Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель: Учить детей видеть и понимать прекрасное. Задачи

  • Материально-техническое и информационное обеспечение: компьютер информационный материал Ход мероприятия

  • 2. Игра-викторина. Класс делится на две команды.Первый тур. Подпиши картину

  • Портрет писателя

  • В.Л.Боровиковский «М.И.Лопухина»

  • П.А.Федотов «Сватовство майора»

  • Народная драма

  • 3) царевна будет заточена в монастырь

  • Обращение к евангельским сюжетам

  • Час искусства. Шедевры русской живописи, собранные П.М.Третьяковым. Таня урок. Час искусства. Шедевры русской живописи, собранные П. М. Третьяковым


    Скачать 6.33 Mb.
    НазваниеЧас искусства. Шедевры русской живописи, собранные П. М. Третьяковым
    АнкорЧас искусства. Шедевры русской живописи, собранные П.М.Третьяковым
    Дата30.03.2022
    Размер6.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТаня урок.docx
    ТипДокументы
    #426873

    Час искусства. Шедевры русской живописи, собранные П.М.Третьяковым
    Актуальность:

    • Формирование нравственной культуры обучающихся.

    Цель:


    • Учить детей видеть и понимать прекрасное.


    Задачи:

    • Способствовать проявлению интереса к изучению живописи.

    • Развить кругозор обучающихся.

    • Вызвать интерес для дальнейшего знакомства с творчеством художников.


    Материально-техническое и информационное обеспечение:


    • компьютер

    • информационный материал


    Ход мероприятия

    1. Из истории

    Учитель:

    - Редкий человек не слышал об этой удивительной сокровищнице мирового искусства. Здание Третьяковской галереи расположено в Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке.



    Галерея названа в честь своего создателя – Павла Михайловича Третьякова, страстного коллекционера и очень образованного человека.

    В 1872 г. Третьяков начинает создавать первые залы будущей галереи, пристраивая их к своему дому. Когда коллекция насчитывала более 2 тыс.картин, Третьяков передал её в дар Москве, осуществив свою заветную мечту.

    В 1898 г. , 4 декабря, ушёл из жизни человек, сослуживший России великую службу. Человек, имя которого знали все. Его произносили с глубочайшим почтением и неизменным восхищением. А письма, получаемые в большом количестве, доходили без конкретного адреса, а просто с надписью: «Москва, Павлу Михайловичу Третьякову». В течение всей жизни хозяин дома в Лаврушинском переулке создавал общедоступный национальный художественный музей. «Писал» своим собранием историю русской живописи, всячески содействуя её развитию.

    Читая бесчисленные высказывания современников, прославлявших тихого, застенчивого купца-коллекционера, как огня боявшегося всякого восхваления, всяческой рекламы, невольно задаешься вопросом: в чём же заключался феномен Третьякова? Почему все в один голос считали его чуть ли не самым достойным человеком в Москве, а дело, которому он посвятил жизнь – создание национальной художественной галереи, - называли не иначе как подвигом? Ведь были в Москве люди неизмеримо богаче, чем Третьяков, да и коллекции собирали многие и до него, и одновременно, и после. Почему же именно Павел Третьяков остался для всех нас коллекционером и меценатом номер один?

    Ни на день в течение всей жизни не покидала его мысль о необходимости выполнить задуманное. Он серьезно изучал русскую и мировую живопись, пополнял свои знания поездками за границу, где посещал всевозможные выставки и аукционы. Нечего и говорить, что в России он за четыре с лишним десятилетия не пропустил ни одной выставки. Он вырабатывал поразительный художественный вкус, абсолютный, как считали сами художники.

    Негромко, произнесенное им слова, обращенные к художнику, - «Прошу Вас картину считать за мной» - становились для последнего равносильно общественному признанию.

    Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру, графику.

    До сих пор почти все, что было им приобретено, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

    Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.

    Перед теми, кто проходит по залам галереи, открываются страницы жизни нашего народа, образы людей прошлого и настоящего и многочисленные пейзажи.
    Люди ласково называют галерею «Третьяковкой», это слово привычно и понятно многим людям.

    И сегодня у нас есть замечательная возможность пройти по залам Третьяковской галереи, познакомиться с некоторыми из шедевров, хотя и заочно,  и с создателями этих шедевров – замечательными художниками.

