ТТСМИР виды газетной вёрстки. Cаркисов Дмитрий Жб171о
Скачать 143.99 Kb.
|
Cаркисов Дмитрий Ж\б-17-1-о В газетах применяют несколько типов (стилей) верстки. Для каждого из них характерны свои приемы размещения и технического оформления текстовых и иллюстративных материалов на полосах. Неоднократно делались попытки найти общую основу для классификации этих типов верстки и их разновидностей. Так, немецкий дизайнер Альберт Мейер выделял верстку, «не перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «горизонтальнопеременную» и «перекрещивающуюся по вертикали и переменную по горизонтали». Подобная классификация, несмотря на ее простоту и удобство, недостаточна. Она не учитывает ряда важных признаков верстки — таких как направление размещения материалов на полосе, их симметрия или асимметрия. Поэтому целесообразно отказаться от попыток определения общей основы всех типов (стилей) и видов верстки и классифицировать их по трем группам признаков. Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе. К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Действительно, каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника (рис. 1). Одной из разновидностей простой верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального формата. Благодаря этому при брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных горизонтально прямоугольников — «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки. Рис. 2. Ломаная верстка полосы. Газета «Ракурс» Рис. 3. Вертикальная асимметричная верстка полосы. Газета «Метро» Верстка с размещением материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной верстки (рис. 2). Статья или заметка приобретает при этом различную, иногда сложную форму — «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольниковколонок разной высоты. Вторая группа признаков классифицирует верстку в зависимости от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается). Если высота большинства статей и заметок на полосе превышает их ширину, она называется вертикальной (рис. 3). При этом все или почти все тексты представляют собой одноколонные или многоколонные прямоугольники, вытянутые по вертикали. Если текст размещают в нескольких колонках разной высоты, он может получить и иную, более сложную форму; однако главным для его разверстки остается вытянутость по вертикали. Рис. 4. Горизонтальная верстка полосы. Газета «Глагол» Для горизонтальной верстки характерно размещение текстов многоколонными прямоугольниками, растянутыми по горизонтали: общий формат публикации при этом больше ее высоты. В таком случае газетная полоса может быть расчленена на несколько «этажей» (рис. 4). При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной верстки: текст разверстывают горизонтально на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая дветри последние. Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии верстку называют асимметричной. При симметричной или асимметричной верстке в равной мере допустимо пользоваться приемами вертикального или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать простую прямоугольную или сложную ломаную форму. Таким образом, для определения особенностей верстки какойлибо газеты приходится давать развернутую характеристику, учитывающую все основные признаки, о которых шла речь выше. Например, верстальщики «Московского комсомольца» применяют брусковую (по конфигурации материалов), смешанную (вертикальногоризонтальную), асимметричную верстку. Как определить тип верстки, который максимально отвечает задачам, стоящим перед газетой? В каждом отдельном случае нужно принимать во внимание конкретные особенности издания: соответствует ли верстка типу газеты? Обеспечит ли она ясность в размещении материалов и вместе с тем даст ли достаточные возможности для выделения важнейших статей и заметок? Позволит ли добиться разнообразия, живости и динамизма в оформлении? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, верстальщику приходится взвешивать преимущества и недостатки того или иного вида верстки. Простая (прямоугольная) верстка обеспечивает ясность размещения материалов в номере, облегчает их восприятие. Верстальщик получает широкие возможности выделения важнейших публикаций номера и полосы, изменения формата колонок, применения различных приемов технического оформления. Эта верстка особенно удобна для газет с уплотненным графиком выпуска. Она позволяет при необходимости быстро переверстать полосу, заменить одну или несколько статей. Но при всей кажущейся простоте применение этого вида верстки требует от верстальщиков и дизайнеров достаточно высокого уровня профессионального мастерства. Неумелое ее использование может привести к однообразию оформления газеты. Есть свои достоинства и у ломаной верстки. Она позволяет придавать материалам газеты различную, иногда сложную конфигурацию, предоставляет большие возможности их выделения. Благодаря этому расширяется выбор средств, с помощью которых можно оживить лицо газеты. Приемами