Главная страница

Ближе к середине xix в., в период расцвета так называемой Викторианской эпохи, на смену романтизму начинает приходить


Скачать 18.46 Kb.
НазваниеБлиже к середине xix в., в период расцвета так называемой Викторианской эпохи, на смену романтизму начинает приходить
Дата04.05.2021
Размер18.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDokument_Microsoft_Word.docx
ТипДокументы
#201431

Рубеж XIX–XX столетий, как наиболее близкий нам период перехода одного века в другой, сыграл определяющую роль в формировании культуры современного европейского общества. В это время произошел глобальный сдвиг не только в политике, экономике, культуре, но и в сознании человека в целом. События рубежа веков стали во многом показательными для формирования культуры этого периода. В это время появляются новые виды искусства, которые в навсегда изменили лицо культуры. С появлением новых видов, в культуре наблюдается не только изменение стилей и жанров, но и концептуальное изменение понимание того, что есть искусство, чему оно должно или не должно служить.

Искусство.

Ближе к середине XIX в., в период расцвета так называемой Викторианской эпохи, на смену романтизму начинает приходить реализм — художественный стиль, стремящийся, как следует из его названия, к точному и правдивому отображению окружающей действительности.

В музыке реалистический стиль нашел свое отражение в удивительных произведениях великих итальянских композиторов Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло и, конечно же, всемирно известного Джакомо Пуччини.

В живописи основоположником реализма считается французский художник Гюстав Курбе (рис. 5.9), а его последователями — Жюль Бретон, Теодор Руссо и, конечно же, русские художники-передвижники Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Иван Иванович Шишкин и др.

В конце 1850-х гг. культура Европы постепенно вступает в эпоху декаданса (упадка). Во многом именно с данным феноменом связано формирование в 70—80-е гг. XIX в. на основе реализма двух основных художественных направлений — натурализма и импрессионизма. Натурализм стремился не просто правдоподобно отобразить окружающую действительность, но фотографически запечатлеть ее в мельчайших деталях, не стесняясь при этом наиболее отталкивающих, отвратительных подробностей. В литературе в стиле натурализма творили Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Александр Иванович Куприн, Альфонс Доде и отчасти Максим Горький (пьеса «На дне»), а в живописи — в первую очередь Жюль Бастьен-Лепаж. Другое художественное направление — импрессионизм — в отличие от натурализма, стремилось запечатлеть окружающий мир не в фотографической статике, а в движении, постоянной переменчивости, при этом особое внимание уделяя мимолетности впечатлений автора. Наиболее широкое распространение импрессионизм получил в живописи, где воплощение его удивительных художественных форм связано с именами таких великих живописцев, как Эдуард Майе, Огюст Ренуар, Эжен Буден, Клод Моне (рис. 5.10), Эдгар Дега и Камиль Писарро, а также целого ряда постимпрессионистов — Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Поля Гогена.

Период конца XIX — начала XX в. знаменует собой рождение такого стиля в европейском искусстве, как модернизм, отрицавшего всякую историческую преемственность и стремившегося к утверждению совершенно новых, экстравагантных и порой шокирующих художественных форм. В свою очередь, модернизм включал в себя целый ряд направлений: экспрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, часть из которых свое развитие получили уже в последующую эпоху. В изобразительном искусстве величайшие творения в стиле модерн связаны с именами художников-фовистов Анри Матисса и Мориса Вламинка; кубистов Пабло Пикассо и Казимира Малевича; экспрессионистов Эдварда Мунка и Эмиля Нольде; абстракциониста Василия Кандинского. В литературе модернизм наиболее ярко проявился в произведениях таких творцов, как Франц Кафка, Марсель Пруст, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и др.

Архитектура.

Ревивализм был отличительной чертой европейской архитектуры XIX века. Становление неороманского стиля, неоготики, неоренессанса и необарокко происходило в виде возрождения классических стилей. Появились региональные стили, такие как тюдорское возрождение в Англии. Развивались стили, базирующиеся на неевропейском искусстве, такие как шинуазри, использовавший мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства и египтизирующий стиль, использующий темы, сюжеты, образы и формы искусства Древнего Египта. Эти новые стили архитектуры часто использовали элементы оригинального стиля более свободно, иногда заимствовали элементы одновременно из нескольких стилей. Например, в замке Алник к экстерьеру оригинального средневекового замка были добавлены элементы неоготики, а интерьеры выполнены в стиле ренессанс.

Архитектура модерна (ар-нуво) стала реакцией против эклектических стилей, которые доминировали в европейской архитектуре во второй половине XIX века. Модерн выражался с помощью декоративных украшений. Здания покрывались природными орнаментами, стилизованными цветами, растениями или животными: бабочками, павлинами, лебедями, ирисами, цикламенами, орхидеями и водяными лилиями. Фасады были асимметричными и часто украшались полихромной керамической плиткой. Художественное оформление обычно выражало движение; не было различий между функциональными структурами и украшениями.

Архитектура ар-деко появилась во Франции в 1920-х годах. После Первой мировой войны в крупных городах по всей Европе и США стали появляться здания из стали и железобетона в стиле ар-деко. В этом стиле явно выражался разрыв со стилем ар-нуво. Для этого стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты из мрамора, стекла, керамики и нержавеющей стали, роскошь, шик, дорогие современные материалы, скульптуры и фрески в интерьерах.

Архитектурный модернизм представляет собой термин, применяемый к группе стилей архитектуры, которые возникли в первой половине XX века и стали преобладающими после Второй мировой войны, после отказа от традиционной неоклассической архитектуры и стилей изящного искусства, которые были популярны в XIX веке. В основе стиля — новые технологии строительства, в частности, использование стекла, стали и железобетона. Модернистская архитектура продолжала оставаться основным архитектурным стилем для общественных зданий вплоть до 1980-х годов, когда ей бросил вызов постмодернизм.

Экспрессионистская архитектура — это форма современной архитектуры, появившаяся в первые десятилетия XX века одновременно с экспрессионистским изобразительным и исполнительским искусством, преобладающим в Германии. В 1950-х годах появилось новое движение экспрессионистской архитектуры, вдохновлённое архитектурным образом церкви Нотр-Дам-дю-О архитектора Ле Корбюзье. Появились тенденции творческого самовыражения в архитектуре, искажения форм для достижения эмоционального эффекта, возникла концепция архитектуры как произведения искусства.

Литература.

В Британии XIX век характеризовался романтизмом. Популярны поэты-романтики, такие как: Уильям Вордсворт, лорд Байрон, Сэмюэл Кольридж. В готическом романе развивается жанр готического фэнтези.

В Германии период «Бури и натиска» конца XVIII века сливается с периодом классицизма и романтизма, воплощением которого является долгая эра деятельности Иоганна Гёте, охватывающая первую треть века. После окончания наполеоновских войн и до революций 1848—1849 годов, в радикальный Домартовский период, в литературе преобладало консервативное художественное течение Бидермайер.

В Дании первую половину XIX века называют «Датским золотым веком», так как в этот период появились произведения талантливых датских литераторов, таких как Сёрен Кьеркегор и Ганс Христиан Андерсен.

В конце XIX века романтизму противостоят реализм и натурализм. Конец XIX века, известный как «Прекрасная эпоха», с его ретроспективным «Fin de siècle», явился золотым веком европейской культуры, прерванным Первой мировой войной в 1914 году.

В XX веке появляется модернистская литература, характеризующаяся отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. К концу 1930-х годов период модернизма завершается, а после Второй мировой войны появляется литература постмодернизма

Модернизм стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами


написать администратору сайта