.2 Видоспецифический уровень эстетических предпочтений

Рассмотрим теперь более специфические эволюционные адаптации, присущие нашему восприятию (а тем самым и художественному творчеству)[7].

В филогенезе вида Homo sapiens возник ряд особенностей поведения, связанных с адаптивным предпочтением таких мест, в которых нашим предкам была бы обеспечена безопасность и пища: жилища устраивают там, откуда хорошо просматриваются подступы; в публичных местах принято, что мужчина занимает место, позволяющее контролировать выход из помещения; в украшении жилья используются растительные мотивы; сады и парки обычно разбиваются в подражание чередованию растительности и свободных пространств в саванне. В силу адаптации к дневному образу жизни, когда органы чувств обеспечивают нас максимальной информацией, свет обычно оценивается положительно, а темнота — отрицательно. В соответствии с этим формируется символика света: «Старый и Новый свет», «тот свет»[2].

Что касается представлений о красоте женского тела, то у современного человека существуют два идеала. Первый, хорошо известный и ныне господствующий, — это греческая богиня Афродита. Второй воплощен в палеолитической Венере Виллендорфской [7] (некоторые народы Африки, племена бушменов и готтентотов). В странах Европы предпочтителен «младенческий тип» женщины, с детским личиком, вызывающий покровительственное отношение. Вполне возможно, что в процессе эволюции человека ею предпочтения все больше смещались в пользу всего того, что свойственно молодости [7].

25

4.2.3 Культуроспецифичный уровень эстетических предпочтений

  Тенденции культуроспецифичные - т.е. свойственные определенной культуре. Они усваиваются в раннем детстве, а затем используются всеми носителями данной культуры для возбуждения определенных эмоций. Эти эмоции призваны служить укреплению внутригрупповых связей, отграничению данной группы от прочих, управлению поступками отдельных людей, утверждению общественных норм и ценностей [7].

Можно рассмотреть стиль как средство кодирования культуроспецифичных "посланий" и тем самым — передачи "духа времени" или определенного миросозерцания [7]. Стиль способствует сплочению. По таким знакам бушмены могут с первого же взгляда определить, откуда происходит залетевшая к ним стрела — из своей собственной группы или из чужой. В истории Европы художественный стиль, никогда не признававший ни государственных, ни этнических границ, был и остается мощным фактором всеевропейского единения.

Культурные ценности и нормы нередко передаются потомкам посредством эстетических носителей. Хороший тому пример — исторические картины. Портреты великих мужей вселяют в зрителей благоговейный трепет и приглашают разделить их добродетельные и доблестные идеалы. Тем самым исторические события могут получать оправдание, и это может прокладывать дорогу к подобным же событиям в будущем. У зрителя формируются и запечатлеваются политические и религиозные взгляды. Искусство в данном случае выступает как средство внушения тех или иных воззрений.

26

4.2.3 Культуроспецифичный уровень эстетических предпочтений

В свете сказанного идеализированное изображение человеческого облика весьма примечательно и очень интересно. Изображаются и утверждаются такие добродетели, как храбрость, честность, великодушие и милосердие. Кроме того, преподносятся образцы преданности группе, и нередко эта преданность вступает в противоречие с личными интересами. Рассказ об авраамовой жертве можно понимать как иносказательное провозглашение новой добродетели, которая требует, чтобы интересам Цэуппы (в лице правителя) отдавалось предпочтение перед интересами отдельного человека и его семьи.

Внушаемость, готовность к усвоению взглядов и к приятию групповых ценностей присущи человеку в очень высокой степени. Это они вымостили путь групповому отбору. На других уровнях стиль используют иначе. С его помощью народы живущие в Европе, подчеркивают различия между собою. То же и в пределах отдельных стран: стилем оттеняют этнические и областные особенности. Это показала работа Вобста, изучавшего одежду как знак этнической принадлежности внутри Югославии. По этим причинам на искусство нередко смотрели как на орудие политики [7].