    Залы Третьяковки хранят прекрасные произведения русского искусства с древних времен  до наших дней. Возможно, сегодня для некоторых из вас это будет первым знакомством с русской живописью.




    Васнецов «Богатыри»



    Шишкин «Утро в сосновом бору» Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»



    Репин «Не ждали»
    -Знаменитый коллекционер , составляя свой музей, смотрел в будущее, думал о грядущих поколениях. О нас и о тех, кто придет за нами. В 1875 г. Он писал В.Верещагину: «Я …давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение».

    2. Игра-викторина.

    Класс делится на две команды.

    Первый тур. Подпиши картину

    Команды получают таблички с названиями картин и именами авторов, написанные разными фломастерами, чтобы отличить работу команд и правильно её оценить. Командам нужно прикрепить таблички рядом с картинами на свои места. за каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

    примечание: таблички выдаются не ко всем картинам. «Портрет Ф.М.Достоевского», «Последний день Помпеи», «Мокрый луг», «Березовая роща», «В голубом просторе» должны остаться неподписанными.
    Второй тур. Портрет писателя

    На нашей выставке представлены и картины портретного жанра ( Портрет — это жанр в изобразительном искусстве, призванный отображать человека). Среди них выделяется и мужской портрет. Он прост и глубоко выразителен. он признан не только лучшей работой Перова в портретном жанре, но и одним из лучших портретов русской школы вообще. простота, скромность, приглушенные сероватые краски, грустный, болезненный, задумчивый взгляд – все это создает тот образ писателя, который возникает у читателей его произведений.

    Автопортрет. 1870

    Имя при рождении

    Василий Григорьевич Васильев

    Дата рождения

    21 декабря 1833 (2 января 1834)[1]

    Место рождения

    ТобольскРоссийская империя

    Дата смерти

    29 мая (10 июня1882[1] (48 лет)

    Место смерти

    село КузьминкиМосква

    Страна

    •  Российская империя

    Жанр

    живопись

    Учёба

    • Московское училище живописи, ваяния и зодчества

    Награды



    Звания

    академик ИАХ (1866)
    профессор ИАХ (1870)

    Премии

    пенсия ИАХ (1862)


    - Чей это портрет?

    1) Н.В.Гоголь

    2) Ф.М.Достоевский

    3) И.С.Тургенев

    - Да, это портрет великого русского писателя Ф.М.Достоевского, а написал его выдающийся русский художник Василий Григорьевич Перов.

    Третий тур. Чудное мгновенье

    - Следующие три портрета – прекрасные женские образы. запечатленные на полотнах, они восхищают своей красотой. «Я помню чудное мгновенье, предо мной явилась ты…» Сейчас вы услышите стихотворение Я.Полонского, относящееся к одному из этих образов. поробуйте угадать, кому посвящены эти строки.

    Она давно прошла – и нет уже тех глаз,

    И той улыбки нет, что молча выражали

    Страданье – тень любви, и мысли - тень печали…

    Но красоту её художник спас.

    Так часть души её от нас не улетела;

    И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

    К ней равнодушное потомство привлекать.

    - О какой картине идет речь?



    1) В.Л.Боровиковский «М.И.Лопухина»

    2) И.М.Крамской «Неизвестная» 3) Д.Г.Левицкий «М.А.Дьякова»

    - Речь идет о портрете Марии Ивановны Лопухиной, принадлежащем кисти Владимира Боровиковского. Дочь отставного генерала И.А.Толстого, жнеа офицера, Мария Ивановна Лопухина скончаласьь от чахотки через пять лет после написания портрета. Но благодаря великому художнику жива её красота. Лёгкие, нежные краски , мягкий задумчивый взгляд, нежность, мечтательность – никого не оставит равнодушным этот образ.

    Четвёртый тур. Поправка обстоятельств

    - У этой картины есть второе название – «Поправка обстоятельств».

    - Что это за картина?

    1) В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

    2) В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»

    3) П.А.Федотов «Сватовство майора»



    - Речь идёт о картине Павла Андреевича Федотова «Сватовстов майора».

    Как вы думаете, девушка-невеста стремится убежать?

      1. появление жениха явилось неожиданностью, невеста растерялась

      2. невеста уходит, потому что не хочет выходить замуж за майора

      3. девушка просто сконфузилась, а мать сердится и задерживает е1, поскольку гостя ждали и готовились к его приходу.

