2 тема. Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое это Бог, второе материальный мир
Скачать 20.72 Kb.
|
Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир. Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию. Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом. Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания. В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра. Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией. Проект вселенской теократии Соловьев понимал под историческим процессом ход становления Вселенской Церкви, которая объединяла всех людей в Богочеловечество. На пути формирования Царства Божьего на Земле, люди должны действовать не одиночно, а совместно, составив единое общество, выстраиваемое на принципах справедливости. Идеальным обществом такого рода Соловьев В.С. считал свободную теократию, при которой нравственная власть была бы отдана церкви, возглавляемой первосвященником, силой обладал царь, а правом живого совета с Богом обладали пророки. Свободная теократия в представлениях Соловьева являлась вселенской теократией, которая должна быть воссоздана посредством объединения католической и православной церквей. Их воссоединение могло произойти только под покровительством Рима. Мощная государственность во главе с царем, обладающим единоличной властью была актуализирована в России. Соловьев продвигал идею о вечном союзе Римского Пап и Русского царя, то есть союз носителей двух величайших даров – священства и царства. Но, несмотря на массу усилий, он не смог добиться никаких результатов. Принцип всеединства Соловьев применял, когда разрабатывал так называемую «русскую идею». Под русской идеей Соловьёв понимал историческую миссию России, которая заключается в выяснении предназначения русского народа и смысла его исторического бытия. В соответствии с идеями Соловьева, в судьбе русского народа главное определяется тем, что это христианский народ, поэтому национальная его идея должна заключаться в стремлении проникнуть в общую жизнь христианского народа. Соловьёв считал, что России необходимо пойти по пути христианского самопожертвования для блага других народов и самоотречения, то есть отказа от собственной самобытности и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма в первую очередь предполагает отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям. Соловьёв в дискуссии с Ф.М. Достоевским говорил, что высшая цель России заключается не в смене Европы на исторической арене, а в служении возрождению самой Европы, то есть своего рода выполнение жертвенной миссии. Он считал, что Россия не привнесла ничего нового ни в научный, ни в философский мир, а русская литература катится в пропасть. Такая низкая оценка литературы касалась крупнейших российских писателей – Достоевского, Толстого и др. |