27

5Арт-терапия с Теоретической и практической точек зрения

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [8] .

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики [8] .

Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из нацистских лагерей во время Второй Мировой Войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1969 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация [8].

28

5.1 Виды арт-терапии

29

6 Выводы. Вопросы биоэстетики, способные оказать влияние на биополитические вопросы

6.1 Анализ особенностей работы центральной нервной системы (ЦНС) при восприятии произведений искусства

В ходе исследования были рассмотрены некоторые вопросы биоэстетики.

Можно сделать следующие выводы:

6.1.1 Работа мозга определяет когнитивные способности человека, важные в любой сфере деятельности, в т.ч. политике.

6.1.2 Возможно, стимуляция работы определенных зон мозга позволит улучшить его работу, скоординировать работу обоих полушарий, что позволит политикам нестандартно и творчески подходить к решению проблем.

6.1.3 Возможно, развитие кратковременной памяти путем реакции на различные зрительные раздражители (символы, образы, пусковые механизмы) может быть полезным не только в целях восприятия и оценки произведений искусства (портретов людей), но и политических оппонентов (реальных людей).

6.1.4 Серьезные нарушения в работе ЦНС могут оказаться противопоказанием к занятию политической деятельностью. Нарушения в спинном мозге и желудочковой системе в том числе, т.к. влияют на работу головного мозга.

30

6.2.Биоэстетический анализ отдельных видов искусства

6.2.1 Каждый вид искусства воздействуют так или иначе на эстетическое восприятие  человека. С точки зрения биополитики более важны: воздействие ритма  (гимны, марши), и воздействие образами (изобразительное искусство) и воздействие мыслеобразами и ритмом (поэзия).

6.2.2 Возможно, при отборе кандидатов в политики могут быть использованы не только психологические тесты, но и методики, основанные на оценке разных объектов / элементов искусства для выявления нравственных качеств, которыми должен обладать политик, т. к. искусство имеет ценностно-ориентированное содержание.

6.2.3 В античных греческих полисах, таких как Афины, отсутствовала жесткая политическая иерархия, политическая система была близка к демократии. Известно, что архитектура данных городов содержала множество правильных форм, в том числе «золотое сечение». Возможно, знание принципов эстетического восприятия позволит модернизировать кабинет политика так, чтобы управленческая работа стала более эффективной и созидательной.

31

6.3.3 Символическая (речевая) коммуникация способствовала переносу «основной тяжести» естественного отбора на уровень конкуренции между целыми социальными группами – на уровень группового отбора [3]. Выживали группы с культурными элементами, которые позволяли передавать знания потомкам (изобразительное искусство), сплочали при обороне и на охоте (магические символы и орнаменты на оружии, танцы,клич). На протяжении тысячелетий искусство определяло выживание и становление человека. В искусстве человек отражал эстетическое наслаждение природой. Произведения искусства разных эпох содержат одни и те же символы-образы (Приложение Б, В). Возможно, древние архетипы наподобие «пусковых механизмов» существуют в подсознании человека. Сейчас искусство не утратило своего влияния, а приобрело политическое значение - посредством культуры государство влияет на мировоззрение граждан. Например, социальная реклама по улучшению демографической ситуации.

6.3.1 Предки человека стали употреблять больше мясной пищи, заняли новую экологическую нишу хищника, начали использовать огонь для обработки пищи - это способствовало развитию головного мозга, т. к. его усиленная работа требовала больше энергии. Усложнение головного мозга привело как к возможности совершенствовать эстетическое восприятие (вопрос биоэстетики), так и усложнить социальную организацию - соц. иерархию (вопрос биополитики). 6.3.2 Использование огня способствовало коммуникации и формированию социальных связей, сплачивая группы поздних Homo erectus, которые согревались и проводили вместе время [3]. В культуре и искусстве тему единства мы прослеживаем с древнейших времен и по сей день, и возможно, в человеческом подсознании огонь - это один из символов единства (военного).