    - Девушка, живущая затворницей, застеснялась незнакомого мужчины в дому. Мать останавливает её и таким образом порпавляет обстоятельства. Гостя ждали: мать и дочь разодеты, прислуга готовит угощенье. Впрочем, выражение «поравка обстоятельств» может иметь и другое значение: разорившийся майор поправляет обстоятельства путём женитьбы на богатой купеческой дочери. Этот брак желателен для всех: купеческие дочери мечтали выйти замуж за дворян, поскольку те считались высшей знатью и занимали самое высокое положение в обществе. А обедневшие и просто бедные дворяне видели своё спасение в браке с богатыми купеческими дочерьми.

    Пятый тур. Грозные силы природы

    - На картине русского художника Карла Брюллова изображен город, расположенный на самой плодотворной части Италии. Основанный в VI в..до.э., он занимал площадь 66 га. Население его составляло 1220 тыс.человек. Художник изобразил последние мгновения жизни этого города, когда в один из дней 79-го года нашей эры произошла страшная катастрофа.

    - Как назывался этот город?

    1) Помпеи

    2) Стабия

    3) Геркуланум

    - Какое явление природы послужило причиной гибели этого города?

    1) землетрясение

    2) извержение вулкана

    3) пожар



    - Прекрасный город Помпеи погиб от извержения вулкана.

    Шестой тур. Народная драма

    - Исторический жанр представлен на нашей выставке двумя картинамиь замечательного живописца Василиия Ивановича Сурикова. Это «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»





    «Утро стрелецкой казни»



    «Боярыня Морозова»

    - К какому веку относятся события, изображенные на полотнах?

    1) XVI в.

    2) XVII в.

    3) XVIII в.

    - Картина «Утро стрелецкой казни» изображает трагические события начала царствования Петра Первого. Петр Первый находился в Великом посольстве на Западе и жил в Вене, когда из Москвы пришло тревожное известие: четыре стрелецких полка, направленных после Азовского похода на западную границу, взбунтовались и ушли на Москву, чтобы возвести на престол царевну Софью – родную сестру царя. Стрельцы были сильно измучены тяжёлой и долгой осадой Азова, возмущены неуплатой жалованья, недовольны реформами Петра Первого. Сигнал к бунту подала сама Софья, стремившаяся быть царицей. Петр, получив известие о бунте, повелел беспощадно расправиться с мятежниками, а когда вернулся, стрельцы были разбиты. Петр лично повел розыск. Не было ни одной площади в Москве, где бы не стояли эшафоты и виселицы. В крови, в муках умирала непокорная допетровская Русь.

    - Выделите три группы людей на картине



    (Стрельцы, осужденные на казнь. Петр Первый во главе знати, руководящей казнью. Родственники осужденных стрельцов. Софья – главная виновница бунта)

    - Вы видите на картине Софью, которая примыкает к группе осужденных стрельцов. софья главная виновница бунта.

    - Что ждет её?

    1) она будет казнена

    2) она будет помилована, т.к. является родной сестрой Петра

    3) царевна будет заточена в монастырь

    - Софью постригли в монахини и заточили в Новодевичьем монастыре.

    - Теперь обратим внимание на картину «Боярыня Морозова». Здесь чётко выделяются две группы людей. Какие? (Толпа народа делится на две группы: это сочувствующие женщине и откровенно потешающиеся над ней)

    - Боярыню Морозову отправляют в острог. Почему? Не даст ли нам разгадку её жест?

    - Что означает жест женщины на картине?

    1) приветствие

    2) угрозу

    3) знак веры.

    - Героиня картины – боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, принадлежавшая к высшему сословию московской придворной знати, рано овдовев и став полной хозяйкой в доме, превратила его в тайный монастырь. Приняла монашеский постриг, отошла от двора, увлекла за собой сестру, княгиню Евдокию Урусову. Дом боярыни Морозовой был превращен в место сборищ раскольников, не согласных с новой реформой обрядности патриарха Никона и выразивших свой протест и готовность к борьбе. В частности, до реформы Никона символ христианской веры – осенение крестом – осуществлялся двумя пальцами, после реформы – тремя. Поднятая рука Морозовой означает преданность старой вере и готовность умереть за неё. Боярыня вместе с сестрой были изгнаны из своих хором, заточены в монастырские подземелья в Боровске, где и умерли после нескольких лет заключения. На картине закованной в железо мы видим только боярыню Морозову, ее сестар идет в след за санями.