ломаной верстки успешно пользуются, когда необходимо более разнообразно оформить номер или какуюлибо из его полос, умело подать в газете материалы, контрастные по содержанию и форме. Однако при такой верстке необходим весьма точный расчет в процессе макетирования номера. Верстка газетных полос усложняется и может потребовать дополнительного времени, не предусмотренного графиком. А самое главное, подобная верстка усложняет восприятие материалов номера. Излишний контраст между материалами может привести к пестроте оформления газеты. Поэтому сфера применения ломаной верстки в нашей прессе в последнее время сужается. Если в 50е годы ее приемами охотно пользовались не только в молодежных, но и в целом ряде областных и центральных газет, то теперь многие газеты перешли к более простой верстке (рис. 5). Рис. 5. Верстка газеты «Известия» Желая использовать достоинства различных видов верстки и избежать недостатков, газетные верстальщики часто сочетают их элементы. В одном и том же номере статьи и заметки разверстывают на колонки равной или разной высоты, придают материалам прямоугольную или более сложную форму и т.д. Подобная смешанная верстка позволяет соединить простоту и ясность размещения газетных материалов, несложность воплощения замыслов с достаточно широкими возможностями оформления. Она получила большое распространение в центральной и местной прессе. Кроме того, возможно комбинирование вертикального и горизонтального размещения материалов в номере. Вертикальная разверстка текстов — один из самых старых приемов размещения материалов в газете. Длительное время все статьи и заметки разверстывались в газетах последовательно в одну колонку за другой. Понятно, что в результате все тексты принимали форму вытянутых по вертикали узких прямоугольников. И в настоящее время статью или заметку чаще всего заверстывают на ограниченное число колонок — одну, две, три. Читатели привыкли к такому традиционному построению газетных текстов, оно удобно и для верстальщиков. Подобное расположение материалов номера позволяет с равным успехом применять как простую, так и ломаную верстку и не затрудняет выделение материалов. Достоинствами вертикальной верстки объясняется широкое применение ее вариантов во многих газетах. А в некоторых из них возродили прием вертикального размещения материалов в одну колонку — он оказался удобен при разверстке многочисленных мелких информационных заметок и сообщений. Горизонтальная разверстка также позволяет четко разграничить материалы различных разделов и рубрик газеты — обычно на каждом «этаже» полосы располагаются статьи и заметки, входящие в какойлибо один раздел. К тому же, полоса получает необычный вид. Но вместе с тем подобная верстка ограничивает возможности верстальщика, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Кроме того, она эффективна лишь при размещении крупных статей, если полоса компонуется всего из трехчетырех больших текстовых «кусков»; мелкие же заметки, оформленные таким образом, выглядят весьма странно. Практика показала, что неумеренное применение горизонтальной верстки приводит к однообразию в оформлении газеты, поэтому многие верстальщики стараются сочетать приемы вертикальной и горизонтальной верстки. Разверстывая большинство текстов вертикально, отдельные крупные статьи они размещают по горизонтали — «подвалом», «чердаком» и т.п. — или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок. Применяя симметричную и асимметричную верстку, надо учитывать их возможности. Умело сверстанная симметричная полоса привлекательно выглядит и может украсить номер, поэтому симметричную верстку сейчас применяют в основном при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц и подборок. Но в большинстве случаев предпочитают использовать асимметричную верстку, поскольку, в стремлении добиться одинаковой величины симметрично расположенных заметок, приходится подчас сокращать некоторые из них, удаляя предложения и целые абзацы, жертвуя содержанием материалов ради избранной формы. Асимметричная верстка более динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших заметок. Но асимметрия не означает беспорядка на газетных полосах — она должна быть продуманной, только при этом условии такая верстка поможет избежать однообразия в оформлении газеты. Разумное сочетание приемов симметричной и асимметричной верстки — наилучший из возможных вариантов компоновки номера. Верстая газету в основном асимметрично, можно при необходимости использовать отдельные элементы симметрии, например расположить на асимметрично сверстанной полосе симметричную подборку или же выделить в номере тематическую страницу с помощью симметричной верстки ее материалов. Таким образом, верстальщики имеют широкие возможности для выбора различных видов верстки газет. В основе этого выбора, как было сказано, лежат понимание и оценка ряда объективных и субъективных моментов — типа газеты, опыта и мастерства дизайнеров и верстальщиков, возможностей полиграфической базы и т.д. |