Уорнер социология. социо. Биография
Скачать 17.83 Kb.
|
Уильям Ллойд Уорнер Уильям Ллойд Уорнер - американский антрополог, социолог, социальный психолог. Известен применением антропологических подходов к исследованию современного американского общества и культуры. Работы Уорнера оказали влияние на исследования социальной структуры, политической культуры, расовых отношений, социальной активности и гражданского общества, роли сакрального в коллективной жизни и её повседневных ритуалах. Биография Уильям Ллойд Уорнер родился 26 октября 1898 года в семье Уильяма Тейлора и Клары Картер. Окончил школу в Сан-Бернардино, в 1917 году пехотинцем участвовал в Первой мировой войне. В 1918 году был освобождён от службы вследствие болезни. Некоторое время учился в университете Южной Калифорнии, затем переехал в Беркли, где поступил в Калифорнийский университет. В этот период отмечается большое влияние антропологической традиции на исследовательские интересы Уорнера, среди его преподавателей были Р. Лоуи и А. Кребёр, в университет приезжали с лекциями Б. Малиновский и А. Радклифф-Брайн. В 1926 году Уорнер получил степень бакалавра в области антропологии. Классовая структура общества Первоначально Уорнер и его коллеги искали подтверждение гипотезы о связи между экономической структурой и ценностями сообщества, что выражалось в определении социального статуса индивида через некоторые экономические характеристики. Уорнер и его коллеги провели интервью с большинством жителей Янки-сити определяя положение каждого индивида на основании его оценки относительно других в иерархии. Оказалось, что недостаточно иметь хорошо оплачиваемую работу, чтобы принадлежать к высшему классу. В то же время часто наблюдалась ситуация, когда индивиды, имеющие одинаковый профессиональный статус, были отнесены к разным социальным группам. В интервью жители Янки-сити довольно легко определяли статус какого-либо человека, если были известны следующие характеристики: образование, доход, принадлежность к определённой семье, общества или ассоциации, членом которых является этот человек, манеры и поведение. Однако помимо принадлежности к определённой семье высокую позицию индивиду обеспечивало умение «вести себя правильно или должным образом». Таким образом, социально одобряемое поведение становилось показателем принадлежности к «избранной» группе, по мнению жителей города. Высшую позиции в социальное иерархии занимала небольшая группа “старых семей”, обладающих родословной, которую они могли проследить до первых жителей Янки-сити, а так же наследством. Важным показателем “правильной” родословной служило наличие равных браков браков внутри высшего класса. Конечно, в пределах данного сообщества вертикальная мобильность возможна, исследователи наблюдали несколько случаев повышения статуса индивида. Однако, хотя браки между людьми из разных классов не запрещены, они не являются одобряемым в сообществе поведением. Низший класс представляют новые семьи, недавно переехавшие в Янки-сити. Их поведение описывается как безнравственное только на основании приписываемого им статуса. Символическая жизнь общества. Уильям Ллойд Уорнер плотно занимался проблемой символов и стал одним из авторитетных специалистов в этой области знания. Под символами он понимал любые вещи, которые обозначают и выражают что-то другое, выходя за рамки своего собственного обозначения. Символами выступают не только какие-то изображения, но и слова, жесты, различные действия людей (например, религиозные ритуалы) и т.д. В общем, все, что угодно, может приобрести символическое значение. Согласно Уорнеру, символ состоит из двух основных элементов: знака и значения. Знак — это некая метка, та внешняя форма, которая воспринимается людьми. А значение — интерпретация этого знака людьми. Своего рода расшифровка. В 1959 году Уорнер выпустил книгу "Живые и мертвые", в которой выразил идею, что символические системы меняются вместе со структурой общества. В современном сложном обществе социолог видел две тенденции в развитии символов. С одной стороны, происходит сегментация символического поведения, что связано с появлением все новых и новых малых групп, каждая из которых вырабатывает свою систему символов. Эта сегментация может вообще дойти до индивидуального уровня, когда отдельный человек строит свою символическую вселенную и живет в ней. В другой стороны, происходит все большая генерализация символического поведения. Это выражается в том, что публичные символы становятся все более стандартизированными и унифицированными. Обе тенденции важны для общества, поскольку первая способствует сплочению групп, способствует культурному многообразию, а вторая уравновешивает этот процесс, не дает обществу распасться, обеспечивает сплоченность людей, живущих в одном социуме. Голубь Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. Выражение восходит к Библейскому рассказу о голубе, принёсшем в ковчег ветвь маслины, тем самым рассказав об окончании потопа и примирении стихии. Типы контекста и нерациональные символы Технический тип контекста предполагает использование индивидом рационального знания при соприкосновении с внешним миром. Значение знаков здесь считывается просто – все усилия индивидов направлены на достижение определённого результата через последовательность действий. В рамках морального контекста люди учатся коммуникации друг с другом. Составным элементом этого контекста являются права и обязанности индивидов; так же необходимо учитывать статусы и роли участников коммуникации. Сверхъестественный контекст подразумевает общение человека с миром сакрального. Попытки объяснить или проанализировать природу сакральных символов, по мнению Уорнера, вызывают многочисленные трудности, так как они связаны с чувствами и отсылают нас к опыту человека как биологического вида. Три типа контекста функционируют как адаптивные подсистемы общества, обеспечивающие индивидам возможность приспособиться к природной среде и осуществлять регуляцию взаимодействий внутри общества. |