    Седьмой тур. Обращение к евангельским сюжетам

    - Здесь представлены две картины, связанные с темой религии. Авторы картин разные. «Явление Христа народу» принадлежит кисти Александра Андреевича Иванова, а «Христос в пустыне» написан Иваном Николаевичем Крамским. На картине «Явление Христа народу» мы видим античные фигуры, прекрасный пейзаж



    - Попробуем догадаться, где, в какой стране работал художник над этой картиной.

    - Какая страна изображена на картине «Явление Христа народу»?

    1) Россия

    2) Англия

    3) Италия

    - Эта картина писалась художником около 20 лет. Иванов, по словам Гоголя, просиживал по несколько месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок. Он разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей Древней Иудеи, писал с них бесчисленные этюды. Кстати, Христа Иванов писал с женщины. Прекрасный пейзаж, красота линий, скульптурность фигур, которые четко выражают характер каждого человека, тонко и правдиво передают все оттенки мыслей и чувств. Какие чувства и мысли переданы в картине? Какие события происходят?

    Здесь показан народ на историческом повороте, в минуту серьезных решений, важных для общих судеб и личной судьбы каждого. Христос пришел к людям с новой верой. Как встретили его? Вглядитесь в эти лица. Вы найдете сторонников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямцев и жаждущих истины юношей. Среди народа выделяется одна фигура, полная решимости и веры в Христа, - фигура Иоанна Крестителя.





    - Следующая картина – «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского.


    - Что выражает поза сидящего человека?

      1. спокойно отдыхает после напряженного дня

      2. мечтает о будущем

      3. находится в тяжелом раздумье

    Содержание картины , определенное названием, таково: это эпизод евангельской легенды, где рассказывается, как Христос, преданный одним из учеников, удалился на ночь в пустыню, чтобы там в одиночестве решить – бежать ли ему, оставив борьбу, или отдаться в руки властей и умереть во имя идеи. Таким образом, он находится в тяжелом раздумье.

    - Случайно ли название картины?

    1) да

    2) нет

    Ценители живописи, которые вели спор о содержании картины, попросили художника раскрыть её истинный смысл. Крамской ответил так: «Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево?.. Я однажды ясно представил себе человека в минуты такого раздумья, одинокого в безлюдной каменистой пустыне. Он сел так, когда солнце еще перед ним, сел усталый, измученный, сначала он проводил глазами солнце, затем не заметил ночи, и на заре уже, когда солнце должно подняться сзади него, он все еще продолжал сидеть неподвижно. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу…»

    Крамской начал писать этого человека, сидящего, сплетя пальцы рук, среди всеобщей немоты, среди сухих серых камней, освещенных трепетным розоватым светом занимающейся зари, «и когда кончил, то дал ему дерзкое название…»

    Таким образом, название картины случайно, заранее не предусмотрено.

    Восьмой тур. Музыка пейзажа

    -Завершая нашу выставку картин три чудесных пейзажа. Как вы видите, названия картин закрыты





    - Его пейзажи словно наполнены ароматом трав, звоном насекомых. Безудержная великолепная игра колорита. Магическое сочетание трех тонов, как бы переходящих из одного в другой, из другого в третий: светлая, радостно сияющая бирюза небес; светлая, солнечно зелёная трава поляны. От такого гармоничного сочетания весь колорит получается мажорно-зеленоватым: дальний план занимают благородные по тону , темные изумрудно-бархатные купы деревьев. Они сливаются в одно целое – влекущую своей свежестью белоствольную рощу, которая будто тих-тихо звенит.

    Крамской назвал его картины «музыкой природы». Глядя на эту картину, вы чувствуете сочную мягкую влажность растительности, её дивную серебристость – это прошёл дождь и окутал чуть лиловатым туманом дали. Природа дышит на полотне.

    Над бескрайнимим просторами моря, над угрюмым скалистым островом пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они уже не предвещают шторма. По небу величаво движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы-лебеди. Недаром этого художника называют «чародеем тайн сине-зеленого тона»: здесь нераздельно господствует стихия темно-синего цвета. строй картины выглядит суровым и мужественным. это призывная песня свободы сильных, отважных сердец.


    написать администратору сайта