6.3 Оценка влияния биологических эволюционных закономерностей на 

эстетическую оценку объектов. Многие эволюционно-древние закономерности являются общими для важных явлений как в биоэстетике, так и в биополитике .

32

6.4 Исследование арт-терапии с теоретической и практической точек зрения

6.4.1 Арт-терапия, и ее практическая эффективность, доказывает влияние искусства на сознание людей. Изо-терапия, хромотерапия (цветотерапия), кинезиотерапия (психогимнастика) могут быть применимы к политикам для снятия стресса / напряжения.

33

34

У предков человека со времен среднего палеолита появилась потребность в эстетических проявлениях и наслаждении ими, и основы прекрасного они находили в природе. Многочисленные статуэтки животных, орнаменты на орудиях, изображения на стенах пещер и на разных предметах - тому подтверждение. На протяжении тысячелетий человечество продолжало находить в природе источник прекрасного. Зачастую внимание привлекали одни и те же явления, а из поколения в поколение передавались сходные символы-образы. Человек и природа тесно связаны, эволюционно-древние тенденции подсознательно закрепили у современного человека основы восприятия прекрасного и различные пусковые механизмы. Культура и искусство являются инструментом для сплочения и нравственного ориентирования людей. Можно предположить, что человек и в дальнейшем будет развиваться в этом направлении, инициированном самой природой, а в политическую сферу искусство привнесет, опираясь на архаичные элементы, новые гуманистические позиции, такие важные для решения мировых экологических проблем.

Заключение
  • ЗАХОВАЕВА А.Г. «Биоэстетика как наука», Вестник Ивановской медицинской академии, - 2009

  • https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12062260

    https://cyberleninka.ru/article/n/bioestetika-kak-nauka/viewer

СПИСОК литературы

2. Брызгалина Е.В. «Биоэстетика»,  ВЛАДИВОСТОК, ОСТРОВ РУССКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕНСИВ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ, 2020

http://skvot.2035.university/bioehstetika

3. Биополитика - А.В. Олескин http://window.edu.ru/resource/461/42461/files/index.html

4. ШПАК Л.Ю. «Эстетическое восприятие как биологическое свойство человека разумного (к вопросу о происхождении искусства в работах Я.Я. Рогинского)

https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospriyatie-kak-biologicheskoe-svoystvo-cheloveka-razumnogo-k-voprosu-o-proishozhdenii-iskusstva-v-rabotah-ya-ya/viewer

5. Функции головного мозга: Когнитивные функции

https://3dnauka.ru/mozgovaya-deyatelnost/funkczii-golovnogo-mozga-kognitivnye-funkczii-mozga

35

6. Art&Science: как искусство изменяет наше тело, или почему эстетика зависит от физиологии

https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/6592/

7. И. Эйбл-Эйбесфельдт, Биологические основы эстетики

http://ethology.ru/library/?id=67

8. Арт-терапия , Викепедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия

9. Тициан. Мужчины эпохи возрождения. История живописи

https://zen.yandex.ru/media/painting_notes/tician-mujchiny-epohi-vozrojdeniia-5d67a2ffb5e99200adc8804f

36

10. Электронная библиотека музея антропологии и этнонграфии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН - Коллекция – «Верхний палеолит: образы, символы, знаки»

https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-302-6/978-5-88431-302-6_05.pdf

https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/06/978-5-88431-302-6/

11. Блог исторического музея: Об изображении змеи в античном искусстве

https://blog.mediashm.ru/?p=2861

12. Экспонаты- государственный исторический музей

https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT?page=2&query=растительные%20орнаменты

Приложение А – Картина

И. Репина «Не ждали»

37

38

Приложение Б – Подборка археологических находок разных эпох, содержащих растительные или животные орнаменты

[10]

39

[12]

40

[12]

41

[12]

Приложение В – Подборка археологических находок разных эпох, содержащих сходные символы-образы змеи

42

[10]

43

[11]

44

[11]

45

[12]

спасибо за внимание


написать администратору сайта