Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое церковный раскол

  • Что привело к церковному расколу

  • Суть изменений

  • Ключевые события церковного раскола

  • Значение церковного раскола

  • Последствия раскола

  • Идеология раскола

  • Список литературы

  • Церковный раскол в 17 веке. Причины и последствия


    Скачать 258.3 Kb.
    НазваниеЦерковный раскол в 17 веке. Причины и последствия
    Дата12.05.2021
    Размер258.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat.docx
    ТипРеферат
    #203869



    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

    Кафедра Финансовых рынков и финансовых институтов

    Реферат

    На тему: Церковный раскол в 17 веке. Причины и последствия.


    Учебная дисциплина: История

    Ф.И.О студента: Протас Дмитрий Алексеевич

    Направление (специальность): Банковское дело

    Специализация: Социально-экономическая

    Номер группы: 11-БД006

    Номер зачетной книжки: 204169

    Проверил: Паринов О. В

    Что такое церковный раскол?

    Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

    Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

    Что привело к церковному расколу?

    Церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.

    Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы, с 1788 года официально называемые старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.

    Причины


    Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:


    1. Властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича мирового православного царства («Москва — Третий Рим»);




    1. Процесс централизации Русского государства неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения;



    1. Политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем;




    1. Необходимость переписи священных книг (при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения); Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого‑филолога, выделяя разные способы толкования Священного Писания — буквальный, иносказательный и духовный (сакральный);



    1. В феврале 1551 г. По инициативе митрополита Макария был созван собор, приступивший к «церковному устроению», выработке единого пантеона русских святых, введению единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого;




    1. Во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского

    государства, «злобой дня» становится проблема с введением троеперстия.
    Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.



    Суть изменений:

    1. Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.

    2. Вместо «Исус» стали писать «Иисус».

    3. Число просфор при совершении литургии было сокращено.

    4. Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.

    5. При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.

    6. Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.

    Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

    Ход событий

    После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.




    Ключевые события церковного раскола


    1652 г. — церковная реформа Никона;

    1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы;

    1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем;

    1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам;

    1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.

    Ключевые фигуры: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.



    Значение церковного раскола:


    • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.

    • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.

    • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.

    • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.

    • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.



    Последствия раскола:

    — Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа.

    — Реформа проводилась с элитарных позиций.

    — Реформа проводилась с помощью насилия, сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

    — До раскола Русь была духовно единой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

    — Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем». В мироощущении новообрядцев появилось больше материального практицизма, желания быстрого достижения практических результатов.

    — Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. Было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. По приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Старообрядцы проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, горели целыми родами и общинами.

    — Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Реформа наметила подмену главных целей образования: вместо человека — носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

    Идеология раскола

    Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении. Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

    Список литературы

    1. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 2000.

    2. Андреев B.B. Исторические судьбы раскола // Всемирный труд. СПб, 2000. - №2-4.

    3. Волков М.Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

    4. Воробьев Г.А. Паисий Лигарид // Русский архив. 1894. №3. Воробьева Н.В. Церковные реформы в России в середине XVII в.: идейные и духовные аспекты. - Омск, 2002.

    5. Воробьева Н.В. Русская Православная Церковь в середине XVII в. - Омск, 2004.

    6. Медовиков П. Историческое значение царствования Алексея Михайловича. - М., 2004.

    7. Павленко Н.И. Церковь и старообрядчество во второй половине XVII в. // История с древнейших времен до наших дней. - М., 2007. - Т. III.

    8. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб.,2003

    9. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 2005.

    10. Хмыров. Царь Алексей Михайлович. // Древняя и новая Россия. СПб., 2005. - №12.

    11. Чистяков М. Историческое рассмотрение деятельности православного русского духовенства в отношении к расколу от его возникновения до учреждения Св. Синода // Православное Обозрение. 1887. Т. II.

    12. Шульгин B.C. Движения, оппозиционные официальной церкви, в России в 30-60- годах XVII века: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2007.

    13. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань, 2009.



























    написать администратору сайта